Формирование экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности
Одной из эффективных форм экологического воспитания является внеурочная деятельность школьников, которая позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [5, с.34].
Воспитание и формирование экологических представлений о поведении и безопасности в окружающем мире у школьников в системе дополнительного образования необходимо осуществлять: включением в содержание занятий исследовательских и практических заданий по соответствующим и близким к экологическому содержанию темам, выполнением творческих работ и заданий, а также организацией различного рода массовых мероприятий (выставки, викторины, экскурсии, творческие проекты и т.п.) с участием коллективов разных направлений.
Одним из условий эффективности формирования экокультуры школьников как в урочной и внеурочной деятельности является чередование разнообразных форм работы, стимулирующих их самостоятельную деятельность. К наиболее распространённым относятся [17, с.44-47]:
1) Интерактивные двухчастные экозанятия: эконаблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей «на закрепление» («Комнатные растения», «Золотая рыбка»).
2) С учетом ценностной составляющей экологической культуры важно проведение Уроков доброты («Как зимуется, дружок?», «Как заботится о комнатных растениях?») и мышления («Где ночуют птицы?», «Как дышит береза?»), направленных на уяснение позиции ребенка в отношении различных экопроблем.
3) Профориентационная работа «Встречи с замечательными людьми» (учеными-экологами, специалистами природоохранных служб и др.).
4) Экскурсии-экспедиции, предполагающие обследование детьми близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов развития. В начальной школе они не носят узкотематический характер – всегда комплексные, предполагают установление на местности элементарных связей, приспособленности объектов к условиям обитания, т.е. экологические по своей сути. В 3-4 классах элементарные экоэкскурсии перерастают в экологические практикумы (в т.ч. полевые, на экотропу – программа «Зеленый мир» Л.Н. Бурундуковой), предполагающие отработку навыков проведения экоисследования и мониторинга, работу над персональным проектом («Экологический практикум для начальной школы» М.В. Мухиной). По полученным результатам нередко проводят мини-семинары (например, «самый наблюдательный»).
5) Турпоходы в каникулярное время (программа «Мой мир» М.Ф. Ивановой).
6) Экообучение в малых группах сотрудничества – наиболее благоприятная форма для организации экодискуссий, дебатов, проведения экоспектаклей и эко-КВН, выполнения проектов, работы экологических кружков и т.п., которые способствуют выработке коллективного решения, норм поведения. В последнее время становятся популярными экологические тренинговые занятия («Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!», «Напиши письмо мартышке» Н.А. Рыжовой), где учащиеся приобретают специальные знания, развивают умения и навыки исследовательского поиска.
7) Общественно-полезные формы экологической работы, предполагающей закрепление в труде норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающего во всех его взаимосвязях:
а) экоакции («Час Земли», «Чистый двор», «Покормите птиц зимой!», «Первоцвет», «Муравейник»);
б) трудовой десант, рейд, ведение «Панорамы добрых дел» – устоявшаяся и адекватно воспринимаемая школьниками работа по уборке территории, ее благоустройству, посадке деревьев, подкормке птиц и т.д. («Посади дерево», «Я люблю свой город», «У Природы – санитарный день»);
в) издание школьных бюллетеней, журналов, буклетов экологической проблематики и их распространение;
8) Создание экологических музеев, выставок и экспозиций («Лес – друг человека», «Родные просторы», «Богатства недр нашей Земли»), цель которых – ознакомление учащихся силами самих же детей с природными явлениями, недоступными для их наблюдения и т.д.
Наибольшего эффекта процесс формирования у школьников экологической культуры и безопасности достигается чередованием форм работы, выстраивании их от элементарных «открытий» в диалоге на основе наблюдений – через опытно-практическую работу – исследование – к общественно-полезной практике. Для этого необходима соответствующая экосреда, предполагающая удовлетворение желания каждого ребенка «завести друга» – животное или растение (создание зимнего сада, уголков природы, составление экокарт / троп и их организация на учебно-опытном участке) [8].
Таким образом, процесс формирования у учащихся школы экологически грамотного отношения к природе, себе и окружающим людям является многоплановым и систематическим. Критерием оценки сформированности такого отношения служит осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране. Ученик должен не только уметь рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в природе и обществе, но воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности.
Подводя итоги, отметим, что требование экологического воспитания в рамках образовательного процесса связано не только с необходимостью «погружения» в нее ребенка для усиления остроты принятия окружающего мира, но и усилением деятельностного подхода в освоении последнего ФГОС НОО второго поколения.
Выводы. Экологически грамотное и безопасное поведение в природе и обществе представляет собой понятие экологической культуры личности – многогранного образования, основанного на понимании закономерностей живых систем и уважения жизни. Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы с учащимися школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в рамках начальной школьной программы реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Внеурочная деятельность школьников является важным компонентом, усиливающим эффективность данного процесса. Как в урочной, так и внеурочной деятельности одним из условий успешного формирования экологической культуры является чередование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников.