Формирование культурного поля обучающихся во внеурочной деятельности по предмету "Русский язык"
Салимова М. Г., учитель
русского языка и литературы
МБОУ гимназии г.Сафоново
Культура и язык - это формы сознания,
отображающие мировоззрение человека.
Культура и язык существуют
в диалоге между собой.
Библиотека Zinki.ru .
Культурное поле
- Культурным полем личности является часть пространства, освоенная личностью.
- Как пространство поле – объективная реальность, имеющая объем и протяженность. Оно динамично и стремится к расширению. Именно движение поля и есть развитие личности, ее становление.
Формирование культурного поля
Ведущая роль в формировании культурного поля ребенка принадлежит школе. Школа использует весь развивающий потенциал образовательной, художественной и социальной среды.
Цель школы – создание оптимальных социальных и педагогических условий для формирования культурного поля обучающегося на основе учета его индивидуальных особенностей, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.
«Арт-олимп XXI век»
Эта цель привела нас к интереснейшему бесплатному конкурсу - Всероссийской дистанционной олимпиаде
«Арт-олимп XXI век».
Цель олимпиады «Арт-олимп XXI век».
- создание условий для повышения мотивации школьников к изучению предметов образовательной области «Искусство»;
- выявление и поддержка наиболее талантливых учащихся, активизация их творческого потенциала;
- внедрение информационных технологий в школьное образование, формирование информационной компетентности педагогов и школьников в области художественного творчества.
Задачи олимпиады «Арт-олимп XXI век».
- формирование у учащихся интереса к исследовательской и творческой деятельности;
- развитие способностей школьников к созданию собственных текстов культуры;
- освоение учащимися технологии поиска предметной информации и критического ее осмысления;
- знакомство с возможностями информационных технологий
V Всероссийская дистанционная олимпиада 2012 г. в«Арт-олимп XXI век» тема номинации МХК «Путешествие в прошлое».
- Более двадцати моих учеников 6 и 8 классов приняли участие впервые в 2012, но отборочный тур прошёл один из всех – ученик 8 класса Алексей Паневин. Из множества рисунков, картин, фотографий было предложено определить слово, составляющее семантическое поле предложенной тематики. Алексей выбрал «Крылья».
Задание I этапа
- заключалось в работе на сайте музея современного искусства Эрарта (г.Петербург): исследовании экспонатов музейной коллекции ( http://www.erarta.com , /Музей/Коллекции ).
КРЫЛЬЯ. ПРЕОДОЛЕНИЕ.
- «Ключ № 1 » Алексей выбрал сам – КРЫЛЬЯ.
- А «ключ № 2 » для него определили петербургские участники олимпиады (во время посещения музея им предлагалось с помощью кубика «выкинуть» для него число, за которым скрывается второй ключ – выделенное слово). Ключ № 2 выбрала Смирнова Наталья – ПРЕОДОЛЕНИЕ .
«ИКАР»
Используя оба «ключа», Алексей находит в коллекции музея картину Фигуриной Елены «Икар», которая, на его взгляд, наилучшим образом открывается этими ключами, соответствует им. Далее предлагалось написать небольшое эссе с обоснованием своего выбора.
Эссе.
Крылья. Преодоление.
Но зовет меня преодоление. Этой силой крылья расправляются. Я парю, планирую и верую, И мои границы расширяются.
Елена Потехина
Когда я задумываюсь над этими словами, мне кажется, что они связаны друг с другом. Крылья нужны для преодоления чего-либо, а преодолеть что-либо легче с крыльями за спиной, чем без них.
Человек всегда стремился летать, как птица. Воплощением мечты человечества о полете стал Икар. Он, преодолев страх перед падением с высоты, взлетел в небо. Именно картина Фигуриной Елены «Икар» соединяет в себе понятия крыльев и преодоления . Распростёртые крылья на голубом небе являют собой символ свободы и воли, смелости и героизма, преодоления страха и смерти.
Небо! Бескрайнее небо! Просторы твои безграничны!
Ты манишь меня. Ты манило когда-то безумно любивших тебя. Простор и свобода, полёт и бесстрашие. И вот уже крылья готовы!
Икар и Дедал, вы открыли нам небо, куда никто не летал. О юный упрямец, о храбрый «птенец»! Солнце тебя манило.
Ты сын Земли, Земля - твоя мать, она не отпустила. Ты не разбился, ты не погиб - преодолел себя.
Имя твоё бессмертно!
.
Задание II этапа
Алексей Паневин вышел во второй тур, а значит, нашёл «точку отсчета» и может приступить к созданию собственных вариаций на тему выбранного произведения.
Ему предстояло создать творческий проект – с помощью соответствующего программного обеспечения «оживить» картину, создать динамическое изображение, следуя инструкциям:
- Сохраните на жестком диске компьютера выбранное вами произведение из коллекции музея Эрарта. При необходимости воспользуйтесь цифровой коллекцией, которая размещена на сайте музея.
- Из многообразия произведений изобразительного искусства разных культур и эпох отберите те образы, которые, по вашему мнению, по настроению, теме, авторской позиции созвучны картине, выбранной вами из коллекции произведений музея Эрарта.
- Выстройте видеоряд, который поведет зрителя от картины современного художника в прошлое.
- Осуществите «превращение» картины в соответствии с замыслом. Используйте для этого технологию морфинга (программа Fotomorph, или аналогичные ей).
- При желании подберите соответствующее музыкальное сопровождение и синхронизируйте его с динамическим изображением с помощью программы Movie Maker или аналогичных ей.
Творческий проект «Полёт к истокам»
- Алексей Паневин создал фильм «Полёт к истокам»..
- В работе он использовал произведения художников: Марии Сафроновой «Невесомость-2», Алексея Сергеева «Крещение Плутона», Дмитрия Шорин а «Пулково не принимает», Ярослава Гержедовича «Escape», Елены Фигурин ой «Люди-птицы» и «Икар», Марии Гаркавенко «Без названия 10». Музыка – ВИА «Зодиак» - «Космическая музыка».
- Свой творческий замысел он раскрывает в небольшом эссе.
Эссе. « Полёт к истокам»
Космос – далёкое, пугающее, неизведанное слово – сегодня покорен. Человек в открытом космосе совершает свою работу. У него свой дом – космическая станция.
И стали забываться слова авиаторов: «... Всё выше, выше и выше стремим мы полёт наших птиц». Самолет – обычный вид транспорта. А когда-то в диковинку был воздушный шар. Люди со страхом смотрели в небо и только ещё мечтали летать, и в мыслях уподоблялись птицам. Но непослушный мальчик Икар преодолел страх, высоту, поднялся в высь.
Разве только птице даны крылья ?!
«Полёт к истокам»
Пожалуйста, подождите загрузки видео
«Арт-олимп XXI век» II место и Диплома II степени.
Триединства темы конференции:
- язык (СЛОВО),
- культура (музей ЭРАРТА)
- и культурное поле школьника – и всё это понятие вмещает один из видов нашей внеурочной деятельности.
Актуальность этой темы очевидна в наше время, когда в обществе утрачиваются нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес школьников к учебе. Обретение своего культурного поля, вхождение в культурное пространство своей эпохи, использование современных информационных технологий является сущностью процесса образования в условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
- Библиотека Zinki.ru - http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/
- Зотова Е. Е. Идея, связанная с формированием культурного поля учащихся http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ideya-svyazannaya-s-formirovaniem-kulturnogo
- Задания Всероссийской дистанционной олимпиады «Арт-олимп XXI век»
- Формирование культурного поля - gymn166-spb.ru gymn166-spb.ru/Doc/teacher/ter/2.doc
http://1.bp.blogspot.com/-JCkOmZX8PXY/UqVf3oPj7CI/AAAAAAAAAOM/aLL_lmfjw0M/s1600/x_2484edb6.jpg