Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Центр информационно-коммуникационных технологий»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Марковская средняя образовательная школа»
Номинация: начальное образование
Категория: методические разработки (пособие)
Формирование навыков самоконтроля при решении текстовых задач
Никитина Людмила Петровна
учитель начальных классов
Чайковский, 2014г.
Введение
Формирование учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Центральные зависимости определяются тем, как будет обеспечено формирование ведущих компонентов этого процесса: мотивов учебной деятельности, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
И именно сейчас старое дидактическое правило "Учить детей учиться" как никогда приобретает актуальность, так как школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.
Актуальность выбора темы данной работы обусловлена противоречием между тем, что большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы.
Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. Это в значительной степени относится к учащимся 3-5 класса. Поэтому главное внимание должно быть обращено на обучение школьников. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.
Все сказанное обусловило выбор темы данной работы: "Приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач".
Проблема, определенная нами, заключается в решении вопроса: какие способы формирования самоконтроля младших школьников будут оптимальными в организации работы над задачей.
Цель данной работы: рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные приемы, способствующие
развитию самоконтроля.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников
самоконтроля как компонента учебной деятельности.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить особенности формирования самоконтроля младших школьников;
подобрать и апробировать систему приемов, направленных на развитие самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач;
составить «Задачник».
Для осуществления цели работы и решения поставленных задач нами были использованы различные методы:
метод исследования психологической и педагогической литературы;
методы исследования реального педагогического процесса: наблюдение, беседа.
Практическая значимость
Самоконтроль - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися в процессе учения в школе, впоследствии безусловно пригодится им в их трудовой деятельности, в научном творчестве и в самостоятельной взрослой жизни.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками самоконтроля.
Практический выход: «Задачник для формирования навыков самоконтроля»
1. Развитие самоконтроля младших школьников в процессе учебной деятельности
Организованный на уроке взаимоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дает возможность на каждом уроке осуществить обратную связь учителя и учеников.
Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.
Развитие самоконтроля у младших школьников подчинено закономерностям. Сначала он является отдельной формой деятельности. Постепенно превращается в обязательный элемент выполнения основного задания. Так как изменяется отношение ученика к самоконтролю, меняется и уровень его сформированности. Можно говорить о следующих педагогических показателях сформированного самоконтроля:
умение спланировать работу;
умение изменять свои действия, учитывая изменившиеся условия, находить рациональные способы решения;
умение осознанно переходить на знаковые символы и схемы;
умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, алгоритм проверки.
Таким образом, говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные особенности учащихся. Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых заданий и дидактических игр с элементами соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес и воспитывает веру в свои силы и возможности. В результате такого построения уроков, учащиеся приучаются работать коллективно, и вместе с тем, каждый самостоятельно. Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:
сверка с написанным образцом;
проверка по словесной инструкции;
взаимопроверка с товарищем;
сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
сочетание коллективной и индивидуальной работы;
самостоятельное придумывание заданий;
выполнение задания по алгоритму;
выполнение задания по наводящим вопросам;
выполнение задания по образу;
проверка с помощью сигнальных карточек;
подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
проговаривание “про себя” объяснения выбора.
Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а, в конечном счете - сформируется привычка самоконтроля.
2. Описание системы работы, направленной на развитие навыка самоконтроля
Для развития навыка самоконтроля были подобраны приемы, которые были включены в учебно-воспитательный процесс. Эти методы и приемы использовались на уроках математики при решении задач.
Приемы включались в уроки ежедневно. Занятия после уроков, направленные на развитие самоконтроля, позволяли расширить время воздействия на учащихся.
Основными методами и приемами, которые использовались во время проведения опытно-практической работы были:
сверка с написанным образцом;
проверка по инструкции;
взаимопроверка с товарищем;
коллективное выполнение задания и коллективная проверка;
сочетание коллективной и индивидуальной работы;
выполнение задания по алгоритму;
проверка с помощью сигнальных карточек;
подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.
Учащимся для осознания самой цели самоконтроля постоянно нужен внешний контроль, поэтому в начале работы с учащимся превалировали контроль учителя, а также взаимоконтроль по продукту и взаимоконтроль по процессу.
Заключение
В данной работе была исследована тема "Методы и приемы формирования навыка самоконтроля младших школьников в процессе решения текстовых задач". Были рассмотрены теоретические основы формирования данного навыка у младших школьников, изучен педагогический опыт, накопленный по данной проблеме, была проведена практическая работа, направленная на решение поставленной проблемы с использованием накопленного теоретического материала.
Учебная деятельность понимается как особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития.
Работа по формированию учебной деятельности занимает особое место в начальных классах. Она должна проводиться с первых дней пребывания детей в школе, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и, следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность дальнейшего обучения и развития учащихся.
Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ученика необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует.
В то время как и при отличных знаниях теории и умении применять ее нельзя полностью гарантировать себя от ошибок, и младшие школьники, даже зная как следует контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому они нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна как учебная деятельность, так и даже творческая деятельность. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение.
Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Широко начинают использоваться системы развивающего обучения. Например, в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова формируется теоретическое мышление детей. Но, развивая мышление, нельзя оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей. Таким образом, целью нашей работы было рассмотреть особенности формирования самоконтроля младших школьников и определить эффективные методы и приемы, способствующие развитию самоконтроля.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования таких методов и приемов (сверка с написанным образцом; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального).
В результате был разработан «Задачник для формирования навыка самоконтроля при решении задач»
Надеюсь, материал, представленный в данном задачнике, будет полезен не только учителям начальной школы, но и детям и их родителям. Поможет в формировании навыков самоконтроля при решении текстовых задач.