СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование читательской культуры современных детей и подростков"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Формирование читательской культуры современных детей и подростков". Речь пойдет о читательской культуре в школе.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской культуры современных детей и подростков"»

Формирование читательской культуры современных детей и подростков.

Чтение во все века раскрывало индивидуальные особенности личности, ценилось и служило средством её становления. Поэтому и в наши дни читательская культура является основой - социального, познавательного, художественного, эстетического и духовного развития современной личности.

Под читательской культурой детей подразумевается - определенный уровень развития культурного общения ребенка с книгой, полноценного восприятия прочитанного, наличие характерных возрасту литературных знаний.

Занятие литературным чтением является основным этапом вхождения ребенка в литературу. От качества преподавания этого предмета, зависит формирование у ребенка понимания важности в жизни книги. Ребенок должен чувствовать всю красоту произведений, обладать тягой к чтению именно истинно художественной литературы. В ходе чтения развиваются творческие задатки. Важную роль в этом играет процесс восприятия художественного произведения. Восприятие тесно связано с пониманием сущности художественного изображения, которое достигается на уроках литературного чтения путем анализа и синтеза прочитанного. В глубине восприятия отражается понимание художественного образа. Художественный образ - это обобщенная картина человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение

Таким образом, Т.И. Полякова выделяет критерии сущности развития читательской культуры детей школьного возраста, как:

- процесса выработки у детей ценностного отношения к книге;

- умения исследовать и выбирать интересующую книгу;

- способности эмоционально реагировать на прочитанное;

- возможности эстетически воспринимать художественный текст;

- находить в прочитанном произведении ценностную и смысловую информацию.

Изучение литературы в основной школе, как указано в Стандартах среднего общего образования по литературе, направлено на достижение ряда целей и задач, среди которых:

-освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве;

-воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство;

-формирование художественного вкуса, аргументировать свою позицию;

-развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных работ различных жанров.

Таким образом, развитие читательской культуры личности и связанных с ней речевых умений и навыков в рамках уроков литературы становится единой задачей, решаемой в процессе анализа произведений русской классики.

В научной литературе нет четкого определения понятия «читательская культура». Обобщая теоретические исследования в данной области,  предлагается рабочее определение понятия «читательская культура». Под читательской культурой понимают определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков:

-потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения;

- способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации);

-необходимый уровень теоретико-литературных знаний; креативные способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения..

В.А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа – это прежде всего книга… Книга – это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека» . 

Воспитание сознательного читателя  предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности и определённой самостоятельности в восприятии художественного произведения.

      Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая он активно реагирует на поступки героев, даёт им оценку, сопереживает, воссоздаёт их в своём воображении. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков и вместе с тем развивает у учащихся навыки трудовой и творческой деятельности. Таким образом , уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции: оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям. к своей Родине, его нравственно-этические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

      На уроках внеклассного чтения  можно предложить  учащимся следующие виды творческих заданий:

1. Передача прочитанного в ролях.

2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги.

3. Иллюстрирование прочитанного.

4. Составление диафильмов.

5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям.

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Роль чтения в развитии у ребенка воображения, освоения языка классической литературы, развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна

  «Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы становятся для них скучными?» - задаются вопросом  все методисты и совершенно точно определяет причины этого печального явления: «…общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения. Все большее влияние на подрастающую личность оказывают средства массовой информации (прежде всего телевидение), видео и компьютеры. Увлечение телевидением и компьютерными коммуникациями приводит к пассивности восприятия, к потреблению, развлечению, но не • развитию. Средства массовой информации с их сильным эмоциональным воздействием создают уже определенный стереотип восприятия, для того, чтобы ему что-то противопоставить, нужны достаточно яркие, разнообразные эстетические впечатления.

Как же сделать так, чтобы ребенок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждения от встречи с мудрыми и веселыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели - великие мыслители и гуманисты?

Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений школьника.

Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения).

 Одной из основных целей обучения литературе учащихся   считаю формирование культуры чтения как условие интеллектуального и нравственного развития учащихся. В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

  1. совершенствовать читательские умения школьников;

  2. создать условия для формирования критического отношения к художественным произведениям;

  3. формировать навыки продуктивного чтения;

  4. формировать собственный круг чтения каждого учащегося.

Для решения этих задач использую две формы работы:

-читательский дневник;

- тематическая читательская конференция.

Ведение читательского дневника – обязательное условие для всех учащихся 5 – 7 классов. Ученик 5 – 6 классов фиксирует информацию о прочитанных дома произведениях и в форме отзыва формулирует своё отношение, описывает свои впечатления. Дети 7 класса оценивают содержание, язык, структуру произведения. Они учатся фиксировать ключевые моменты, что помогает в углублённой работе с текстом в старших классах. К 9 классу должен сформироваться  свой круг чтения у каждого школьника. Одновременно предлагаю список классических произведений, проверенных временем и эстетическим вкусом нескольких поколений читателей. Перед каникулами, в конце четверти, года, родителям и детям предоставляется список произведений для чтения, предназначенных программой для обязательного изучения. В него включены программные художественные тексты большого объёма (как правило, ребята не имеют возможности прочитать их перед занятием). Ответственность за подготовку детей к урокам литературы возлагается частично на родителей.

В то же время за последние десятилетия в детской среде, как и во взрослой, произошло снижение статуса книги. Чтение книг стало восприниматься детьми и подростками преимущественно либо в качестве одного из инструментов получения информации (по заданию школы), либо в качестве второстепенного средства для отдыха и развлечения (на досуге). На первом месте в структуре досуга подростков – теле и видеопросмотры, прослушивание радио, работа или развлечения на компьютере, в том числе в Интернете. Чтению «для души», чтению, развивающему личность, подростки уделяют все меньше внимания.

При этом произошла деформация самого круга чтения подрастающего поколения. Например, при опросе подростков об их любимых книгах и героях лучшие зарубежные классики, ранее входившие в круг чтения многих поколений, почти не были названы. Уходящие из чтения юных книги «золотой полки» часто замещаются современными произведениями для взрослых невысокого художественного достоинства. А ведь книги, которые выбирают дети и подростки, являются для них, говоря словами выдающегося психолога Л. С. Выготского, «источником развития».

Поскольку чтение – это труд, потребность в чтении нужно воспитывать в человеке с детства. Желание читать передается только «из рук в руки», как эстафетная палочка. Практически невозможно привить любовь к чтению без непосредственного контакта с человеком, который обладает культурой чтения и способен наладить с ребенком диалог, живое общение. Именно сочетание этих двух факторов порождает талантливого читателя. К сожалению, один из них в нашей стране все время «выпадает».

Раньше взрослые – родители, учителя, библиотекари – в массе своей обладали высокой читательской культурой, но действовали более авторитарно. Теперь же взрослые более демократичны, но их культура чтения значительно упала. В этих условиях растет роль и значение детских библиотек. Работающие там специалисты владеют методиками приобщения к чтению и могут помочь детям из нечитающих семей полюбить книги и чтение.

Воспитание читательской культуры складывается прежде всего из:

-привычки к систематическому ежедневному чтению, которая формируется у детей под влиянием семьи, школы и библиотеки;

-высокого уровня восприятия литературы, позволяющего включать в круг чтения книги, требующие интенсивной работы ума и сердца;

-умения и желания использовать все возможности, которые предоставляют институты, связанные с книгой и чтением, – библиотеки, книжные магазины и т.д.

И хотя одно из уникальных «инструментов» развития духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей человека является чтение, в том числе чтение художественной литературы, сегодня для того чтобы дети и подростки читали качественные книги, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше. От того, сможем ли мы изменить создавшееся положение, установку многих родителей, педагогов и общества в целом только на развитие «информатизации» в противовес развитию целостной личности, во многом зависит состояние будущего общества.

  Воспитать полноценную личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует знания, учит мыслить, помогает человеку понять своё предназначение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!