СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.»

Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира.


В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.


Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

  • Когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

  • Ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

  • Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);

  • Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).


Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.


Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.

Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах  расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности  событиям героического прошлого народов России.



Темы «Я – гражданин России», «Власть народа», «Кто в государстве самый главный?», формируют представления  учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие  в них, готовность к  участию в общественных мероприятиях.

В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.



Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проектные технологии

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.


Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

 

Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.

Так передо мной возникла проблема – найти путь развития познавательной активности через наблюдение за явлениями и предметами окружающего мира.

Я организовала для детей экскурсию по городу.

Первоначально гармония, красота воспринимается такими органами чувств, как зрение, слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я наблюдала за детьми, когда мы проходили по улице Коммуна мимо памятного камня М.С.Себрякову и М.М. Смехову, Вечного огня, фотографий Героев Советского Союза. Видя это, некоторые дети стали задавать вопросы: «А кто это?», «А почему этим людям поставили памятник?», «Кто и почему назвал улицу Коммуны именно Коммуной?». Кто-то попытался объяснить, но знаний было недостаточно, поэтому дети стали обращаться с вопросами ко мне. Когда ребёнок сталкивается с проблемой, то формируется эмоциональная установка: «Я хочу изучить этот материал».

Каждый ребёнок получил листок с планом наблюдения, в котором по ходу экскурсии делал свои пометки. На экскурсии старалась обратить внимание детей на изменения в нашем городе. Ребята говорили о том, что помнят наш город не таким красивым, как сейчас. Дети получили массу впечатлений, рассказывали, что раньше не обращали внимания на фотографии Героев Советского Союза, что написано на стеле у Вечного огня, памятные камни. Уходя домой, дети получили задание «На какие вопросы ты хотел бы услышать ответы?»

На следующий день мы выписали эти вопросы на доску и в ходе этой работы решили вместе найти ответы на интересующие ребят вопросы.

Далее определили тему нашего проекта и попытались наметить цели. Я объяснила детям, значение терминов «проект», «цель», «задачи» проекта.

Ученики предложили составить алгоритм работы, чтобы не запутаться в огромном море информации.

В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города?». Каждый участник группы в ходе обсуждения получает задание «Кто основал город Михайловку?»

В части «Настоящее» - объектом исследования стали улицы нашего города, «Будущее» - гордость Михайловки.

Был определен и основной источник информации – библиотека и ее богатейшие ресурсы.

Выступление групп сопровождалось показом слайдов.

Это активизировало внимание детей на протяжении всей презентации, ведь на экране они видели себя в ходе работы над проектом, продукты своей проектной деятельности.

В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.

Итогом работы стал урок-презентация «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».


Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

· он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

· он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;

· он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

· он способен к сознательному управлению своим поведением;

· он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.


5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!