Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской ответственности»
Давыдова Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 11»
К вопросу о формировании гражданского самосознания младших школьников через внеурочную деятельность
Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных и важных проблем не только педагогической науки, но и функционирования общества в целом. Сегодня, когда происходят серьёзные изменения в экономической, социальной, политической ситуации в стране, наиболее важно в контексте формирования нравственной личности выделить аспект воспитания гражданского самосознания подрастающего поколения. В данной статье автор попытается описать положительное влияние внеурочной деятельности кружка « Я - гражданин России» на формирование гражданского самосознания у младших школьников.
Итак, гражданское самосознание-это осознание человеком себя как гражданина своей страны и как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности. Формирование гражданского самосознания не возможно без воспитания гражданственности. [1;с.18]. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский [2, с.3]. Проблема воспитания гражданского самосознания получила освещение в исследованиях А. С. Бык, О. И. Волжиной, Г.Ш. Игнатовой, Л. В. Кузнецовой, В. А. Громова, А. С. Гаязова, Е. В. Известновой и др. Современный психолог М, И. Тарасенко несколько десятилетий посвятила изучению теории формирования гражданского самосознания. Она рассматривает процесс формирования гражданского самосознания на всех этапах жизни человека. Сформированнное гражданское самосознание мы отмечаем по качествам: гражданственность, ответственность, достоинство, активная гражданская позиция, нравственность, надежность, долг, патриотизм. Практика в школе показывает, что решению данной проблемы необходимо уделять большее внимание со стороны педагогического коллектива как в урочное, так и во внеурочное время.
В урочное время при работе с младшими школьниками для формирования гражданского самосознания мы используем все дисциплины программы «Школа 2100». На уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, через народный фольклор дети знакомятся историей родного края, обрядами и традициями.
Подробнее остановимся на практической реализации воспитательной работы по формированию гражданского самосознания у младших школьников. В данном контексте учителем совместно с родителями проводятся занятия кружка « Я - гражданин России» во внеурочное время. Учащиеся выполняют различные творческие задания, например, такие как: найти Россию на карте мира, найти флаг Российской Федерации среди других флагов; выучить гимн; проводятся конкурсы чтецов, посвященных знаменательным датам; изготавливаются открытки для отцов ко Дню защитника Отечества. Итогом каждого занятия было оформление странички на стенде « Я - гражданин России».
План занятий по данной проблематике:
Тема занятия | Реализация поисковой деятельности |
1. Край мой родной - Хакасия. | Спроси у родителей, что такое Россия, Хакасия, Абакан. Знакомство с историческими памятниками Хакасии ( например: Салбыкский курган, экскурсия в краеведческий музей и др.) |
2. Известные люди Хакасии. | В школьной библиотеке найди картины, стихотворения, тексты хакасских поэтов и картины художников. Посещение школьного музея, посвящённого творчеству А. Кыштымова. |
3. Участие в патриотических акциях. | Акции: «Посылка солдату», «Бессмертный полк», «Подари улыбку людям», «Ветеран живёт рядом», «Белая ромашка», встреча олимпийского огня (2014 г.). |
4. «Сыны Отечества-защитники земли русской». | Встреча с военнослужащими Абаканского гарнизона; подготовка презентаций для классных часов, посвящённых 70-летию снятия блокады Ленинграда; просмотр и обсуждение (анализ) кинофильмов о защитниках России в разные исторические эпохи ( А. Невский, Д. Донской, Г. Жуков). |
5. Народные праздники. | Найди и проведи русские народные забавы, игры на свежем воздухе. Проведение Масленицы (изготовление блинов, чаепитие). |
6 «Я – гражданин России». | Спроси у родственников, что значит быть патриотом. Оформление стенда «Ради жизни на Земле», посвящённого 9 Мая ( найди информацию о твоих родственниках, участвовавших в военных действиях, а также о тружениках тыла). Работа с картой: напиши названия рек, озёр, городов, в т.ч. Москвы, Абакана и др..После проведения экскурсии по городу напиши сочинение « Мой любимый город». |
Таким образом, включение младших школьников в специально организованную деятельность кружка « Я – гражданин России» положительно влияет на процесс формирования гражданского самосознания учащихся, а также на взаимоотношение к своему и другим государствам, что особенно актуально на фоне той политической ситуации, которая складывается в настоящее время. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. «Трудно любить и уважать просто страну, можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и свою страну»[3,с.69].
Список литературы
Гришина, Л. Я. Формирование активной гражданской позиции.- М., 1987.- 97с.
Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание школьников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М. АРКТИ, 2005.-114с.
Петренко, А. И. Развиваем гражданскую позицию учащихся / А. И. Петренко// Управление школой.- 2007.№4.- С.34.