Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках химии.»
Формирование личностных и метапредметных результатов.
Автор статьи: Ветрова Нина Петровна, преподаватель
химии и биологии высшей категории ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум» г.Перми.
Новые ФГОС вводятся для того, чтобы способствовать реализации парадигмы деятельностного развития. Поэтому основной образовательный результат - это становление и развитие учащихся на основе их активного и осознанного включения в учебную деятельность.
Показателями достижения основных образовательных результатов являются:
готовность и способность учащихся к смыслообразованию, к самоопределению, к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок, т.е. овладение системой личностных учебных действий;
готовность и способность учащихся к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации и самостоятельной познавательной деятельности, т.е. овладение системой метапредметных учебных действий как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться;
готовность и способность учащихся к освоению системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, т.е. овладение системой предметных учебных действий.
Важнейшим показателем достижения основных образовательных результатов служит готовность и способность учащихся к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Основные средства достижения образовательного результата:
учебное задание, стимулирующее учащихся приобретать и развивать требуемые способности;
учебная ситуация - условия, инициирующие соответственные действия учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность.
Перед нами стоит проблема - каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями Стандарта и позволило им это делать?
Основные компоненты учебного задания:
характеристика задания, в которой указываются нацеленность задания на формирование и/или оценку определенного планируемого результата, уровень сложности задания (базовый или повышенный), статистические показатели результатов выполнения задания;
мотивационная часть задания (которая обычно задается посредством описания контекста и/или предпосылается учебной ситуацией);
содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа);
образец ответа или примерное описание ответа;
критерии оценки достижения планируемого результата;
время выполнения задания;
организационная часть задания, содержащая методический комментарий и /или рекомендации по организации выполнения задания.
Каждое конкретное задание может содержать все компоненты или только их часть.
Предлагаю пример компетентностно-ориентированного задания по химии.
Тема: «Углеводы».
На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. |
Стимул |
Рассчитайте массу соли и объем воды, для приготовления 5л 7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л. Напишите название органического вещества, обуславливающего консервирующее действие. Составьте уравнение реакции молочнокислого брожения. | Задачная формулировка. |
1._______________________ 2.________________________ 3.________________________ 4.________________________ |
Бланк |
Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и тем самым стимулирует развитие других, сначала Leuconostoc mesenteroides и Lactobacillu plantarum бактерий. Эти бактерии утилизируют глюкозу и продуцируют молочную кислоту, которая придает огурцам своеобразный, острый привкус. Молочная кислота при концентрации 1-2% прекращает и молочно-кислое брожение. Тем самым она выступает прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время. |
Источник |
- рассчитана и указана масса соли - рассчитан и указан объем воды - написано название органического вещества консерванта - составлено уравнение реакции молочнокислого брожения. | Инструмент проверки (модельный ответ) |
m р-ра = V. ρ = 5л . 1048г/л = 5240г m(соли) = ω . m р-ра = 5240г . 0,07 = 366,8г (2 балла) V (воды) = m р-ра – m(соли) / ρ = 5240г . 366,8г/ 1000г/л = 4,873л (2б) Молочная кислота (1б) C6H12O6 → 2 CH3 – CH(OH) – COOH (2б) Максимальный балл: 7 баллов | Ключ |
Примечание: Данное задание – пример интегрированного задания. Его можно использовать на уроках:
- математики (нахождение части от целого числа);
- на уроках биологии (тема: «Пищеварение», тема: «Углеводы»).
При подготовке к ЕГЭ (часть В задание 9 – задачи на растворы).
Задача многовариативна, так как можно изменить объем раствора, предложить рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей вещества.