Формирование критического мышления на уроках физики
Педагоги часто замечают отсутствие у обучающихся интереса к учебе – мотивации, сетуют на плохие результаты студентов. Что может предпринять преподаватель, чтобы улучшить ситуацию?
Специалисты рекомендуют создавать условия на занятиях для развития определенных способностей, без которых не возникает устойчивого стремления к любому виду деятельности, в т.ч. учебной.
Ключевые из них (Л. Борисова «Парадоксы учебной мотивации»):
Способность к символическому восприятию и выражению (способность воспринимать разнородную информацию и организовывать свои действия в соответствии сполученной информацией
Способность предвидеть (ставить цели, осознавать последствия своих действий)
Способность наблюдать и делать выводы, учиться на чужом примере
Способность управлять своим поведением
Способность к рефлексии
Технология развития критического мышления разработана в США в конце 20-го века (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др. В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) с целью максимальной реализации творческого потенциала обучающихся, развития их мышления.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Цель технологии: формирование нового стиля мышления, развитие базовых качеств личности, развитие аналитического, критического мышления, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Задачи:
1. Формирование нового стиля мышления:открытость; гибкость; рефлексивность; осознание многозначности позиций и точек зрения; альтернативность решений.
2. Развитие базовых качеств личности: критическое мышление; рефлексивность; коммуникативность; мобильность; креативность; самостоятельность; толерантность; ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умение пользоваться разными стратегиями чтения; умение адекватно понимать прочитанное; умение анализировать и систематизировать информацию; умение критически оценивать новые знания; умение делать выводы и обобщения.
Для достижения эффективности обучения педагог должен совместно с обучающимися пройти три стадии: стадию вызова, стадию реализации смысла (осмысления содержания) и стадию рефлексии.
Первая стадия – вызов. На этом этапе ставится задача вызвать имеющиеся у студента знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.
Для этого используются различные методы и приемы: проблемные вопросы, верные и ошибочные утверждения, мозговой штурм, ключевые слова, тематический и видео и графический ряд, кластреры и т.п. Работа в группе или в паре, сотрудничество способствуют активному включению в процесс генерирования идей неуверенных в своих силах обучающихся. Так, например, на первом же уроке раздела «Электродинамика», студентам предлагается вспомнить и рассказать все, что они знают, слышали и видели об электризации тел. При каких условиях наблюдали, в чем оно проявляется, как устранить эффекты статического электричества и в чем оно может быть полезным.
Важной составляющей учебного обобщения является умение задавать вопросы, которые служат мотивацией к изучению материала, способствуют лучшему закреплению, а так же работают на рефлексию.
В системе критического мышления этот прием получил название «Прием толстых и тонких вопросов». Чаще всего они начинаются со слов «Кто?», «Что?», « Когда?», « Как?». «Толстые вопросы» требуют осмысления, они выявляют причину явления, причинно - следственные связи, закономерности и т.д. Они чаще начинаются со слов «Почему?», «Что будет, если…», «Зачем?» Для составления таких вопросов можно использовать таблицы, графики, рисунки в дидактических и других доступных пособиях.
Тест: «Знакомые числа»
 1. | 36,60 С 1. |
 2. | 7,8 км/с 2. |
 3. | 760 мм рт. ст. 3. |
4. | 1000 С 4. |
 5. | 00С 5. |
 6. | 3*108 м/с 6. |
 7. | 1000 кг/м3 7. |
8.  | 9,8 м/с2 8. |
Активизируются фантазия, наблюдательность, появляются попытки найти сходство на первый взгляд мало связанных рисунков.
Стимулирует мысль студентов и прием верных и не верных утверждений, получивший название «Верите ли вы?» Этот прием включается в любую стадию урока. Преподаватель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а студент выбирая верные утверждения, описывает заданную тему, ситуации, правила и т.д.
Верите ли Вы в то, что:
Космическая ракета движется, отталкиваясь от воздуха, выбрасываемой ею струей газа? (нет, ракета движется за счет силы отдачи. Она способна двигаться и в безвоздушном пространстве)
Большие скорости движения вызывают большие перегрузки? (нет, ускорение)
Повар, поднимающий кастрюлю в Тбилиси затрачивает больше энергии, чем сыктывкарский повар? (нет, т.к. тела тяжелее в местах, ближе к полюсам)
В космосе холодно? (нет, т.к. нет вещества – нет температуры)
Ультрафиолетовые лучи проходят через стекло? (нет, только кварцевое стекло пропускает)
Вторая стадия – осмысление. На этом этапе урока ставится задача организационной работы с информацией с использованием подходов критического мышления – осмысленного чтения или слушания. Обучающиеся ищут вопросы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника, ресурсы Интернета).
Анализ – это холодная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части, что позволяет сделать различные схемы, таблицы. Приемы и методы, используемые на этой стадии различны. Например:
инсерт – метод разметки текста. Из возможных вариантов я люблю следующие: «+» - я знал это, «?» - не понятно, надо разобраться, «!» - это
фишбоун – прием, в котором общая проблемная тема разбивается на ряд причин и аргументов и оформляется в виде рыбной кости: хвост- проблема, кости- ее причины, аргументы и факты, голова – вывод
идеал – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы, формирование кластеров и т.д.
Спрашивать как и искать информацию можно работая в парах или группах.
Для умения в последствии составлять конспекты, не переписывая весь параграф учебника, выделяя главных смысл, используется прием ключевые слова и словосочетания, составлять логические цепочки.

Метод кластеров можно использовать на любых этапах урока.
Таблицы. Удобной для второй фазы работы является прием с таблицами ЗХУ (знаю, хочу, узнал) «Плюс – минус - интересно» (ПМИ), либо с ее модификацией «Плюс – минус – вопросы». Данный прием позволяет обучающимся прочитать текст внимательно, без волевого участия.
Третья стадия – рефлексия. Студенты анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им, используя знания. Полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают. Для этого используются указанные выше таблицы, кластеры, синквейны, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написания творческих работ, подготовка рефератов и презентаций.
На этом этапе важным являются стратегии, с помощью которых происходит развитие монологической речи обучающихся. К таким относится стратегия РАФТ – создание текста. Автор сам выбирает от какого лица и для кого будет написан текст, т.е. определяет свою роль. Это помогает снять страх перед выступлением неуверенным в себе обучающимся. Дается задание написать монолог, эссе, письмо, стихотворение, страдания, частушки, записку, заявление от имени Инерции, Силы притяжения, Молекулы, Радуги, Плавления, Кипения, Радиации, Архимеда и т.п. на имя Изобретателя, Заведующего производством предприятия общественного питания, Студента 3 курса «СТТТ» и т.п.
Ситуационные задачи помогают перевести теоретическую проблему в жизненную ситуацию, что сближает учебный материал с практической деятельностью. Например, при изучении темы «Влажность воздуха» студентам предлагается выяснить условия хранения основных продуктов питания (хлеб, фрукты, овощи, мясо, масло, молочные продукты) и разработать таблицу эффективности по возможным условиям соответствия критериям влажности и температуры. При изучении темы «Закона сохранения энергии» обучающимся предлагается выяснить энергетическую ценность употребляемых в пищу продуктов в калориях и джоулях и составить калькуляционную и технологическую карты для меню студентов в период сдачи экзаменов.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Таким приемом становится – синквейн – стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Ток
Необходимый, опасный
Движет, нагревает, убивает
Мы его заложники
Есть ток – есть контакт
Сила тока
электрическая физическая
характеризует, измеряет, показывает
заряд, проходящий через проводник за единицу времени
скалярная величина
Развитие критического мышления формирует у студента умение решать проблему, т.е. видеть ее. Проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Приемы и методы ТРКМ способствуют выработке таких коммуникативных умений как определение функций участников, способов взаимодействия, обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений, способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию, строить продуктивное взаимодействие, планируя его. Кроме того, в системе ТРКМ формируется умение вести диалог, грамотно строить монологическую речь. Именно поэтому данная технология способствует личностному росту каждого обучающегося.
Основным критерием результата является критичность мышления студента – способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Источники информации:
Литература:
Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ, СПб: СПбАППО, 2007
Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Книга 1 / В. И. Елькин. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 80с.
Заир - Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская – М. Просвещение, 2004
Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн - Спб.: «Питер», 2000 - 560с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. - Спб.: «Питер», 2000 - 922с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
Панова О.Г. Дипломная работа по методике преподавания физике на тему: «Спецкурс для учащихся 11-ых классов «Оценочные физические задачи». / О.Г. Панова, 2006г.
Ребер А. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin) Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, Аст, 2000. - 592с.
Источники интернета:
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/10/06/statya-formirovanie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-fiziki
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/12/17/tekhnologiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-fiziki
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/04/05/master-klass-na-temu-spolzovanie-tekhnologii-kriticheskogo
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/06/18/priemy-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-fiziki
http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/12/17/tekhnologiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-fiziki
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Рассыпанные словосочетания:
существует много словосочетаний и названий, в которые входит какое-нибудь собственное имя, например «Дети капитана Гранта», закон Бойля-Мариотта, таблица Менделеева и т.д.. Попробуйте по этому образцу к каждому слову из столбцов слева подобрать имя собственное из столбца справа, чтобы получилось правильное выражение.
Азбука Гейгер
Гиперболоид Ньютон
Бином Доплер
Лампа Ахиллес
Счетчик Морзе
Эффект Инженер Гарин
Пята Яблочков
Голова Эдиссон
Свеча Эратосфен
Решето Профессор Доуэль
Нить Домокл
Меч Ариадна
Волосы Алладин
Лампа Вероника
Назовите фамилии ученых:
Дмитрий Иванович (Менделеев)
Константин Эдуардович (Циолковский)
Юрий Алексеевич (Гагарин)
Сергей Павлович (Королев)
Михаил Васильевич (Ломоносов)
Александр Степанович (Попов)
Джеймс Клерк (Максвелл)
Альберт (Эйнштейн)
Исаак (Ньютон)
Загадки - вопросы:
Чего в сундук не спрячешь? (свет)
Поднялись ворота – всему миру красота (радуга)
Под стеклом сижу, во все стороны гляжу (компас)
Рта нет, языка нет, а говорит на каждом (эхо)
Сестра к братцу в гости идет, а он от нее прячется (Луна и Солнце)
Какой месяц короче всех? (май – 3 буквы)
Где край света? (там, где начинается свет)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Как можно поместить 2 литра молока в литровую банку ?(сварить сгущенку)
Что станет с зеленым камнем, если его бросить в Красное море? (мокрым)
Что может быть больше слона и одновременно невесомым? (тень слона)
Что не имеет длины, ширины, высоты, глубины, но можно измерить? (давление, температуру)
Верите ли Вы в то, что:
Космическая ракета движется, отталкиваясь от воздуха, выбрасываемой ею струей газа? (нет, ракета движется за счет силы отдачи. Она способна двигаться и в безвоздушном пространстве)
Большие скорости движения вызывают большие перегрузки? (нет, ускорение)
Повар, поднимающий кастрюлю в Тбилиси затрачивает больше энергии, чем сыктывкарский повар? (нет, т.к. тела тяжелее в местах, ближе к полюсам)
В космосе холодно? (нет, т.к. нет вещества – нет температуры)
Ультрафиолетовые лучи проходят через стекло? (нет, только кварцевое стекло пропускает)
7