СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  схем-опор на   уроках письма и развития речи в начальных классах  помогает решить   проблему мотивации к изучению предмета, помогает разнообразить урок, сделать его нестандартным, эмоционально наполненным, а значит  способствует глубокому и последовательному усвоению материала.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат VIII вида № 71»











«Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта»









Учитель

Хохрина В.В.













Нижний Новгород

2018 г

«Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта»

Хохрина Вера Вениаминовна

учитель начальных классов

Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов. От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов. Сформированная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.

  • Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

  • Компетентность - владение соответствующей компетенцией, т. е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним.

( А. В. Хуторской и др.)

  • Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми школьник овладевает в школе и использует их для достижения компетентности во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.

  • Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

 (по ФГОС ОВЗ)

Понятия компетенция и компетентность появились раньше ФГОС, но по новым ФГОС это более точно определило эти понятия с методической точки зрения, что помогает учителю выстроить систему методов и приёмов. В таблице представлены важные в условии социализации термины с точки зрения методической и нормативно-правовой сторон. Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Формирование компетентностей – одно из направлений модернизации общего образования. Современный учащийся должен не только овладеть знаниями, но и уметь применять их в своей деятельности. Актуальность работы: Использование схем-опор на уроках письма и развития речи в начальных классах помогает решить проблему мотивации к изучению предмета, помогает разнообразить урок, сделать его нестандартным, эмоционально наполненным, а значит способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Применение наглядных методов, как опор, на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний. Формирование мотивации – одна из важнейших задач, решение которой обеспечивает создание условий социализации обучающихся. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация подразделяется на внутреннюю, дети тянуться к знаниям ради любопытства, удовольствия (мне нравится учиться, потому что я могу), внешнюю – ориентирована на последствия обучения (я становлюсь успешным учеником, меня будут уважать одноклассники). Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ему те задачи, который он в состоянии выполнить. Решить задачу формирования учебной мотивации к изучаемому предмету помогает использование опор. Например, если на уроке предстоит узнать новое слово, то прежде чем учить его, нужно:

  • Провести словарно-объяснительную работу

  • Активизировать личный опыт учащихся

  • Подобрать картинку и опорные слова, которые упростят это понимание

  • И только потом Дать определение.

Полученная новая информация должна способствовать социализации ребёнка, он учиться применять её в новой учебной ситуации и жизненно-бытовой.

Целью своей работы вижу формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности при овладении учащимися системой знако-символических средств, которые помогают детям выработать алгоритм учебных действий и приобрести коммуникативные навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Формирование мотивации, способствует повышению качества обучения младших школьников. Поставленные задачи:

  • Активизация учебной мотивации при формировании познавательной и речевой деятельности;

  • Развитие фонематического восприятия;

  • Развитие и коррекция речи путём построения грамматически правильно оформленных предложений.

  • Формирование навыков лексико-грамматического оформления предложений.

  • Формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к речевой деятельности;



Использование опор на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их психические процессы, мыслительные операции и, в конечном счёте, познавательную речевую деятельность в целом, что помогает усвоению учебного материала и применению его на практике.

  1. Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока:

  • при объяснении нового материала,

  • при отработке, закреплении и повторении учебного материала,

  • проверке знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Использование опоры мотивирует учащихся на успешную работу.

  • Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе;

  • Для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Опорные схемы – помогают включить каждого ученика в активную деятельность на уроке, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

В соответствии с программой по работе над звуко-буквенным анализом мы должны прийти к таким результатам:

1 класс

  • анализ слова по звуковому составу.

2 класс

  • анализ слова по звуковому составу,

  • различение звуков гласных и согласных, согласных звонких и глухих, р — л, 

  • свистящих и шипящих, аффрикаты, твердых и мягких на слух, в произношении, написании.

3 класс

  • анализ слова по звуковому составу,

  • различение звуков гласных и согласных, сходных согласных,

  • гласных ударных и безударных;

4 класс

  • анализ слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

Обучение грамоте начинается с усвоения звуков, т. е. выделе­ния их из речи, правильного артикулирования, различения в раз­ных звуковых сочетаниях. Данная работа проводится в тесном контакте с логопедом. Вначале выделение звука до изучения буквы сопровождается условно-графической записью в виде кружка: красного цвета — для глас­ных звуков, синего — для согласных. Делим согласные на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Знакомимся с ударением, и при проведении звуко-буквенного анализа выделяем ударные и безударные гласные.

























На уроке, чтобы мотивировать детей на успех я также использую разноуровневые задания. Самая главная опора – это опора на звучащую речь. Чем больше анализаторов включается в работу, тем выше будет результат.

1 уровень: сом, дом, кот, рот - найди и подчеркни гласную букву о

2 уровень: сом, дом, кот, рот - спиши слова и подчеркни гласную букву

3 уровень: с….м, д…м, к….т, р...т - вставь букву о и запиши слова.

4 уровень: сом, дом, кот, рот - вставь букву и запиши слов









Работа над звуко-буквенным анализом – это развитие фонематического восприятия, на котором будут строится учебные навыки. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.

Этапы формирования фонематического восприятия:

  • узнавание неречевых звуков;

  • различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов;

  • различение слов, близких по своему звуковому составу;

  • дифференциация слогов;

  • дифференциация фонем;

  • развитие навыков звукового анализа.



Мною проводится постоянное диагностирование учащихся. Ниже дана сравнительная характеристика умений учащихся выполнять звуко-буквенный анализ с 1 по 4 классы.

Сравнительная характеристика умений учащихся по классам

100 – процент учащихся

1 - умение выделять звук в слове

2 - умение определять количество звуков в слове

3 - умение выделять гласные и согласные буквы

4 - умение различать твёрдые - мягкие согласные

5 - умение различать звонкие - глухие согласные







Работе с предложением также уделяется большое внимание. Этапы по работе с предложением строятся с учётом тех предметных результатов, которые обозначены в программе. В соответствии с программой мы должны пройти следующие этапы работы с предложением,

2 класс

  • написание предложения с заглавной буквы,

  • в конце предложения ставить точку.

3 класс

  • составление предложения,

  • выделение предложения из речи и текста,

  • восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

4 класс

  • составление и распространение предложения,

  • установление связи между словами по вопросам,

  • постановка знаков препинания в конце предложения.

Что такое предложение - это любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Понятия о том, что предложение имеет начало и конец вводим с опорой на сохранные звенья и соответственно я подбираю опоры. Используя следующих упражнений и опор к ним и постепенно, адаптируем это к теме «предложение», показываем, что начало обозначается большой буквой и в конце ставиться точка. В своей работе, чтобы систематизировать полученные и усвоенные знания использую следующие упр-я с опорами и видами помощи. В качестве опор я использую схемы, схемы с опорными словами, образцы.

























Применение опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий как основы умения учиться.

  1. В сфере познавательных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства.

  2. В сфере регулятивных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

  3. В сфере коммуникативных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

  4. В сфере личностных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулярно проводимая мной диагностика показывает, насколько эффективна система используемых опор. При проведении анализа письменной речи как средства коммуникации, я получила следующие результаты:

Вид деятельности

П и с ь м о

 

 

 

Основные

характеристики

Грамматика (владение грамматическими категориями)

Орфография

 

Структура предложения

Усвоение

правил

Умение

применять

Сформирована

Нарушена

 

 

Характер деятельности

В полном объеме

Частично сформирована

Недост уров сформир-ти

самостоятельная

организующая

обучающая

организующая

обучающая

Частично

В полном объеме

Несоблюдение границ предложения

Пропуски, перестановки чл предложения

2 класс количество и % учащихся из общего числа

 

0 %

6 чел. 40%

9 чел. 60%

 0 чел. 0%

7 чел. 46%

8 чел. 54%

6 чел. 40%

9 чел.

60%

10 чел.

67%

5 чел.

33%

10 чел.

67%

5 чел.

33%

3 класс количество и % учащихся из общего числа

2 чел. 15%

4 чел. 31%

7 чел. 54%

3 чел. 23%

2 чел. 15%

8 чел. 62%

5чел. 38%

8 чел.

62%

6 чел. 46%

4 чел. 31%

4 чел.

31%

4 чел.

31%

4 класс количество и % учащихся из общего числа

2 чел. 22%

3 чел. 33%

4 чел. 44%

2 чел. 22%

2 чел.

22 %

5 чел. 56 %

4 чел.

44 %

5 чел. 56 %

3 чел. 33 %

5 чел.

44 %

3 чел.

23 %

3 чел.

33 %









Сравнительная характеристика по классам



В дальнейшем я предполагаю продолжить систематизацию различных видов опор, активно применять их в работе, так как вижу результат.