Формирование метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.Слайд1-4
Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.
В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.
Так одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество.
Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, и в наибольшей степени определяет научно - технический прогресс.
Ведь химия может стать опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной. Писатель-фантаст и ученый биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия – это смерть, упакованная в банки и коробки». Использование людьми достижений современной техники и химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Поэтому современному человеку важно знать и правильно использовать достижения современной химии.
Формирование метапредметных результатов через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии:
Задание 1. «Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Слайд 5
- Фосфор, - сказал я».
Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?
Можно использовать и другие тексты на этапе мотивации. Слайд 6-8
Задание 2. Объясните, почему кальцинированную соду можно использовать для мытья и чистки посуды. Слайд 9
Задание 3. Используя материал учебника, составь схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе. Слайд 10
Задание 4. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа и диоксида углерода в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:
а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;
б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;
в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.
Какое решение должен принять Иван Петрович? Почему? Слайд 11
Задание 5. Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от него используют дополнительный гопколитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом марганца. Определите срок годности гопколитового патрона, содержащего 261г MnO2, если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО, масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2г. Какую опасность для здоровья представляет оксид углерода (II)? Слайд 12
Задание 6. Добыча полезных ископаемых. Крупнейшие месторождения
Объяснить явление образования сталактитов и сталагмитов.
Уроки химических технологий. Слайд 13
Выполняя данные задания, учащиеся приобретают естественнонаучную грамотность (умений описывать, объяснять, прогнозировать явления окружающей действительности с естественнонаучных позиций, действовать в соответствии с ними), формируются ключевые компетенции.
Рассматривая внеурочную деятельность, метапредметный подход не теряет актуальности.
Во внеурочной деятельности реализуется программа, объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х классов, т.е. учащихся того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Каждое занятие (40минут) связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. Слайд 14
Курс позволяет дополнить основной курс химии, расширить кругозор знаний об окружающем мире, развивать учебную мотивацию на выбор профессии.
В результате посещения элективного курса «Химические вещества в повседневной жизни человека» учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Разделы курса:
Вводные занятия. Знакомство с химической лабораторией, оборудованием. Слайд 15-16
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов. Яды в истории человечества.
Первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Практическая работа: осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. Обнаружение ионов (соли кадмия, меди, свинца) Слайд 17
Химия и пища. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки , нитраты в пище человека. Как правильно соблюдать диету? Витамины: как грамотно их принимать.
Учимся расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион Слайд 18-20
Химические средства гигиены и косметики
Описываем и определяем качественный состав СМС (пр/р), расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями.
Практическая работа: определение рН растворов мыл. Слайд 21-22
Химия лекарств
Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Профилактика гриппа и ОРЗ.
Практическая работа: качественные реакции на седативные медикаменты, лекарственного происхождения. Слайд 23
Актуальная проблема Влияние вредных привычек на организм человека
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Практическая работа: действие этанола на белок. Слайд 24
Итоговое занятие
Игра «Самый умный химик»
Подготовка и проведение итоговой конференции по заинтересовавшим темам, может проходить в рамках недели естественных предметов Слайд 25
Учебно-методическое обеспечение:
Билл Стеймен. «Полный справочник вредных, полезных и нейтральных веществ, которые содержатся в пище, косметике, лекарствах», «Эксмо - пресс», 2003.
Бобырев В.Г., Кузьмин Н.М. Физические и химические методы исследования. ‑ Волгоград: ВСШ МВД, 1979.
Габриэлян О.С. Химия. 8, 9 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. В.А. Рабиновича. ‑ Л.: Химия, 1983.
Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа: Учебное пособие. ‑ М.: Высшая школа, 1991.
Зайцев А.Н. О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е» журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999.
Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992.
Научно-методический журнал «Химия» в школе, «Центр Химпрес» (за 2001-2006 гг.).
Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни» - Москва: «Аркти», 2000.
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
Юдин А. М., В. Н. Сучков. «Химия для Вас». – М.: Химия, 2001
Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005.
www.eco.nw.ru/lib/data/07/3/030307.htm - пищевые добавки.
http://school-collection.edu.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/%D0%A1.%D0%92.%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85._-_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4._%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdf
Разработка приложений к элективному курсу по каждому занятию.