СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных компетенций в условиях введения ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентности  отражают сформированность универсальных учебных действий и свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного познания нового социального опыта. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных компетенций в условиях введения ФГОС»

     Формирование метапредметных компетенций в условиях введения ФГОС РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ  ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК Учитель технологии: Хотеев Сергей Леонидович

Формирование метапредметных компетенций в условиях введения ФГОС

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Учитель технологии:

Хотеев Сергей Леонидович

 Согласно ФГОС успешность современного человека определяют:  ориентированность на знания и использование  новых технологий;  активная жизненная позиция;  установка на рациональное использование  своего времени и проектирование своего  будущего;  активное финансовое поведение;  эффективное социальное сотрудничество;  здоровый и безопасный образ жизни.

Согласно ФГОС успешность современного человека определяют:

  • ориентированность на знания и использование

новых технологий;

  • активная жизненная позиция;
  • установка на рациональное использование

своего времени и проектирование своего

будущего;

  • активное финансовое поведение;
  • эффективное социальное сотрудничество;
  • здоровый и безопасный образ жизни.

 Приоритетная цель современного российского образования – не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.  Реализация стандарта устанавливает новые требования к конечному результату в обучении – формирование компетентностей.   Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий и свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного познания нового социального опыта.

Приоритетная цель современного российского образования – не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Реализация стандарта устанавливает новые требования к конечному результату в обучении – формирование компетентностей.

  • Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий и свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного познания нового социального опыта.

 Метапредметные компетенции: основные общеучебные умения информационно-логического характера; умение организации собственной учебной деятельности; основные универсальные умения информационного характера; информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний; умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; формирование навыков исследовательской деятельности; формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные компетенции:

  • основные общеучебные умения информационно-логического характера;
  • умение организации собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;
  • умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

5

5

Метапредметные результаты изучения предметов основной школе

Универсальные учебные действия

Метапредметные результаты 6-8 классов

1. Регулятивные (учебно-организационные)

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной

2. Познавательные

а) учебно-логические

задачей или в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию по заданным признакам;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

б) учебно-информационные

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • участвовать в совместной деятельности, оценивать работу одноклассников.
  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.;

качественное и количественное описание объекта;

классификация и организация информации.

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;  уметь вести дискуссию, диалог;  находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. 3. Коммуникативные

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

3.

Коммуникативные

Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных и личностных результатов.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка к уроку

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Основные этапы урока

Главная цель учителя на уроке

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Успеть выполнить все, что запланировано

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Уроки-состязания, викторины; урок- суд, биржа, деловая игра; урок-спектакль, урок-интервью: интернет-уроки, уроки с привлечением общественности и родителей.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Образовательная среда

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

9

9

Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.  Обучение является эффективным  только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития. 9

Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

Обучение является эффективным

только при условии, что

пространство образования становится

и пространством решения задач развития.

9

Что следует понимать под метапредметным уроком?  Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Что следует понимать под метапредметным уроком?

  • Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся.
  • Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
 На метапредметном уроке присутствует: формирование целостной картины мира;  проблемный и исследовательский подход; развитие монологической речи, коммуникативных навыков; моделирование; умение черпать информацию из всего.

На метапредметном уроке

присутствует:

  • формирование целостной картины мира;
  • проблемный и исследовательский подход;
  • развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
  • моделирование;
  • умение черпать информацию из всего.
 На что надо обратить внимание:  учащийся осмысливает во время урока, как можно применить полученные знания в жизни; на уроке видна взаимосвязь наук; созданы проблемные ситуации, требующие личностного разрешения; созданы условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач; Использование образовательных технологий: совместного обучения, исследовательской деятельности, проблемно-диалогических технологий, игровых.

На что надо обратить внимание:

  • учащийся осмысливает во время урока, как можно применить полученные знания в жизни;
  • на уроке видна взаимосвязь наук;
  • созданы проблемные ситуации, требующие личностного разрешения;
  • созданы условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач;
  • Использование образовательных технологий: совместного обучения, исследовательской деятельности, проблемно-диалогических технологий, игровых.
Анализ работы Лаборатории конструирования и робототехники Занятия в нашей Лаборатории проходят уже третий год. За это время обучения обучащиеся научились применять на практике знания полученные на уроках физики и математики в процессе моделирования и конструирования. Легоконструирование в младших классах способствует творческому развитию учащихся. Обучением в Лаборатории охвачены все классы с 1 по 8, выбор был сделан по желанию ребят. Посещение занятий достаточно регулярны.  По итогам соревнований на различных уровнях есть победители в разных номинациях. Особенно учащимся нравится участвовать в творческой категории, так как здесь нет никаких ограничений. И об учащиеся могут показать все свои способности и реализовать себя на 100%. Что и подтверждается результатами их деятельности.

Анализ работы Лаборатории конструирования и робототехники

Занятия в нашей Лаборатории проходят уже третий год. За это время обучения обучащиеся научились применять на практике знания полученные на уроках физики и математики в процессе моделирования и конструирования. Легоконструирование в младших классах способствует творческому развитию учащихся. Обучением в Лаборатории охвачены все классы с 1 по 8, выбор был сделан по желанию ребят. Посещение занятий достаточно регулярны.

По итогам соревнований на различных уровнях есть победители в разных номинациях. Особенно учащимся нравится участвовать в творческой категории, так как здесь нет никаких ограничений. И об

учащиеся могут показать все свои способности и реализовать себя на 100%. Что и подтверждается результатами их деятельности.