Тема доклада: «Формирование компетенций по сохранению здоровья и жизни детей»
Подготовила педагог дополнительного образования КУГПДШ «Жаворонок» Волохова Л.Н.
" Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа педагогов. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. " В. Сухомлинский.
Концепция предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает ряд педагогических факторов. К их числу относятся:
1.Стрессовая педагогическая тактика.
2.Интексификация образовательного процесса.
3.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребёнка.
4.Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
5.Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
6.Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления их здоровья.
7.Отсуствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
В связи с этим определяется комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников:
Нормализация учебной нагрузки:
-отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
-приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и возможностям ребёнка на данном этапе;
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
-разработка и реализация вариативных программ и спецкурсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение в содержание всех занятий соответствующего материала;
-превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
-привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
В формировании компетенций по сохранению здоровья и жизни детей неотъемлемой частью является регулярное проведение занятий по спецкурсу программы «Береги здоровье смолоду», где к каждой теме занятия прилагается презентация и используется практическая и подвижная деятельность детей. Задачами курса являются: формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми персонажами, а введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. На занятиях используются различные виды деятельности: беседы, деловые игры «Доктора природы», «Скорая помощь», комплексы упражнений, оздоровительные минутки, этюды для души, гимнастика для разных частей тела, самомассаж. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность и формировать своё здоровье. Занятия построены так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье и приобретали навыки самосовершенствования и личной гигиены.
- Проводятся беседы с детьми на тему: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Чистота – залог здоровья», «Съедобное - несъедобное», «Беседа о вредных привычках», «Помни правила ГАИ – это правила твои!», «Свежий воздух – твоё крепкое здоровье» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций и плакатов о гигиенических навыках;
- Наблюдение за играми старших школьников на школьном стадионе;
- Чтение потешек, стихов, сказок, загадывание загадок на тему здоровья и спорта;
- Разучивание и проведение подвижных игр, эстафет и спортивных соревнований;
- Посещение городского стадиона и детской спортивной школы;
Физкультурные занятия являются одним из важнейших компонентов двигательного режима, их организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Оздоровительное и воспитательное значения занятия приобретают в том случае, если они проводится систематически. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики дома. Артикуляционная гимнастика, зрительная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, игры на мелкую моторику даёт большой эффект для хорошего настроения и развития детей. Также проводятся:
• Физкультурные занятия.
• Лепка, рисование.
• Прогулки и игры на свежем воздухе.
• Массаж ладошек карандашами, точечный массаж.
• Закаливающие процедуры (массажные дорожки).
• Релаксация - эмоциональные разрядки.
• Спортивные досуги и развлечения.
Два раза в год мы проводим с детьми беседы по правилам техники безопасности на занятиях, на переменах, во время подвижных игр и эстафет, во время экскурсий и походов, на случай учебной тревоги и т.д. Часто используем просмотры мультфильмов, особенно детям нравится серия «Аркадий Паровозов».
Правила дорожного движения заучиваются и закрепляются на занятиях, перед проведением экскурсий через беседы, дидактические и подвижные игры, чтение стихов, пословиц и поговорок, рассматривание плакатов, обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Работа в течение всего периода пребывания детей в центре строится на систематичности и последовательности. Учитываются их возрастные особенности.
Как показывает практика, к концу учёбы большинство детей начинают сознательно заботиться о своем здоровье, знают, как правильно питаться, с удовольствием выполняют общеразвивающие упражнения, знают значение всех органов чувств человека, узнают некоторые заболевания и их причины возникновения, осознают необходимость соблюдения правил личной гигиены, понимают пользу физкультурных занятий.