СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении приведены примеры формирования УУД на уроках русского языка 4 класс по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка»

07.11.2016г.

Формирование метапредметных и предметных результатов

на уроках русского языка


Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий.

Материал в учебнике, на уроках подается так, чтобы ученики оказались в обстановке творческого поиска, умственного напряжения: даются различные проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов .


Пример 1.Формулирование темы урока и постановка цели.

(Тема «Морфологический разбор имени существительного» у. ч.1 , с. 28

1. Тренировочный словарный диктант с самопроверкой:

металл, отечество, революция, фойе, обида, легенда, охотник,

горизонт, искусство, якорь.

–Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте.

-Какое слово у вас получилось? (Морфология)

- Образуйте и запишите однокоренные слова (Морфологический). Это будет ключевое слово урока.

- Дополните список ключевых слов (разбор, существительное) и сформулируйте тему урока.

- Определите цель урока (по схеме «вспомнить---узнать-----научиться»)


Планируем свою деятельность по схеме.

Работаем по учебнику с. 29, выясняем, будут ли слова матрёшка и неваляшка одушевлёнными или неодушевлёнными.

Выполняем упр.1.

Работаем с рубрикой «Давай подумаем» с. 28

Знакомимся с алгоритмом морф. разбора имени сущ.

Пример 2. Упр. 3с. 30.

Задание. Найди ошибки и недочёты в работах ребят, письменно исправь их.


Ножки стола были резные, с красивыми узорами.

1.Стола – имя сущ.

2.Нач. форма – стол.

3. Пост. признаки.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.

4. Непост. призн.: ед. ч., Р.п.

5. Ножки (чего?) стола.

1. Узорами – имя сущ.

2. Нач. форма – узор.

3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м. р., 2 кл.

4. Непост. призн.: мн. ч., Д.п.

5. Ножки (с чем?) с узорами.

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями .

Таблица 1. Типовые задания для формирования регулятивных УУД.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагание

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование




«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»


Контроль, самоконтроль:

«Проверь: прав ли … », «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».


Коррекция

«Установи правильный порядок предложений в тексте»




Пример (уч.ч.1, с. 30, упр.3).Формируем регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.



Оценка

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция



«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий», тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика




В процессе освоения системы понятий и правил, у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.


Общеучебные универсальные действия: Сообщение о том или ином языковом явлении, объяснение значения слова, фразеологизма, постановка ударения требует поиска необходимой информации в словаре, в энциклопедии, в том числе с помощью ИКТ. Эти же задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.



1.Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык.

Язык до Киева доведёт.

Разведчики взяли языка.

Язык под чесночным соусом.

2.Запиши, что означают данные фразеологизмы.

Повесить нос –

Через час по чайной ложке -

3 .Поставь ударения в словах:

Гусеница, магазин, документ, хвоя, столяр, алфавит, портфель.


Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: например моделирование состава слова путём составления схемы.

Например: Составь схему предложения

Весеннее солнце осветило лесную поляну.

Например: (у. ч.2, с.183, упр.16. Придумай к каждой схеме предложение с однородными членами. Запиши предложение.


Логические УУД формируются через разные виды разборов: фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т. е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки.


Тема «Вспоминаем изученные орфограммы» (у) с. 9 упр. 3

Задание: Запиши слова в три столбика.


1

2

3

Слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Непроверяемые гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Гласные после шипящих и ц в корне слова»


Вода, цыплёнок, золото, чёрный, картина, зайцы, город, спина, пенал, цирк, полёт, шорты, ключик, зелёный, гроза, тропинка, шёпот, тетрадь, ноябрь, крыжовник, циркуль, собака, земля.


Остались ли слова, которые не попали ни в один из столбиков? Какие? Почему? Проверь себя: три слова не войдут ни в один столбик.


Задания на составление сложных слов из основ, словосочетаний, устойчивых выражений, составление слов и предложений по схеме требуют применения такого логического действия как синтез - составление целого из частей.

Есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетаются. Это все виды диктантов, списывания, комментированное письмо.

В работе с текстом формируются познавательные логические действия: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей. (с. 47 Текст, (продолжи текст)


Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Нужно не излагать готовые формулировки и сведения, а побуждать учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов является «гипотеза».

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.

- Как можно разбить данные слова на группы и почему?

- В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?

- В тексте обязательно должно быть что?

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка использую:

устные творческие задания:

  • придумай историю к заданному началу (концу, середине);

  • перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;

письменные творческие задания:

  • напиши объявление от лица литературного героя или анимационного персонажа;

  • придумай текст приглашение на свой день рождения для своих друзей;

  • запиши отказ от приглашения на день рождение (ВПР зад. 16)

Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Предметные результаты (ВПР)


В мае 2016 г. в 4 классах были проведены ВПР - итоговые контрольные по самым важным предметам начальной школы. Цель этой работы: оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС.

Работа по русскому языку состояла из двух частей. Основу первой части проверочной работы составлял диктант. Во вторую часть работы были включены задания на проверку грамотности чтения, умение работать с текстом, а также задания, проверяющие знание основ системы русского литературного языка.

Данные о выполнении заданий проверочной работы по русскому языку по проверяемым элементам содержания и умениям даны в таблице 1.

Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС

Результаты выполнения проверочной работы показали, что ученики справились с проверочной работой. У большей части учащихся сформированы умения писать тексты под диктовку в соответствии с изученными правилами правописания, проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

А вот работа с текстом п. 6,7,8,9 имеет показатели по ОО ниже, чем по региону и по России.

Нужно больше уделять внимания работе с текстом. Причём не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения.

Результаты интересны педагогам. Они получат оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным

И такая работа очень важна прежде всего для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учебе ребенка вырастут как снежный ком.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Оценивалась сформированность следующих УУД:

- личностных (личностное, профессиональное, жизненноесамоопределение);

- регулятивных (планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);

- познавательных (поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов иусловий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- моделирование, преобразование модели; анализ объектов в целях выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений; доказательство);

- коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).


Таким образом, используя на уроках русского языка перечисленные выше формы, методы, и виды работы, я формирую метапредметные и предметные результаты, предусмотренные ФГОС НОО.























Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.


Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

1. Запиши слово, поставь ударение.

2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3. Отметь, где написание расходится с произношением.

4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5. Составь предложение со словом.

6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.