Формирование духовно - нравственных качеств у студентов в учебно - воспитательном процессе (из опыта работы)
Ельчина Татьяна Викторовна,
преподаватель литературы и русского языка
Сейчас можно услышать много высказываний о том, что без возрождения духовности нельзя говорить о будущем России. Действительно, как так получилось, что в какой - то момент мы перестали думать о духовном обогащении, стали не замечать нравственную суть поступков. Такие нравственные проявления как сострадание, соучастие, уважение, преданность, почему - то отходят все дальше на задний план. Эти качества мы не пощупаем руками, не купим и не одолжим на время. А ведь эти качества и составляют то, что мы называем культурой. Культуре нельзя научиться по книжке, она проявляется в поступке, действии, в живом слове. Именно поэтому, все острее ощущается потребность в воспитании личности, способной созидать, а не только потреблять. И хорошо то, что осознается значимость возрождения нравственности и духовности, особенно в молодежной среде, так как именно она, молодежь, будет управлять нашей страной в будущем. И мы, педагоги, не можем остаться в стороне, так как понимаем, что своевременно не оказанное внимание и не удовлетворенные духовные запросы наших студентов приводят к моральному саморазрушению (грубость, хулиганство, алкоголь, наркомания и т.д.) Неправда ли, знакомые слова? Безусловно, процесс воспитания во всей своей совокупности, а не как отдельные составляющие его (интеллектуальное, трудовое, патриотическое, духовно-нравственное и т.д.), должен начинаться с детства, мы преподаватели ССУЗов, получаем студентов с уже вполне сформированными взглядами и привычками, отнюдь не всегда положительными. Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас шокируют (разводы, аборты, взятки - воспринимаются как норма жизни). Уровень культуры очень низкий. Многие из молодых людей не затрудняют себя элементарными проявлениями культуры поведения. Мы стараемся их "облагородить", создавая различные воспитательные программы. К сожалению, не всегда это приводит к весомым результатам. Процесс этот долгий и кропотливый и иногда хочется просто махнуть рукой, решив, что уже ничего нельзя предпринять. И тем не менее, нам нужно помочь студентам в определении выбора жизненных позиций, научить общению друг с другом, сориентировать их в стремлении к самоопределению, как личности, так и человека еще и потому, что часто мы оказываемся единственными, кто может в этом направлении внести коррективы, пусть небольшие, но способствующие избранию ими верного пути. И в этом случае, на мой взгляд, не стоит забывать о досуге студентов. Ведь именно в этой сфере можно в значительной степени устранить отрицательное влияние многих факторов на основе вовлечения их в творческие группы по интересам. Совместная коллективная деятельность позволяет сформировать такие качества, как эффективная коммуникация, личная взаимная ответственность, причастность к коллективу. На мой взгляд, духовность - это красота внутреннего мира человека. У каждого из нас природой заложено стремление к прекрасному, значит, приобщая и развивая в человеке художественные наклонности. приобщая к творческой деятельности, можно создать предпосылки к тому, что в душе молодого человека отогреется и оживет росток духовности.
Я - филолог, и мне ли не знать какой мощный потенциал в деле воспитания несет художественная литература. Но как этот процесс сделать привлекательным для самого студента?
Организацию работы в данном направлении я начала с "увлеченными" студентами.
Что стало условиями творческой реализации: создание развивающей среды для реализации творческого начала;
погружение в исследовательский поиск;
наличие творческого потенциала самого преподавателя - тьютора, его умение увлечь идеей.
Предполагаемый результат работы в данном направлении: формирование инициативных, способных творчески мыслить студентов.
Именно в этом контексте особую значимость приобрел личностно ориентированный подход в учебно - воспитательной среде.
Цель моего опыта: повысить воспитательную роль литературы, уделяя внимание тем формам, средствам и приемам, которые будут способствовать духовно - нравственному развитию личности студентов.
Был создан небольшой творческий кружок, который постепенно наполнялся новыми студентами. Начинали с малого, учились "говорить"друг с другом и "слышать" себя и других. И уже позже, от самих ребят, появилась идея нашего проекта, который мы назвали "Поэтическая гостиная".
Силами студентов, в рамках проекта, был создан печатный орган - "Наша газета". Студенты сами распределили себе роли, какую должность будут занимать: редакторы, журналисты, верстальщики. Пришлось учиться многому: организовали поход в редакцию, учились тому, как брать интервью и выстраивать диалог, учились сами писать заметки и статьи. Пришлось подтянуть свою грамотность, обратиться к словарям, чтобы верно изложить свои мысли. Несомненный плюс, который позитивно отразился и на учебной деятельности моих студентов. Должности у нас были не статичны. Каждый мог попробовать себя в любом качестве. Сами ребята выявили в разных группах творческих, но никак не проявлявших себя студентов, вовлекли их в сотворчество.
А затем совместными усилиями организовали городской поэтический конкурс. Это мероприятие проходит на одном дыхании, интерес к нему не угасает. Конкурс - это восхитительный шанс поучаствовать в соревновании, почитать произведения известных поэтов и прозаиков. Выразительное чтение - важный фактор при обучении литературе, оказывающий влияние на формирование внимания к слову. В процессе этой работы раскрывается тайна слова в творческой лаборатории писателя или поэта. Данный вид работы не проходит бесследно, а влияет на жизненные взгляды студентов, на мировоззрение. Стихи – очень сильное воспитательное средство. В этом мы убедились, организуя и проводя данное мероприятие, принимая от участников конкурса слова благодарности. Такие встречи становятся откровением, эмоционально сближают людей.
Конечно, не все у нас поэты и художники, черновую подготовительную работу тоже выполняем: подготовка инструментария, организация заседаний и репетиций, подготовка помещения, презентаций к выступлениям. Каждый из студентов выбирал себе занятие по душе. Сам процесс подготовки какого - либо дела позволяет студентам глубже проникнуть в происходящее, пропустить через себя, "прожить" какой - то временной промежуток, пусть и небольшой.
"А эффект?" - спросите Вы. Конечно, в один момент все сразу не стали высоконравственными и духовно обогащенными, но то, что расширилась их эмоциональная сфера чувств, обогатился словарный запас, они научились решать поставленные задачи, научились слушать и слышать друг друга - это несомненно. Да, пусть на первый взгляд, пока "крупица" от целого, но действенная "крупица". Студенты проявляли себя в творческой сфере (некоторые впервые) в соответствии со своими желаниями, там где им было интересно, без принуждения. А ведь нравственность - это и есть способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
На учебных занятиях отвожу много времени работе со словом, во всем его многообразии. Мой родной язык переживает сейчас не лучшие времена. Происходит насаждение чуждых слов, которые просто вытравливают духовное содержание. Еще одна беда - фамильярность. Она, как грибок, разъедающий крепкий фундамент зданий. Мы переходим на жаргон, фамильярничаем с классикой, с нашими традициями. Иронизируем по поводу всего высокого, и тем самым, разрушаем это высокое. Мы фамильярничаем с нашим языком, забывая, что наш язык так богат и красочен, что не нуждается в дополнительном украшательстве. Знание своего языка, его законов, владение речью позволяет использовать слово как некую силу. Только вот кто и как будет использовать эту силу? Задаю себе этот вопрос и стараюсь на занятиях затрагивать и обсуждать проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами морали (данные проблемы затрагивают вопросы отношения и поведения личности в той или иной ситуации).
Важна, на мой взгляд, в учебном процессе и групповая работа, так как идет формирование ответственности за выполненное задание, развивается внимание к слову. Именно в процессе группового обсуждения проблемы складываются разные точки зрения. Немаловажен и тот факт, что сами литературные произведения несут в себе нравственный аспект воспитания, заставляя задуматься над многими вопросами.
Интересно проходят уроки - защиты своих точек зрения, при высказывании своего отношения к тому или иному герою или произведению в целом. Студенты получают задание, которое нужно не просто выполнить, а выполнить творчески, так, чтобы заинтересовать остальных. Работать могут индивидуально, в парах, в группах. Я не замыкаю их в определенные рамки, студенты сами определяют форму работу. Какие они фантазеры! И стихи собственного сочинения читают, и рисуют, и поют, и показывают инсценированные отрывки из произведений. И все - для подтверждения своей точки зрения! Учу ребят высказывать своё мнение, заставляю думать и уважительно относиться к чужой точке зрения, связывать образы героев классической литературы, их поступки с современностью. И это не открытые уроки, а наша с ними обычная форма урока.
В связи с активным внедрением ИКТ в учебно - воспитательный процесс, я тоже не остаюсь в стороне. Накапливается, созданный в сотворчестве со студентами богатейший информационный материал по творчеству писателей и поэтов, пополняется картотека творческих и исследовательских проектов студентов. Сам характер учебно - воспитательной деятельности меняется, возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Считаю, что главная цель урока литературы, русского языка состоит не только в получении знаний, но и в том, чтобы испытать душевное потрясение, которое заставило бы студента иначе относиться к себе и к миру. В литературе, как и любом виде искусства, это путь не прямой и ровный – это путь исканий, открытий и потерь.
В заключении отмечу, мы готовим специалистов, которые будут связаны с современным рынком. Поэтому для себя, преподавателя гуманитарной дисциплины, я определила следующую задачу: раскрыть духовный потенциал студента, показать и помочь увидеть в человеке человеческое. Если мы хотим достичь результата, мы его можем достичь, прикасаясь к внутреннему миру обучаемого с добротой, верой и ответственностью.