СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культурного поля обучающихся во внеурочной деятельности по предмету "Русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для выступления на конференции в СОИРО. Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка принадлежит школе. Школа использует весь развивающий потенциал  образовательной, художественной и социальной среды.   

Просмотр содержимого документа
«Формирование культурного поля обучающихся во внеурочной деятельности по предмету "Русский язык"»

Формирование культурного поля обучающихся во внеурочной деятельности по предмету

Формирование культурного поля обучающихся во внеурочной деятельности по предмету "Русский язык"

Салимова М. Г., учитель

русского языка и литературы

МБОУ гимназии г.Сафоново

Культура и язык - это формы сознания,  отображающие мировоззрение человека. Культура и язык существуют  в диалоге между собой. Библиотека Zinki.ru .  

Культура и язык - это формы сознания,

отображающие мировоззрение человека.

Культура и язык существуют

в диалоге между собой.

Библиотека Zinki.ru .

 

Культурное поле Культурным полем личности является часть пространства, освоенная личностью. Как пространство поле – объективная реальность, имеющая объем и протяженность. Оно динамично и стремится к расширению. Именно движение поля и есть развитие личности, ее становление.

Культурное поле

  • Культурным полем личности является часть пространства, освоенная личностью.
  • Как пространство поле – объективная реальность, имеющая объем и протяженность. Оно динамично и стремится к расширению. Именно движение поля и есть развитие личности, ее становление.
Формирование  культурного поля  Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка принадлежит школе. Школа использует весь развивающий потенциал образовательной, художественной и социальной среды.   Цель школы – создание оптимальных социальных и педагогических условий для формирования культурного поля обучающегося на основе учета его индивидуальных особенностей, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

Формирование культурного поля

Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка принадлежит школе. Школа использует весь развивающий потенциал образовательной, художественной и социальной среды.

Цель школы – создание оптимальных социальных и педагогических условий для формирования культурного поля обучающегося на основе учета его индивидуальных особенностей, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

«Арт-олимп XXI век»  Эта цель привела нас к интереснейшему бесплатному конкурсу - Всероссийской дистанционной олимпиаде «Арт-олимп XXI век».

«Арт-олимп XXI век»

Эта цель привела нас к интереснейшему бесплатному конкурсу - Всероссийской дистанционной олимпиаде

«Арт-олимп XXI век».

Цель олимпиады  «Арт-олимп XXI век». создание условий для повышения мотивации школьников к изучению предметов образовательной области «Искусство»;  выявление и поддержка наиболее талантливых учащихся, активизация их творческого потенциала;  внедрение информационных технологий в школьное образование, формирование информационной компетентности педагогов и школьников в области художественного творчества.

Цель олимпиады «Арт-олимп XXI век».

  • создание условий для повышения мотивации школьников к изучению предметов образовательной области «Искусство»;
  • выявление и поддержка наиболее талантливых учащихся, активизация их творческого потенциала;
  • внедрение информационных технологий в школьное образование, формирование информационной компетентности педагогов и школьников в области художественного творчества.

Задачи олимпиады  «Арт-олимп XXI век». формирование у учащихся интереса к исследовательской и творческой деятельности;  развитие способностей школьников к созданию собственных текстов культуры;  освоение учащимися технологии поиска предметной информации и критического ее осмысления; знакомство с возможностями информационных технологий

Задачи олимпиады «Арт-олимп XXI век».

  • формирование у учащихся интереса к исследовательской и творческой деятельности;
  • развитие способностей школьников к созданию собственных текстов культуры;
  • освоение учащимися технологии поиска предметной информации и критического ее осмысления;
  • знакомство с возможностями информационных технологий
   V Всероссийская дистанционная олимпиада 2012 г.  в«Арт-олимп XXI век»  тема номинации МХК  «Путешествие в прошлое». Более двадцати моих учеников 6 и 8 классов приняли участие впервые в 2012, но отборочный тур прошёл один из всех – ученик 8 класса Алексей Паневин. Из множества рисунков, картин, фотографий было предложено определить слово, составляющее семантическое поле предложенной тематики. Алексей выбрал «Крылья».

V Всероссийская дистанционная олимпиада 2012 г. в«Арт-олимп XXI век» тема номинации МХК «Путешествие в прошлое».

  • Более двадцати моих учеников 6 и 8 классов приняли участие впервые в 2012, но отборочный тур прошёл один из всех – ученик 8 класса Алексей Паневин. Из множества рисунков, картин, фотографий было предложено определить слово, составляющее семантическое поле предложенной тематики. Алексей выбрал «Крылья».
 Задание I этапа   заключалось в работе на сайте музея современного искусства Эрарта (г.Петербург): исследовании экспонатов музейной коллекции ( http://www.erarta.com , /Музей/Коллекции ).

Задание I этапа

  • заключалось в работе на сайте музея современного искусства Эрарта (г.Петербург): исследовании экспонатов музейной коллекции ( http://www.erarta.com , /Музей/Коллекции ).
КРЫЛЬЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ. «Ключ № 1 » Алексей выбрал сам – КРЫЛЬЯ. А «ключ № 2 » для него определили петербургские участники олимпиады (во время посещения музея им предлагалось с помощью кубика «выкинуть» для него число, за которым скрывается второй ключ – выделенное слово). Ключ № 2 выбрала Смирнова Наталья – ПРЕОДОЛЕНИЕ .

КРЫЛЬЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ.

  • «Ключ № 1 » Алексей выбрал сам – КРЫЛЬЯ.
  • А «ключ № 2 » для него определили петербургские участники олимпиады (во время посещения музея им предлагалось с помощью кубика «выкинуть» для него число, за которым скрывается второй ключ – выделенное слово). Ключ № 2 выбрала Смирнова Наталья – ПРЕОДОЛЕНИЕ .
«ИКАР»  Используя оба «ключа», Алексей находит в коллекции музея картину Фигуриной Елены «Икар», которая, на его взгляд, наилучшим образом открывается этими ключами, соответствует им. Далее предлагалось написать небольшое эссе с обоснованием своего выбора.

«ИКАР»

Используя оба «ключа», Алексей находит в коллекции музея картину Фигуриной Елены «Икар», которая, на его взгляд, наилучшим образом открывается этими ключами, соответствует им. Далее предлагалось написать небольшое эссе с обоснованием своего выбора.

Эссе. Крылья. Преодоление. Но зовет меня преодоление.  Этой силой крылья расправляются.  Я парю, планирую и верую,  И мои границы расширяются. Елена Потехина

Эссе.

Крылья. Преодоление.

Но зовет меня преодоление. Этой силой крылья расправляются. Я парю, планирую и верую, И мои границы расширяются.

Елена Потехина

 Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для  преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.  Человек всегда стремился летать, как птица. Воплощением мечты человечества о полете стал Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления . Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления страха и смерти.

Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.

Человек всегда стремился летать, как птица. Воплощением мечты человечества о полете стал Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления . Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления страха и смерти.

 Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны! Ты манишь меня. Ты манило когда-то безумно любивших тебя.    Простор и свобода, полёт и бесстрашие. И вот уже крылья готовы! Икар и Дедал, вы открыли нам небо, куда никто не летал.   О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило. Ты сын Земли, Земля - твоя мать, она не отпустила.    Ты  не разбился,  ты не погиб - преодолел себя. Имя твоё бессмертно! .

Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны!

Ты манишь меня. Ты манило когда-то безумно любивших тебя.   Простор и свобода, полёт и бесстрашие. И вот уже крылья готовы!

Икар и Дедал, вы открыли нам небо, куда никто не летал.  О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило.

Ты сын Земли, Земля - твоя мать, она не отпустила.   Ты  не разбился,  ты не погиб - преодолел себя.

Имя твоё бессмертно!

.

Задание II этапа  Алексей Паневин вышел во второй тур, а значит, нашёл «точку отсчета» и может приступить к созданию собственных вариаций на тему выбранного произведения.  Ему предстояло создать творческий проект – с помощью соответствующего программного обеспечения «оживить» картину, создать динамическое изображение, следуя инструкциям:

Задание II этапа

Алексей Паневин вышел во второй тур, а значит, нашёл «точку отсчета» и может приступить к созданию собственных вариаций на тему выбранного произведения.

Ему предстояло создать творческий проект – с помощью соответствующего программного обеспечения «оживить» картину, создать динамическое изображение, следуя инструкциям:

Сохраните на жестком диске компьютера выбранное вами произведение из коллекции музея Эрарта. При необходимости воспользуйтесь цифровой коллекцией, которая размещена на сайте музея. Из многообразия произведений изобразительного искусства разных культур и эпох отберите те образы, которые, по вашему мнению, по настроению, теме, авторской позиции созвучны картине, выбранной вами из коллекции произведений музея Эрарта.
  • Сохраните на жестком диске компьютера выбранное вами произведение из коллекции музея Эрарта. При необходимости воспользуйтесь цифровой коллекцией, которая размещена на сайте музея.
  • Из многообразия произведений изобразительного искусства разных культур и эпох отберите те образы, которые, по вашему мнению, по настроению, теме, авторской позиции созвучны картине, выбранной вами из коллекции произведений музея Эрарта.
Выстройте видеоряд, который поведет зрителя от картины современного художника в прошлое. Осуществите «превращение» картины в соответствии с замыслом. Используйте для этого технологию морфинга (программа Fotomorph, или аналогичные ей). При желании подберите соответствующее музыкальное сопровождение и синхронизируйте его с динамическим изображением с помощью программы Movie Maker или аналогичных ей.
  • Выстройте видеоряд, который поведет зрителя от картины современного художника в прошлое.
  • Осуществите «превращение» картины в соответствии с замыслом. Используйте для этого технологию морфинга (программа Fotomorph, или аналогичные ей).
  • При желании подберите соответствующее музыкальное сопровождение и синхронизируйте его с динамическим изображением с помощью программы Movie Maker или аналогичных ей.
Творческий проект  «Полёт к истокам» Алексей Паневин создал фильм «Полёт к истокам».. В работе он использовал произведения художников: Марии Сафроновой «Невесомость-2», Алексея Сергеева «Крещение Плутона», Дмитрия Шорин а «Пулково не принимает», Ярослава Гержедовича «Escape», Елены Фигурин ой «Люди-птицы» и «Икар», Марии Гаркавенко «Без названия 10».  Музыка – ВИА «Зодиак» - «Космическая музыка». Свой творческий замысел он раскрывает в небольшом эссе.

Творческий проект «Полёт к истокам»

  • Алексей Паневин создал фильм «Полёт к истокам»..
  • В работе он использовал произведения художников: Марии Сафроновой «Невесомость-2», Алексея Сергеева «Крещение Плутона», Дмитрия Шорин а «Пулково не принимает», Ярослава Гержедовича «Escape», Елены Фигурин ой «Люди-птицы» и «Икар», Марии Гаркавенко «Без названия 10». Музыка – ВИА «Зодиак» - «Космическая музыка».
  • Свой творческий замысел он раскрывает в небольшом эссе.
Эссе. « Полёт к истокам»  Космос – далёкое, пугающее, неизведанное слово – сегодня покорен. Человек в открытом космосе совершает свою работу. У него свой дом – космическая станция.  И стали забываться слова авиаторов: «... Всё выше, выше и выше стремим мы полёт наших птиц». Самолет – обычный вид транспорта. А когда-то в диковинку был воздушный шар. Люди со страхом смотрели в небо и только ещё мечтали летать, и в мыслях уподоблялись птицам. Но непослушный мальчик Икар преодолел страх, высоту, поднялся в высь.  Разве только птице даны крылья ?!

Эссе. « Полёт к истокам»

Космос – далёкое, пугающее, неизведанное слово – сегодня покорен. Человек в открытом космосе совершает свою работу. У него свой дом – космическая станция.

И стали забываться слова авиаторов: «... Всё выше, выше и выше стремим мы полёт наших птиц». Самолет – обычный вид транспорта. А когда-то в диковинку был воздушный шар. Люди со страхом смотрели в небо и только ещё мечтали летать, и в мыслях уподоблялись птицам. Но непослушный мальчик Икар преодолел страх, высоту, поднялся в высь.

Разве только птице даны крылья ?!

«Полёт к истокам» Пожалуйста, подождите загрузки видео

«Полёт к истокам»

Пожалуйста, подождите загрузки видео

«Арт-олимп XXI век»  II место и Диплома II степени.

«Арт-олимп XXI век» II место и Диплома II степени.

Триединства темы конференции: язык (СЛОВО), культура (музей ЭРАРТА) и культурное поле школьника – и всё это понятие вмещает один из видов нашей внеурочной деятельности.  Актуальность этой темы очевидна в наше время, когда в обществе утрачиваются нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес школьников к учебе. Обретение своего культурного поля, вхождение в культурное пространство своей эпохи, использование современных информационных технологий является сущностью процесса образования в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Триединства темы конференции:

  • язык (СЛОВО),
  • культура (музей ЭРАРТА)
  • и культурное поле школьника – и всё это понятие вмещает один из видов нашей внеурочной деятельности.

Актуальность этой темы очевидна в наше время, когда в обществе утрачиваются нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес школьников к учебе. Обретение своего культурного поля, вхождение в культурное пространство своей эпохи, использование современных информационных технологий является сущностью процесса образования в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

 Ресурсы Библиотека Zinki.ru - http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/ Зотова Е. Е. Идея, связанная с формированием культурного поля учащихся http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ideya-svyazannaya-s-formirovaniem-kulturnogo  Задания Всероссийской дистанционной олимпиады «Арт-олимп XXI век» Формирование культурного поля - gymn166-spb.ru gymn166-spb.ru/Doc/teacher/ter/2.doc‎
  • Ресурсы
  • Библиотека Zinki.ru - http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/
  • Зотова Е. Е. Идея, связанная с формированием культурного поля учащихся http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ideya-svyazannaya-s-formirovaniem-kulturnogo
  • Задания Всероссийской дистанционной олимпиады «Арт-олимп XXI век»
  • Формирование культурного поля - gymn166-spb.ru gymn166-spb.ru/Doc/teacher/ter/2.doc‎
http://1.bp.blogspot.com/-JCkOmZX8PXY/UqVf3oPj7CI/AAAAAAAAAOM/aLL_lmfjw0M/s1600/x_2484edb6.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-JCkOmZX8PXY/UqVf3oPj7CI/AAAAAAAAAOM/aLL_lmfjw0M/s1600/x_2484edb6.jpg