Теоретический семинар комиссии классных руководителей Искусство общения
ТЕМА:
«Особенности
формирования
самооценки
у детей»
Учитель: Данилова А.М.
13.11.2014
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой.
Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.
М.М.Пришвин
Самооценка(словарь Ожегова)
Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.
Самооценка.( «Детская психология».В.С.Мухина)
Самооценка- оценка ребёнка своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей.
Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
Самооценка
это
Мнение
о месте
среди
других
людей
Мнение
о своих
качествах
и
возможностях
Мнение
человека
о самом
себе
В самооценке отражается то,
что ребенок узнает о себе от
других, и его возрастающая
собственная активность,
направленная на осознание
своих действий и личностных качеств.
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.
В самооценке отражается:
- отношение к достигнутому
- каким он хотел бы быть
- стремления, надежды
Связана с тем, на что человек
претендует.
Самооценка
Заниженная
Завышенная
Адекватная
ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА
+
-
чувствует себя важным и нужным
доверяет самому себе
Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.
склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода;
проявляет подозрительность, агрессию;
может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться
ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА
Характерные черты низкой самооценки
К чему могут привести
потерянный человек;
пассивны, внушаемы и менее популярны;
чрезмерно чувствительны к критике;
застенчивы;
нерешительны, зависимы, необъективны;
часто страдают от одиночества
Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.
АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА
согласованность своего наличного и идеального «Я».
удовлетворенность собой
принятие себя
положительное отношение к себе
чувство собственного достоинства
Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой","Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 6-7 ДО 9-10 ЛЕТ)
ребенок получает общественную оценку;
авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники;
очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком ;
самооценка формируется под влиянием оценок учителя
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
ОТРОЧЕСТВО (с 11 до 15 лет )
становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
формируется абстрактное, теоретическое мышление;
период отчуждения от взрослых;
важный фактор - общение со сверстниками;
повышение значимости Я – концепции;
подросток сравнивает себя с другими
КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА.
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА ЗАВИСИТ ОТ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЕГО ДОСТОИНСТВ. САМООЦЕНКА РАСТЕТ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И УСПЕХОВ
САМООЦЕНКА
ПОДРОСТКИ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАСТЕНЧИВЫ. САМООЦЕНКА И УСПЕВАЕМОСТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С СОБОЙ, ПОЭТОМУ НЕУВЕРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ ЧАСТО ОТСТАЮТ В УЧЕБЕ И НЕ РАЗВИВАЮТ СЕБЯ .
КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА
ИНТЕРЕСНО , ЧТО У ДЕВОЧЕК
САМООЦЕНКА ВЫШЕ ЧЕМ У МАЛЬЧИКОВ.
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ САМООЦЕНКА ВЫШЕ , ЧЕМ У СТАРШИХ
САМООЦЕНКА
В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ ДЕВУШЕК ОКАЗЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, А НА САМООЦЕНКУ ЮНОШЕЙ- ОТЦЫ
КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
У ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ ВЫШЕ
САМООЦЕНКА
ВЫШЕ САМООЦЕНКА У ПЕРВОГО СЫНА В СЕМЬЕ, ГДЕ ДО ЭТОГО БЫЛИ ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ – ТЕМ НИЖЕ САМОЦЕНКА
НА САМООЦЕНКУ ДЕВОЧЕК ВЛИЯЮТ ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ: ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОМ И СЕМЬЯ.
Родителям необходимо:
- создавать “ситуацию успеха”;
- возвышать детей в их собственных глазах;
- хвалить даже за небольшой успех.
Письмо-обращение.
Кому: родителям.
От кого: детей разных времён и народов.
1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью
я восприму ваше руководство мной.
Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!
Советы учителям
1. Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания,
2. Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).
3. Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.
4. Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.
5. Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.
6. Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка.
7. Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.
8. Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.
Заключение
Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.