6
«Формирование экологической культуры у учащихся школы»
«Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»
Академик И.Д. Зверев
Написанию данной программы предшествовал трёхлетний опыт организации работы по экологическому обучению и воспитанию детей в системе дополнительного образования школы в рамках реализации экологическим объединением «Экология лесопарка» проекта «Лесопарк – SOS», осуществляемой в совместной деятельности городского методического объединения учителей экологии, структурного подразделения центра дополнительного образования детей «Дом Природы», городского детско-молодёжного объединения «ЭДЭМ», детской городской библиотеки «Первоцвет», Экологического центра Усть-Илимского филиала Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
Не вызывает сомнений то, что в настоящее время взаимоотношения природы и общества привели к необходимости решения экологических проблем, от которых зависит сохранение жизни на Земле, сохранение человечества на нашей планете. Развитие цивилизации, практическая деятельность человека на Земле может успешно происходить лишь в строгом соответствии с законами природы. Человеку необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с природной средой, чтобы свести к минимуму нежелательные изменения в ней. Основная задача состоит в преодолении утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании ответственного отношения к ней, а в конечном итоге, основ экологической культуры [1]
Культуру можно понимать как универсальное свойство общественной жизни людей. Поэтому и экологическая культура – это не просто нечто созданное человеком, не просто совокупность ценностей (материальных и духовных), не просто человеческая (или творческая) деятельность. Экологическая культура, определяемая как «система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека, общества с окружающей средой» [4] рассеяна во всех видах и способах человеческой деятельности, проявляется в различных её результатах. Она есть у каждого человека. Другое дело – каков уровень его экологической культуры, каков способ её существования?!
Многое здесь зависит от сферы образования, так как это одна из важнейших сторон жизни общества. Результатом её деятельности выступает развивающаяся личность, имеющая высокий уровень знаний, культуры, профессиональной подготовки, социальной зрелости. Личность, получившая полноценное образование, это и личность, обладающая высокой экологической культурой [2]
Согласно Концепции общего среднего экологического образования «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью» [3]. В ряде международных и национальных документов образование в области окружающей среды (экологическое образование) признаётся приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Становление образования, обеспечивающего возможность участия каждого человека в решении экологических проблем, было отнесено к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом» и стало предметом обсуждения на Всемирном саммите по окружающей среде и развитию, состоявшемся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. После саммита получила широкое распространение концепция устойчивого развития – стратегия улучшения качества жизни людей в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем. Актуальным стало образование для устойчивого развития, которое и призвано ответить на вопрос: что должны знать и уметь учащиеся к тому времени, как они окончат школу, колледж, университет, чтобы быть максимально полезным для повышения качества жизни и решения проблем своего сообщества [4].
Немаловажное значение придаётся вопросам экологического образования и в нашей области, о чём свидетельствует принятие 30 декабря 2003 года Закона Иркутской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области». Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы осуществления экологического образования и просвещения, создания условий для формирования экологической культуры населения Иркутской области [6]
Цель программы: формирование экологической культуры личности как регулятора отношений человека (общества) и природы
Задачи:
Обеспечение школьников системой экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических);
развитие экологического сознания личности;
формирование культуры чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма и др.);
формирование культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
В основе организации работы по реализации программы лежат Принципы построения системы экологического образования, определённые Концепцией общего среднего экологического образования [3]: гуманизации, научности, прогностичности, взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии, интеграции, непрерывности, систематичности, а также принципы, на которых основывается политика области в сфере экологического образования и просвещения:
единство экологического образовательного и информационного пространства Российской Федерации и области;
ориентация методологии и методики экологического образования и просвещения на устойчивое развитие территории области;
системность и непрерывность образования в сфере экологии;
экологизация учебных предметов в системе образования;
направленность экологического образования на решение практических задач по оптимизации природопользования, сохранение природы и улучшения качества окружающей среды;
региональная направленность содержания экологического образования и просвещения;
всеобщность экологического образования и просвещения;
гласность при разработке и реализации политики области в сфере экологического образования и просвещения;
государственная поддержка организаций, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере экологического образования и просвещения;
комплексный, межотраслевой и межведомственный подход к осуществлению и развитию экологического образования и просвещения;
согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан по развитию на территории области экологического образования и просвещения;
перспективное планирование мероприятий в сфере экологического образования и просвещения;
межрегиональное и международное сотрудничество в сфере экологического образования и просвещения.
Этапы формирования экологической культуры
Задачи: формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
Задачи:
становление экологической ответственности на основе знаний об экосистемной организации окружающей среды, её ресурсного использования и опасности потерь ею жизнепригодных качеств;
укрепление привычки соблюдения здорового образа жизни, разумного потребления;
овладение опытом реальной экологической деятельности, доступной учащимся;
обогащение опыта решения экологических проблем ближайшего окружения.
Задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Формы работы: учебные занятия с использованием инновационных образовательных технологий, классные часы, тематические вечера, олимпиады, конкурсы, выставки, декады, акции, исследовательская работа, конференции, проекты, лектории, ролевые и деловые игры, дискуссии, круглые столы, экскурсии, экологические тропы, экопрактикум.
В основе организации учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры учащихся школы лежит экологизация образовательного пространства школы через
Обновление содержания обучения научными знаниями и умениями по экологии на межпредметной основе.
Использование структурной организации школы для обеспечения всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования и создания системы практической деятельности учащихся в области улучшения окружающей среды.
Координация школьной и внешкольной систем образования и эколого-просветительской деятельности различных организаций города.
Подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам образования в области окружающей среды
Ожидаемые результаты (в отношении к учащимся, учителям, родителям)
Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.
Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.
Получение знаний и апробирование способов деятельности, способствующих самоопределению учащихся и профориентации.
Формирование отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.
К программе ежегодно составляется календарное планирование деятельности по экологическому образованию, приуроченное к датам Международных экологических акций, исходя из целей и задач по формированию экологической культуры у учащихся, планов работы структур школьного пространства и направлений работы, а также с учётом традиционных городских мероприятий (см. таблицу «Взаимодействие в культурно-образовательном пространстве и социальной среде города, обеспечивающее формирование экологической культуры учащихся »).
Список литературы
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое образование в базовой школе: Методическое пособие. – СПб.: Специальная литература, 1999
Современные проблемы экологии: Кн. Для учителя/ Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова и др.; Под ред. А.А. касьяна. – М.: просвещение, 1997
Программно-методические материалы: Экология. 5 – 11 кл./ Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2000
Калинин В.Б. Образование для устойчивого развития // Волна № 1-2 (30-31) 2002, с. 60 – 62
Кошкарёва Л.Г. К вопросу об образовании для устойчивого развития // Волна №1 (38) 2003, с. 3 - 8
Закон Иркутской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области»
Комплексная программа «Экологическое образование населения Приангарья на период до 2005 года» (проект)
Взаимодействие в образовательном пространстве школы, обеспечивающее формирование экологической культуры учащихся
П едагоги и учащиеся С труктурные подразделения образовательного пространства школы, направления деятельности | Модуль «Начальная школа» (1-4 классы) дети / родители | Модуль «Подростковая школа» (5-8 классы) дети / родители | Модуль «Старшая школа» (9-11 классы) дети / родители |
Предметные методические объединения учителей | Самообразовательная деятельность педагогов, теоретические и практические семинары, открытые мероприятия, научно-практические конференции и другие формы повышения квалификации педагогов и обобщения опыта работы |
Учебный процесс (учебный план): - предметы инварианта, в том числе в профильных естественнонаучных классах; - предметы вариативной части, в том числе элективные курсы | Чтение, природоведение, окружающий мир, экономика | Биология, география, химия, физика, литература, экономика |
В зависимости от выбора учащихся |
Внеклассная работа | Предметные декады |
Исследовательская деятельность учащихся |
Проектная деятельность |
Программа «Интеллект» | | Школьная олимпиада по экологии (6 -11 классы) |
| | Городская олимпиада по экологии (9 - 11 классы) |
НОУ, секция естественных наук, экологическое направление |
Школьная научно-практическая конференция юниоров | Школьная научно-практическая конференция старшеклассников |
Хобби-центр (педагоги организаторы) | | Акции: «Новогодняя ель»,«Поможем птицам перезимовать», «Дом для пернатых», «Чистый город», «Первоцветы», «Подготовка памятных знаков к празднованию Дня Победы» | |
Тематические вечера, конкурсы |
Образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного образования: - Экологическое объединение школьников | | Организация и участие в социально-значимой экологической деятельности, пропаганда экологических знаний в школе | |
- «Школа социального успеха» | | Подготовка инструкторов-просветителей по направлению «Здоровый образ жизни» |
- «Наркопост» | Мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании |
- Детская организация «Сибирячок» | Акции: «Новогодняя ель», «Поможем птицам перезимовать», «Дом для пернатых», «Чистый город», «Первоцветы» | | |
- Театральная студия «Апельсин» | Детские спектакли экологической тематики | | |
Социальное проектирование | Социально-значимая проектная деятельность классных коллективов |
Библиотека школы | Выставки-обзоры литературы, тематические классные часы |
Программа «Здоровье» | Для родителей: 1. Организация рубрики в школьной стенной газете «Здоровье вашего ребёнка» для пропаганды личной гигиены, профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, йод-дефицитных состояний, сахарного диабета и другое. 2. Организация в школе с участием психологов школы, фельдшеров, врачей поликлиники лектория для родителей по проблеме «Образование и здоровье». 3. Привлечение родителей к проведению в школе дня здоровья, участию в спортивных мероприятиях. 4. Привлечение родителей-врачей к выступлениям с определённой темой перед детьми и родителями. |
- Организация «Школы Мойдодыра» - проведение в игровой форме бесед о правилах личной гигиены. - Организация «Молодецких игр» на воздухе в целях закаливания и знакомства с народными играми. - Организация «Школы безопасной жизни»: спортивные состязания, походы на природу, походы по городу для изучения пешеходных переходов и движения через дорогу по светофору и другое. | Спортивные соревнования по различным видам спорта, в разных возрастных категориях. |
Проведение классных часов с тематикой по сохранению и укреплению здоровья детей: «Закаливание организма», «Рациональное питание», «Отказ от разрушителей здоровья», «Положительные эмоции» и другие Подготовка и проведение Дня здоровья (вся школа, май) |
Взаимодействие в культурно-образовательном пространстве и социальной среде города, обеспечивающее формирование экологической культуры учащихся
Взаимодействие  Направления экологической деятельности | ГорУО и его структурные подразделнния (Городское методическое объединение учителей экологии) | Общеобразовательные учреждения города, детские сады | Учреждения дополнительного образования (молодёжное экологическое объединение «ЭДЭМ», Дом Природы) | Усть-Илимские филиалы высших учебных заведений | Городские библиотеки | СМИ: печатные, телевидение | Медицинские учреждении. | Учреждения культуры (Дом культуры «Дружбы», городской краеведческий музей | Комитет по охране окружающей среды Администрации города |
1. Повышение квалификации педагогов | Курсы, НПК педагогов, теоретические семинары ГМО учителей экологии | Семинары по представлению опыта работы по экологическому образованию детей | | Библиотечный фонд У-И ф-ла ВСГТУ. Печатные издания преподавателей У-И ф-ла ИГПУ. Лекции и семинары преподавателей вузов. | Центр экологического просвещения детской библиотеки «Первоцвет» - методическая, научная, научно-популярная лит-ра, периодические издания | Публикация статей, выпуск передач об экол. проблемах города, района, области | Лекции, круглые столы | | Лекции специалистов |
2. Обобщение передового педагогического опыта по экологическому образованию | Заседания ГМО учителей экологии, ГМО учителей биологии, научно-практические конференции педагогов | Семинары по представлению опыта работы по экологическому образованию детей | Семинары по представлению опыта работы по экологическому образованию детей | Научно-практические конференции преподавателей вузов и учителей школ города и района | Конкурсы для педагогов, проводимые библиотекой «Первоцвет» | Статьи, передачи | | | |
3. Коммуникативно- информационная деятельность | Городской план по экологическому образованию Ежемесячный план работы ГорУО Размещение информации на сайте Управления образования | Ежемесячный план работы ГорУО Размещение информации на сайте школы | Ежемесячный план работы ГорУО | Ежегодное проведение в установленные сроки традиционных мероприятий | План работы Центр экологического просвещения на календарный год | Статьи об экологической деятельности в городе | План просветительской деятельности | План работы по направлению «Природа края» на календарный год | Информирование о необходимости поддержки и результатах соответствующих структур Администрации города |
4. Экологическое просвещение | | Мероприятия, проходящие в школах с приглашением гостей из других образовательных учреждений | Мероприятия, проводимые для учащихся школ города | Библиотечный фонд У-И ф-ла ВСГТУ. Печатные издания преподавателей У-И ф-ла ИГПУ. | Библиотечный фонд Центра экологического просвещения детской библиотеки «Первоцвет». Тематические мероприятия библиотек города | Статьи на экологическую тему | Беседы, лекции | Тематические выставки, работа зала природы | |
5. Встречи школьников, проявляющих интерес к экологии | Городское общество юных исследователей природы «Артемида» | Мероприятия, проводимые с приглашением гостей из других образовательных учреждений | «ЭДЭМ» - заседания экологического актива; Дом Природы - конкурсно-игровые мероприятия. | | Мероприятия, проводимые библиотеками города для школьников | | | | |
6. Исследовательская и проектная деятельность с учащимися, направленная на решение экологических проблем города | Городское общество юных исследователей природы «Артемида» (ГМО учителей экологии) Городской социально-значимый проект по инвентаризации зелёных насаждений города | | | Экологический центр У-И ф-ла ВСГТУ; УИ филиал ИГПУ | Центр экологического просвещения детской библиотеки «Первоцвет» | | СЭС | | Отдел анализа и мониторинга окружающей среды главного управления природных ресурсов Иркутской области, лесхозы |
7. Участие в научно-практических конференциях школьников | | | Дом Природы - научно-практическая конференция юниоров «Живи, Земля!» | Экологический центр У-И ф-л ВСГТУ - НПК старшеклассников и студентов «Земля – твой дом» | | | | | |
8. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах | Городской конкурс социально-значимых проектов Городское общество юных исследователей природы «Артемида» (ГМО) | | «ЭДЭМ» -конкурсы: еловая ветка, кормушек, гнездовий | Экологический центр У-И ф-ла ВСГТУ - экологическая олимпиада для старшеклассников, конкурс на лучшее озеленение учебного кабинета «Зелёный мир»; конкурс творческих работ учащихся «Зеркало природы» | Центр экологического просвещения библиотеки «Первоцвет» | Г-та «Усть-Илимская правда» | | Городской краеведческий музей - «Настоящее и будущее Ангары» | Северный лесхоз: конкурс гнездовий |
9. Экологические акции | Городское общество юных исследователей природы: сбор подписей по заданию гринпис и организации «Байкальская экологическая волна» | Поддержка инициатив других школ в проведении акций и социально-значимых мероприятий | «ЭДЭМ»: Новогодняя ель, Поможем птицам перезимовать, Дом для пернатых друзей, Посади дерево, Чистый город, Первоцветы | | Центр экологического просвещения библиотеки «Первоцвет»: сбор подписей по заданию гринпис и организации «Байкальская экологическая волна» | Г-та «Усть-Илимская правда»: Новогодняя ель, Поможем птицам перезимовать, Дом для пернатых друзей, | | ДК «Дружба»: Посади дерево | Отдел по охране окружающей среды: Чистый город |