СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетентностей обучающихся 5 класса на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье отражено содержание работы по формированию у детей компетентностей на уроках математики и реализация некоторых из них. Показано какие ключевые компетентности развиваются на каждом этапе рассмотренного урока, отмечаются приемы, применяемые в практике учителя, и выделяются основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетентностей обучающихся 5 класса на уроках математики»

Формирование ключевых компетентностей обучающихся 5 класса на уроках математики.


Учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Забайкальский край

Кибирева Ирина Валерьевна


Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Математика, как учебная дисциплина, располагает определёнными средствами и возможностями в формировании ключевых компетенций. Трудно представить хотя бы один учебный предмет, где не присутствует математика или её методы. Образы математических объектов окружают учеников в повседневной жизни. В отличие от некоторых других школьных предметов математика учит не только простому запоминанию формул и их воспроизведению, но и формирует способности анализировать, понимать сущность применяемых формул, умению видеть в краткой записи условия что-то большее, рационализировать способы решений задач, уравнений, систем уравнений. Изучение математики предполагает различать аргументированные утверждения от бездоказательных, оптимизацию своих действий, видеть манипуляцию и противостоять ей, выработку и принятие решений. Без преувеличения можно сказать, что на уроках математики идёт формирование тех ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в обществе.

У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Для развития ключевых компетентностей у учащихся 5 класса необходимо используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Для этого необходимо решать следующие задачи:

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

  • Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

  • Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.

  • Вносить посильный вклад в достижение общего результата.

  • Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой.

  • Прививать навыки самостоятельной творческой работы.

  • Учить грамотно, использовать в речи математические термины.

  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

  • Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Содержание работы по формированию у детей компетентностей на уроках математики:

  1. Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельности.

  • Содержание новой темы.

Сущность заданий: Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный. Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответа

  • Математическая цель урока, цикла уроков.

Сущность заданий: Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.

  • Текст учебника.

Сущность заданий: Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... . Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника.

  1. Информационная компетентность:

Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее.

  • Расчетные задачи на движение, стоимость.

Сущность деятельности: За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.

  • Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов.

Сущность заданий: Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это…

В строительстве модуль – это …

В космонавтике модуль – это …

Работа проводится при изучении новых терминов.

  1. Коммуникативная компетентность:

Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог.

  • Математические софизмы.

Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.

Задание: Объясните в чём ошибка.

Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела.

Задание: Расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.

По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

  • Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.

По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

Рассмотрим реализацию некоторых из них на уровне урока математики.

На уроке по теме «Круговые диаграммы» выполняя задание на построение круговых и столбчатых диаграмм, учащиеся вырабатывают способность отбирать, обрабатывать необходимую информацию, формируются первоначальные навыки работы с информацией, то есть информационная компетентность.

На уроке по теме «Десятичная запись дробных чисел» формируется информационная компетентность. Перед изучением темы «Десятичная запись дробных чисел» предлагаю ученикам, используя компьютер, СМИ, ресурсы Интернета, фонд школьной и районной библиотек, найти информацию о математике и астрономе Аль-Каши и нидерландском математике и инженере Симон Стивене, которые независимо друг от друга ввели в математику десятичные дроби. Изучение нового материала по данной теме проходит с учётом материала, найденного детьми. Главной задачей таких занятий будет формирование умений работать с информаций. Важным моментом этой работы является соблюдение принципа последовательного усложнения материала от урока к уроку, Необходимо учитывать возможности каждого ученика, как физические, так и интеллектуальные. Овладение данной компетенцией на уроке математики позволит ему работать с информацией, содержащейся в других предметах и окружающем мире.

На уроке по теме «Умножение десятичных дробей» формирую у учащихся коммуникативную компетентность. Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа получает своё задание. Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске . Делается вывод. В результате применения такой формы организации деятельности ученики приобретают навыки работы в группе, овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми. У них формируется умение задавать вопросы, выслушивать другого. Развивается «чувство локтя», способность работать не рядом, а вместе, внимание к окружающим.

На уроке по теме «Сравнение дробей» можно реализовать учебно-познавательную компетентность через практические приёмы организации работы на уроках математики. Наиболее этому способствует самостоятельная деятельность учеников при изучении нового материала. Она является одним из инструментов формирования творческой активности ученика. А она возникает тогда, когда ученику созданы условия интеллектуального поиска.

На любом уроке формируется социально- трудовая компетентность при отработке навыков. Применяя устные упражнения, мы формируем и закрепляем у детей сознательные и прочные вычислительные навыки. Проводя такую работу в системе, совершенствуя её, можно добиться, что у учеников не будут проблемы при подсчёте сдачи, при покупке товара, при определении количества бензина, необходимого, чтобы доехать до определённого пункта и т.д.

Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы на уроках, на элективных курсах и факультативных курсах демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает, что формируется у учеников интерес к процессу и деятельности. Иными словами идет формирование социально – трудовой компетентности.

Более подробно рассмотрим урок по теме «Сравнение дробей» и отметим те ключевые компетентности, которые формируются на каждом этапе данного урока.

Вводно-мотивационный этап: здесь формируются ценностно-смысловые компетентности. Способностью ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. А если б я оказался на их месте? Как бы я поступил?

При актуализации опорных знаний формируются учебно-познавательная и коммуникативная компетентности (умение вести диалог, дискуссию).

На операционно-содержательном этапе урока формируется учебно-познавательная компетентность через практические приёмы организации работы на уроке. Ребята, самостоятельно действуя рекомендациям учителя, приходят к соответствующим выводам. На данном этапе учебно – познавательная компетентность является одним из инструментов формирования творческой активности ученика. Здесь созданы все условия интеллектуального поиска.

Развивается и коммуникативная компетентность, социально- трудовые компетентности, учебно-познавательные (выступать устно и письменно о результатах своего исследования), ценностно-смысловые компетентности, учебно-познавательные компетентности, информационные компетентности: уметь осознанно воспринимать информацию.

На рефлексивно-оценочном этапе урока развивается самостоятельность, способность к самообразованию, умение планировать работу по выполнению задания.

Домашнее задание носит творческий характер и способствует развитию самостоятельности, творчества, что формирует ценностно-смысловые и трудовые компетентности.

Для реализации целей выработки ключевых компетенций я в своей практике применяю такие приёмы, как работа с тематическими презентациями, тестирование, решение задач, творческая работа учащихся, модельные задания.

Рассмотрим особенности перечисленных выше приемов и выделим основные ключевые компетентности, формирующиеся при использовании этих приёмов.

  • Тематические презентации.

Особенности:

1.наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма.

2. сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильмов.

Формирует ключевые компетенции:

1.Способность быстрого восприятия учебного материала.

2.Развитие визуального внимания.

  • Решение задач.

Особенности:

1.Постановка учебной задачи

2.Анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации.

3.Необходимость выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения.

4.Обмен мнениями в группах, дискуссия.

5.Самостоятельное выполнение работы.

6.Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Формирует ключевые компетенции:

1.Самостоятельность, способность к самообразованию.

2.Умение планировать работу по выполнению задания.

3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.

4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.

5.Ответственность за принятое решение.

6.Самопрезентация.

  • Тестирование.

Особенности:

1. работа с конструктором тестов.

2. ограничение во времени.

Формирует ключевые компетенции:

1. ответственность за принятое решение.

2.умение планировать работу по выполнению задания.

  • Творческая работа учащихся.

Особенности:

1.моделирование и исследование геометрических объектов.

2.автоматизация графических работ.

3.создание презентаций.

Формирует ключевые компетенции:

1. развитие пространственного воображения.

2. формирование информационной культуры.

3. Развитие творческого мышления школьников

  • Модельные задания.

Особенности:

      1. Работа с текстом, таблицами, рисунками.

      2. Самостоятельное выполнение работы.

      3. Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Формирует ключевые компетенции:

  1. Самостоятельность, способность к самообразованию.

  2. Умение планировать работу по выполнению задания.

  3. Умение анализировать, оценивать результаты работы.

  4. Работа с данными в тексте, таблице.

  5. Ограничение во времени.

Каждое модельное задание формирует свой ряд ключевых компетенций.

Таким образом, рассмотрев содержание работы по формированию у детей компетентностей на уроках математики и реализацию некоторых из них, показав какие ключевые компетентности развиваются на каждом этапе рассмотренного урока, я отметила приемы, применяемые в своей практике, выделила основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.

Описанные выше приёмы позволяют сделать процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. А значит нам, учителям есть к чему стремиться.

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – 2005. - № 4.

  2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И.Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.

  3. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе - Педагогические технологии. 2009. №4. –

  4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. – 2004. - № 10.

  5. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации. - Начальная школа. 2009. №3.

  6. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – №2.

  7. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике./Математика в школе 2008 год №6/.

  8. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. – 2009. – №5.

  9. Зеер, Э.Ф Компетентностный подход к образованию [Электронный ресурс] / Э.Ф.Зеер. - Режим доступа: http://www.urorao.ru/konf2005.php

  10. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3 (27).

  11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

  12. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5.-С.3-12. – Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.

  13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm)

  14. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". – 2005. – 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!