СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание и формирование экологических представлений о поведении и безопасности в окружающем мире у школьников в системе дополнительного образования необходимо осуществлять: включением в содержание занятий исследовательских и практических заданий по соответствующим и близким к экологическому содержанию темам, выполнением творческих работ и заданий, а также организацией различного рода массовых мероприятий (выставки, викторины, экскурсии, творческие проекты и т.п.) с участием коллективов разных направлений.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

Формирование экологической компетенции учащихся во внеурочной деятельности

Одной из эффективных форм экологического воспитания является внеурочная деятельность школьников, которая позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [5, с.34].

Воспитание и формирование экологических представлений о поведении и безопасности в окружающем мире у школьников в системе дополнительного образования необходимо осуществлять: включением в содержание занятий исследовательских и практических заданий по соответствующим и близким к экологическому содержанию темам, выполнением творческих работ и заданий, а также организацией различного рода массовых мероприятий (выставки, викторины, экскурсии, творческие проекты и т.п.) с участием коллективов разных направлений.

Одним из условий эффективности формирования экокультуры школьников как в урочной и внеурочной деятельности является чередование разнообразных форм работы, стимулирующих их самостоятельную деятельность. К наиболее распространённым относятся [17, с.44-47]:

1) Интерактивные двухчастные экозанятия: эконаблюдения за объектами в условиях морфофункционального подхода и анализ их результатов завершаются обязательной практической деятельностью детей «на закрепление» («Комнатные растения», «Золотая рыбка»).

2) С учетом ценностной составляющей экологической культуры важно проведение Уроков доброты («Как зимуется, дружок?», «Как заботится о комнатных растениях?») и мышления («Где ночуют птицы?», «Как дышит береза?»), направленных на уяснение позиции ребенка в отношении различных экопроблем.

3) Профориентационная работа «Встречи с замечательными людьми» (учеными-экологами, специалистами природоохранных служб и др.).

4) Экскурсии-экспедиции, предполагающие обследование детьми близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экообстановке, наличии живых объектов и их приспособленности к среде обитания с целью установления элементарных причинно-следственных связей и прогнозирования вариантов развития. В начальной школе они не носят узкотематический характер – всегда комплексные, предполагают установление на местности элементарных связей, приспособленности объектов к условиям обитания, т.е. экологические по своей сути. В 3-4 классах элементарные экоэкскурсии перерастают в экологические практикумы (в т.ч. полевые, на экотропу – программа «Зеленый мир» Л.Н. Бурундуковой), предполагающие отработку навыков проведения экоисследования и мониторинга, работу над персональным проектом («Экологический практикум для начальной школы» М.В. Мухиной). По полученным результатам нередко проводят мини-семинары (например, «самый наблюдательный»).

5) Турпоходы в каникулярное время (программа «Мой мир» М.Ф. Ивановой).

6) Экообучение в малых группах сотрудничества – наиболее благоприятная форма для организации экодискуссий, дебатов, проведения экоспектаклей и эко-КВН, выполнения проектов, работы экологических кружков и т.п., которые способствуют выработке коллективного решения, норм поведения. В последнее время становятся популярными экологические тренинговые занятия («Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом!», «Напиши письмо мартышке» Н.А. Рыжовой), где учащиеся приобретают специальные знания, развивают умения и навыки исследовательского поиска.

7) Общественно-полезные формы экологической работы, предполагающей закрепление в труде норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающего во всех его взаимосвязях:

а) экоакции («Час Земли», «Чистый двор», «Покормите птиц зимой!», «Первоцвет», «Муравейник»);

б) трудовой десант, рейд, ведение «Панорамы добрых дел» – устоявшаяся и адекватно воспринимаемая школьниками работа по уборке территории, ее благоустройству, посадке деревьев, подкормке птиц и т.д. («Посади дерево», «Я люблю свой город», «У Природы – санитарный день»);

в) издание школьных бюллетеней, журналов, буклетов экологической проблематики и их распространение;

8) Создание экологических музеев, выставок и экспозиций («Лес – друг человека», «Родные просторы», «Богатства недр нашей Земли»), цель которых – ознакомление учащихся силами самих же детей с природными явлениями, недоступными для их наблюдения и т.д.

Наибольшего эффекта процесс формирования у школьников экологической культуры и безопасности достигается чередованием форм работы, выстраивании их от элементарных «открытий» в диалоге на основе наблюдений – через опытно-практическую работу – исследование – к общественно-полезной практике. Для этого необходима соответствующая экосреда, предполагающая удовлетворение желания каждого ребенка «завести друга» – животное или растение (создание зимнего сада, уголков природы, составление экокарт / троп и их организация на учебно-опытном участке) [8].

Таким образом, процесс формирования у учащихся школы экологически грамотного отношения к природе, себе и окружающим людям является многоплановым и систематическим. Критерием оценки сформированности такого отношения служит осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране. Ученик должен не только уметь рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в природе и обществе, но воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности.

Подводя итоги, отметим, что требование экологического воспитания в рамках образовательного процесса связано не только с необходимостью «погружения» в нее ребенка для усиления остроты принятия окружающего мира, но и усилением деятельностного подхода в освоении последнего ФГОС НОО второго поколения.

Выводы. Экологически грамотное и безопасное поведение в природе и обществе представляет собой понятие экологической культуры личности – многогранного образования, основанного на понимании закономерностей живых систем и уважения жизни. Экологическое образование и воспитание является одним из приоритетных направлений работы с учащимися школьного возраста, который является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в рамках начальной школьной программы реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». Внеурочная деятельность школьников является важным компонентом, усиливающим эффективность данного процесса. Как в урочной, так и внеурочной деятельности одним из условий успешного формирования экологической культуры является чередование разнообразных форм и методов работы, стимулирующих самостоятельную деятельность школьников.