Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Серышево имени Сергея Бондарева
Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии
Учитель биологии: Кравченко Галина Сергеевна
Серышево, 2018 год
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения закладывает условия, при которых ребёнок получает возможность сохранить и развить свой потенциал в процессе онтогенеза. Доказано, что каждый ребёнок рождается одарённым. Однако дар в каждом ребёнке разный и развиваться он может по мере познания окружающего мира. Биология как учебная дисциплина, по своей природе являясь основным направлением естествознания и занимая особое положение в материально – гуманитарной сфере, способствует этому. Всё это можно проследить на теории эволюционного учения, которая при помощи биологии распространяется в химии, географии, физике, астрономии, обществознании, лингвистике, этнографии и других науках. Развитие исследовательских компетенций школьников при обучении биологии связывают её с экспериментальными основами физики, химии, математики, географии, геологии и многими другими естественными науками. Уникальные особенности каждой живой системы, каждого уровня организации живой материи, организация среды обитания человека роднят с гуманитарными и общественными науками: философией и диалектикой, историей и обществознанием, социологией и этнографией, а также науками об управлении.
Считаю, что использование в биологии основных знаний других смежных наук и их тесное взаимодействие создают необходимый потенциал для развития предметных, личностных и самое главное – метапредметных компетенций обучающихся.
Слайд 2-3
Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и включать следующие составляющие:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в рамках своей познавательной деятельности;
2. умение владеть основами самоконтроля, адекватной самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3. умение организовывать учебное сотрудничество и разноплановую совместную деятельность с учителем и сверстниками;
4. умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникационными задачами для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
6. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Слайд № 4
В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.
Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
Что такое метапредметный подход - мало кто знает. В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?
Слайд 5
В современной системе образовательного стандарта и ФГОС нового поколения образовательный результат имеет отличительные особенности.
ФГОС | Новый образовательный результат |
Ученик | Осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации |
Учитель | Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среды |
Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.
Слайд 6
Что же такое метапредметность?
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Слайд 7
Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы,
Метапредметные программы,
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
Метапредметный урок,
Предметный урок + метапредметная тема,
Метапредметные задания,
Межпредметные проблемные ситуации,
Межпредметные, надпредметные проекты.
Слайд 8
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
Тъюторские технологии.
Слайд 9
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения информации.
Слайд 10
Как развивать у ученика личностный интерес и предметные результаты?
Слайд 11
1. Включать в урок задания, формирующие метапредметные умения
1. Осмысленно читать текст.
2. Задавать вопросы разного вида.
3. Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста.
Слайд 12.
2. Составлять на основе текста графики, таблицы, схемы.
3. Трансформировать одни виды предъявленной информации в другие: таблицу в график и обратно, текст в таблицу или график.
Умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.
Задания, связанные с выявлением и постановкой проблемы
Биологические задачи.
2. Высказывания ученых, исследователей и других людей.
Например: Для того чтобы пища приносила максимальную пользу, чтобы дети росли здоровыми и сильными, чтобы люди могли долго оставаться работоспособными, нужно, чтобы каждый понимал законы рационального питания, поэтому необходимо науку о питании сделать доступной и понятной для всех». А. А Покровский
Почему так считает ученый? Какую проблему он затронул? Каковы способы решения этой проблемы?
3. Описание опытов.
4. Результаты самонаблюдений.
Слайд 13
4. Умение классифицировать объекты.
2. Умение сравнивать (находить черты сходства и отличия).
Слайд 14
5. Определять понятия по существенным признакам.
2. Выявлять свойства объекта и процессов.
3. Выявлять критерии для сравнения и осуществлять сравнение.
Слайд 15
6. Карточки инструкции
1) Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами.
2) Умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
3) Умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Слайд 16
7. Включать в рабочие программы интегрированные уроки, где можно показать взаимосвязь с другими предметами и опираясь на знания этих наук ,учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин и таким образом достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.
Слайд 17
8. Включая метапредметные проекты в урок, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
9. Метапредметные проекты учащихся на темы:
1. Витамины - чудесные вещества ( биология, химия)
2. «Путешествие Ч. Дарвина на корабле Бигль » (биология - география)
3. Исследовательская работа «Простейшие» (зоология - история)
4. Любимое лакомство - мороженое (биология, химия, технология)
Слайд 18
В связи с формированием метапредметных результатов предъявляются и новые требования к профессиональной деятельности и успешности учителя
Учителю необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития
Учителю нужно осваивать и применять новые современные технологии
Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, Тюдором, мотиватором, учить детей «учиться»
Метапредметные подходы в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Способ оценки метапредметных результатов предполагает не репродуцированную обучающимся информацию, а самостоятельно созданный им образовательный продукт, имеющий прикладную ценность.
Слайд 19
Выводы. К положительным моментам применения метапредметного подхода в изучении биологии можно отнести:
- развитие глубоких системных знаний у школьников при изучении биологических процессов и явлений разной сложности;
- расширение интеллектуальных потребностей и кругозора школьников;
- формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
- изучение сложного материала по предмету через разноуровневые практико-ориентированные задания;
- расширение самостоятельности и самоконтроля.
Слайд 20
К трудностям в применении метапредметного подхода можно отнести:
- ограниченность продолжительности урока, которую можно компенсировать за счет интенсификации времени по разбору материала;
- серьезные требования к теоретическим и практическим знаниям научно-исследовательских подходов и межпредметных вопросов учителем;
- отсутствие единой методики оценки метапредметных результатов.
"Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться"
Литература
obrazovanie.slovarik.org