Сообщение на тему:
«Формирование и развитие универсальных учебных действий
на уроках химии».
Выполнила учитель химии
МОУ Сусанинская средняя
общеобразовтаельная школа
Обливанова С.В.
п. Сусанино 2014 год
Слайд 1
Сегодня школы Российской Федерации переходят на ФГОС нового поколения, которые предусматривают, с одной стороны, формирование у учащихся, предметных знаний, а с другой, — системы универсальных учебных действий. ФГОС нового поколения большое внимание отводит «формированию у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
В рамках введения новых стандартов школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
Но пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД), которые являются неотъемлемой частью новых стандартов.
Слайд 2
Что же такое УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 3
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- искать и использовать необходимые средства достижения;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области, в том числе «Естествознание».
Слайд 4 -5
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
- личностный - регулятивный - познавательный - коммуникативный
Слайд 6
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. Это внутренняя позиция «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»
- действие нравственно-этического оценивания в системе координат «Я и окружающий мир».
- действие смыслообразования. Это мотивация «Какое значение, смысл имеет для меня учение».
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.
Слайд 7
Познавательные действия включают в себя:
Общеучебные
Логические
Действия постановки и решения проблем
При формировании познавательных универсальных учебных действий можно использовать приемы технологии развития критического мышления
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Кластер»
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
«Найди отличия» (можно задать их количество);
«На что похоже?»
Поиск лишнего
«Лабиринты»
Упорядочивание
«Цепочки»
Хитроумные решения
Составление схем-опор
Работа с разного вида таблицами
Составление и распознавание диаграмм
Работа со словарями
«Пластилин»
Слайд 8
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; (алгоритм действий); Например, определить «Что и как нужно делать, чтобы получился правильный результат?»
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик «Как думаешь, достаточно знаний для выполнения задания?»
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Задания типа: «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?»,
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Это такие типовые задачи: «Правильно ли оценил выполнение своего задания?», «По каким критериям вы оценивали свою работу?»
- волевая саморегуляция и рефлексия как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий».
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Слайд 9
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества
постановка вопросов
разрешение конфликтов
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
владение монологической и диалогической формами речи
При этом меняется роль учителя: из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствующим переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Для реализации коммуникативных УУД использую различные приемы, в том числе
- прием «Зигзаг» учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение
- творческий приемы «Круги на воде», «Мозговой штурм», «Круглый стол»
- умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.
По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Групповая работа «Вертушка» Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– магнитофонный опрос;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Слайд 10
Базовыми образовательными технологиями при обучении химии являются, используемые для формирования УУД:
- технология проблемно-диалогического обучения
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная и исследовательская деятельность
- Информационные и коммуникативные технологии
Слайд 11
Так, технология проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:
- регулятивные – умение решать проблемы;
- коммуникативные – вести диалог;
- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы
- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора
Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:
В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;
В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.
Слайд 12
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.
Слайд 13-25
Рассмотрим некоторые примеры, иллюстрирующие способы формирования универсальных умений учащихся на уроках химии. (Приложение 1)
(Приложение 2)
Результаты ЕГЭ по химии на протяжении многих лет свидетельствуют о том, что учащиеся показывают низкий уровень усвоения следующих тем:
• характерные химические свойства различных классов неорганических и
органических соединений;
• оксидов (основных, амфотерных и кислотных);
• общие способы получения металлов;
• основные способы высокомолекулярных веществ (пластмасс, синтетических каучуков, волокон);
• реакции, характеризующие основные свойства и способы получения
углеводородов, кислородсодержащих соединений. Механизмы реакций
замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Причиной низких результатов ЕГЭ является неумение проводить мыслительные операции (определять понятия, классифицировать, нализировать и синтезировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи).
Поэтому на уроках химии учителю необходимо развивать у учащихся и умение осуществлять самооценку учебных результатов. Решить данную проблему можно, если учитель в свое практике применяет на уроках теорию и технологию Способа диалектического обучения, запатентованного Международным центром педагогического изобретательства (№ 126 от 29.03.1996 г.), авторы способа: Гончарук А. И., Зорина В. Л., Ботов М. И.). В приложении 2 представлены дидактические задания по химии разработаны на основе теории и технологии СДО с учетом требований к личностным, метапредметным и предметным результатам и существенно отличаются от традиционных, поскольку позволяют одновременно определить не только степень усвоения учащимися предметного содержания, но и уровень развития логического мышления.
Слайд 26
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Слайд 27
Каждый учитель - творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок. Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке, как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет».