Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат VIII вида № 71»
«Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта»
Учитель
Хохрина В.В.
Нижний Новгород
2018 г
«Формирование информационных и коммуникативных компетентностей, базовых учебных навыков у детей с нарушениями интеллекта»
Хохрина Вера Вениаминовна
учитель начальных классов
Развитие речи обучающихся – одна из важных задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов. От того, насколько будет сформирована речь у обучающихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов. Сформированная речь ребенка – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном – способ достижения лучшей социальной адаптации.
Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Компетентность - владение соответствующей компетенцией, т. е. совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и отношений, связанных с предметом учения, позволяющих выполнять целенаправленные и результативные действия с ним. ( А. В. Хуторской и др.) | Компетенция — это те знания, умения и навыки, которыми школьник овладевает в школе и использует их для достижения компетентности во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. (по ФГОС ОВЗ) |
Понятия компетенция и компетентность появились раньше ФГОС, но по новым ФГОС это более точно определило эти понятия с методической точки зрения, что помогает учителю выстроить систему методов и приёмов. В таблице представлены важные в условии социализации термины с точки зрения методической и нормативно-правовой сторон. Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. Формирование компетентностей – одно из направлений модернизации общего образования. Современный учащийся должен не только овладеть знаниями, но и уметь применять их в своей деятельности. Актуальность работы: Использование схем-опор на уроках письма и развития речи в начальных классах помогает решить проблему мотивации к изучению предмета, помогает разнообразить урок, сделать его нестандартным, эмоционально наполненным, а значит способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Применение наглядных методов, как опор, на уроках в младших классах очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний. Формирование мотивации – одна из важнейших задач, решение которой обеспечивает создание условий социализации обучающихся. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация подразделяется на внутреннюю, дети тянуться к знаниям ради любопытства, удовольствия (мне нравится учиться, потому что я могу), внешнюю – ориентирована на последствия обучения (я становлюсь успешным учеником, меня будут уважать одноклассники). Нужно хвалить ребенка даже за незначительные победы, ставить ему те задачи, который он в состоянии выполнить. Решить задачу формирования учебной мотивации к изучаемому предмету помогает использование опор. Например, если на уроке предстоит узнать новое слово, то прежде чем учить его, нужно:
Провести словарно-объяснительную работу
Активизировать личный опыт учащихся
Подобрать картинку и опорные слова, которые упростят это понимание
И только потом Дать определение.
Полученная новая информация должна способствовать социализации ребёнка, он учиться применять её в новой учебной ситуации и жизненно-бытовой.
Целью своей работы вижу формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности при овладении учащимися системой знако-символических средств, которые помогают детям выработать алгоритм учебных действий и приобрести коммуникативные навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Формирование мотивации, способствует повышению качества обучения младших школьников. Поставленные задачи:
Активизация учебной мотивации при формировании познавательной и речевой деятельности;
Развитие фонематического восприятия;
Развитие и коррекция речи путём построения грамматически правильно оформленных предложений.
Формирование навыков лексико-грамматического оформления предложений.
Формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к речевой деятельности;
Использование опор на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников, развивает их психические процессы, мыслительные операции и, в конечном счёте, познавательную речевую деятельность в целом, что помогает усвоению учебного материала и применению его на практике.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока:
при объяснении нового материала,
при отработке, закреплении и повторении учебного материала,
проверке знаний, умений и навыков учащихся.
Использование опоры мотивирует учащихся на успешную работу.
Опорные схемы – помогают включить каждого ученика в активную деятельность на уроке, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
В соответствии с программой по работе над звуко-буквенным анализом мы должны прийти к таким результатам:
1 класс
2 класс
анализ слова по звуковому составу,
различение звуков гласных и согласных, согласных звонких и глухих, р — л,
свистящих и шипящих, аффрикаты, твердых и мягких на слух, в произношении, написании.
3 класс
анализ слова по звуковому составу,
различение звуков гласных и согласных, сходных согласных,
гласных ударных и безударных;
4 класс
Обучение грамоте начинается с усвоения звуков, т. е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях. Данная работа проводится в тесном контакте с логопедом. Вначале выделение звука до изучения буквы сопровождается условно-графической записью в виде кружка: красного цвета — для гласных звуков, синего — для согласных. Делим согласные на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Знакомимся с ударением, и при проведении звуко-буквенного анализа выделяем ударные и безударные гласные.
На уроке, чтобы мотивировать детей на успех я также использую разноуровневые задания. Самая главная опора – это опора на звучащую речь. Чем больше анализаторов включается в работу, тем выше будет результат.
1 уровень: сом, дом, кот, рот - найди и подчеркни гласную букву о
2 уровень: сом, дом, кот, рот - спиши слова и подчеркни гласную букву
3 уровень: с….м, д…м, к….т, р...т - вставь букву о и запиши слова.
4 уровень: сом, дом, кот, рот - вставь букву и запиши слов

Работа над звуко-буквенным анализом – это развитие фонематического восприятия, на котором будут строится учебные навыки. Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова.
Этапы формирования фонематического восприятия:
узнавание неречевых звуков;
различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов;
различение слов, близких по своему звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
развитие навыков звукового анализа.
Мною проводится постоянное диагностирование учащихся. Ниже дана сравнительная характеристика умений учащихся выполнять звуко-буквенный анализ с 1 по 4 классы.
Сравнительная характеристика умений учащихся по классам
100 – процент учащихся
1 - умение выделять звук в слове
2 - умение определять количество звуков в слове
3 - умение выделять гласные и согласные буквы
4 - умение различать твёрдые - мягкие согласные
5 - умение различать звонкие - глухие согласные
Работе с предложением также уделяется большое внимание. Этапы по работе с предложением строятся с учётом тех предметных результатов, которые обозначены в программе. В соответствии с программой мы должны пройти следующие этапы работы с предложением,
2 класс
3 класс
4 класс
составление и распространение предложения,
установление связи между словами по вопросам,
постановка знаков препинания в конце предложения.
Что такое предложение - это любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Понятия о том, что предложение имеет начало и конец вводим с опорой на сохранные звенья и соответственно я подбираю опоры. Используя следующих упражнений и опор к ним и постепенно, адаптируем это к теме «предложение», показываем, что начало обозначается большой буквой и в конце ставиться точка. В своей работе, чтобы систематизировать полученные и усвоенные знания использую следующие упр-я с опорами и видами помощи. В качестве опор я использую схемы, схемы с опорными словами, образцы.

Применение опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий как основы умения учиться.
В сфере познавательных учебных действий обучающиеся учатся использовать знаково-символические средства.
В сфере регулятивных учебных действий обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере коммуникативных учебных действий обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
В сфере личностных учебных действий формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Регулярно проводимая мной диагностика показывает, насколько эффективна система используемых опор. При проведении анализа письменной речи как средства коммуникации, я получила следующие результаты:
Вид деятельности | П и с ь м о |
Основные характеристики | Грамматика (владение грамматическими категориями) | Орфография | Структура предложения |
Усвоение правил | Умение применять | Сформирована | Нарушена |
Характер деятельности | В полном объеме | Частично сформирована | Недост уров сформир-ти | самостоятельная | организующая | обучающая | организующая | обучающая | Частично | В полном объеме | Несоблюдение границ предложения | Пропуски, перестановки чл предложения |
2 класс количество и % учащихся из общего числа | 0 % | 6 чел. 40% | 9 чел. 60% | 0 чел. 0% | 7 чел. 46% | 8 чел. 54% | 6 чел. 40% | 9 чел. 60% | 10 чел. 67% | 5 чел. 33% | 10 чел. 67% | 5 чел. 33% |
3 класс количество и % учащихся из общего числа | 2 чел. 15% | 4 чел. 31% | 7 чел. 54% | 3 чел. 23% | 2 чел. 15% | 8 чел. 62% | 5чел. 38% | 8 чел. 62% | 6 чел. 46% | 4 чел. 31% | 4 чел. 31% | 4 чел. 31% |
4 класс количество и % учащихся из общего числа | 2 чел. 22% | 3 чел. 33% | 4 чел. 44% | 2 чел. 22% | 2 чел. 22 % | 5 чел. 56 % | 4 чел. 44 % | 5 чел. 56 % | 3 чел. 33 % | 5 чел. 44 % | 3 чел. 23 % | 3 чел. 33 % |
Сравнительная характеристика по классам
![]()
В дальнейшем я предполагаю продолжить систематизацию различных видов опор, активно применять их в работе, так как вижу результат.