СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка крайне важна для каждого человека. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе. Неудивительно, что люди с заниженной самооценкой, даже обладая выдающимися качествами, вызывают к себе лишь неприязнь и неуважение. А вот абсолютно заурядные, но чрезмерно любящие себя люди зачастую добиваются высот исключительно потому, что внушают другим уважение и благоговение.. Поэтому формированию самооценки ребенка необходимо уделять пристальное внимание с самых первых лет его жизни. Тем более, что наибольшее влияние на самооценку ребенка оказывают самые близкие ему люди.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки у детей»

 Теоретический семинар  комиссии классных руководителей   Искусство общения  ТЕМА: «Особенности формирования  самооценки у детей» Учитель: Данилова А.М. 13.11.2014

Теоретический семинар комиссии классных руководителей Искусство общения

ТЕМА:

«Особенности

формирования

самооценки

у детей»

Учитель: Данилова А.М.

13.11.2014

Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.  М.М.Пришвин

Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой.

Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

М.М.Пришвин

Самооценка(словарь Ожегова) Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Самооценка(словарь Ожегова)

Оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Самооценка.( «Детская психология».В.С.Мухина) Самооценка- оценка ребёнка своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка.( «Детская психология».В.С.Мухина)

Самооценка- оценка ребёнка своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей.

Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Самооценка это Мнение о месте среди других людей Мнение о своих качествах и возможностях Мнение человека  о самом  себе

Самооценка

это

Мнение

о месте

среди

других

людей

Мнение

о своих

качествах

и

возможностях

Мнение

человека

о самом

себе

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

В самооценке отражается то,

что ребенок узнает о себе от

других, и его возрастающая

собственная активность,

направленная на осознание

своих действий и личностных качеств.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности. В самооценке отражается: - отношение к достигнутому  каким он хотел бы быть  стремления, надежды   Связана с тем, на что человек  претендует.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

В самооценке отражается:

- отношение к достигнутому

  • каким он хотел бы быть
  • стремления, надежды

Связана с тем, на что человек

претендует.

 Самооценка  Заниженная Завышенная Адекватная

Самооценка

Заниженная

Завышенная

Адекватная

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА + - чувствует себя важным и нужным доверяет самому себе Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки. склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода; проявляет подозрительность, агрессию;  может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться

ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА

+

-

чувствует себя важным и нужным

доверяет самому себе

Уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки.

склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода;

проявляет подозрительность, агрессию;

может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА Характерные черты низкой самооценки К чему могут привести потерянный человек;  пассивны, внушаемы и менее популярны; чрезмерно чувствительны к критике; застенчивы; нерешительны, зависимы, необъективны; часто страдают от одиночества  Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.

ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА

Характерные черты низкой самооценки

К чему могут привести

потерянный человек;

пассивны, внушаемы и менее популярны;

чрезмерно чувствительны к критике;

застенчивы;

нерешительны, зависимы, необъективны;

часто страдают от одиночества

Во взрослой жизни ее влияние на судьбу человека может проявляться как в обыденных неудачах - не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, так и в экстремальных проявлениях.

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА согласованность своего наличного и идеального «Я». удовлетворенность собой принятие себя положительное отношение к себе чувство собственного достоинства

АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА

согласованность своего наличного и идеального «Я».

удовлетворенность собой

принятие себя

положительное отношение к себе

чувство собственного достоинства

Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой","Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 6-7 ДО 9-10 ЛЕТ) ребенок получает общественную оценку; авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники; очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком ; самооценка формируется под влиянием оценок учителя

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (С 6-7 ДО 9-10 ЛЕТ)

ребенок получает общественную оценку;

авторитет взрослого утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники;

очень важен уровень достижений, осуществленным каждым ребенком ;

самооценка формируется под влиянием оценок учителя

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

ОТРОЧЕСТВО (с 11 до 15 лет ) становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти; формируется абстрактное, теоретическое мышление; период отчуждения от взрослых; важный фактор - общение со сверстниками; повышение значимости Я – концепции; подросток сравнивает себя с другими

ОТРОЧЕСТВО (с 11 до 15 лет )

становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;

формируется абстрактное, теоретическое мышление;

период отчуждения от взрослых;

важный фактор - общение со сверстниками;

повышение значимости Я – концепции;

подросток сравнивает себя с другими

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА. САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА ЗАВИСИТ ОТ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЕГО ДОСТОИНСТВ. САМООЦЕНКА РАСТЕТ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И УСПЕХОВ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКИ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАСТЕНЧИВЫ. САМООЦЕНКА И УСПЕВАЕМОСТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С СОБОЙ, ПОЭТОМУ НЕУВЕРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ ЧАСТО ОТСТАЮТ В УЧЕБЕ И НЕ РАЗВИВАЮТ СЕБЯ .

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА.

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА ЗАВИСИТ ОТ ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЕГО ДОСТОИНСТВ. САМООЦЕНКА РАСТЕТ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И УСПЕХОВ

САМООЦЕНКА

ПОДРОСТКИ С НИЗКОЙ САМООЦЕНКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАСТЕНЧИВЫ. САМООЦЕНКА И УСПЕВАЕМОСТЬ ТЕСНО СВЯЗАНЫ С СОБОЙ, ПОЭТОМУ НЕУВЕРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ ЧАСТО ОТСТАЮТ В УЧЕБЕ И НЕ РАЗВИВАЮТ СЕБЯ .

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА ИНТЕРЕСНО , ЧТО У ДЕВОЧЕК САМООЦЕНКА ВЫШЕ ЧЕМ У МАЛЬЧИКОВ. У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ САМООЦЕНКА ВЫШЕ , ЧЕМ У СТАРШИХ САМООЦЕНКА В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ ДЕВУШЕК ОКАЗЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, А НА САМООЦЕНКУ ЮНОШЕЙ- ОТЦЫ

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА

ИНТЕРЕСНО , ЧТО У ДЕВОЧЕК

САМООЦЕНКА ВЫШЕ ЧЕМ У МАЛЬЧИКОВ.

У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ САМООЦЕНКА ВЫШЕ , ЧЕМ У СТАРШИХ

САМООЦЕНКА

В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ ДЕВУШЕК ОКАЗЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, А НА САМООЦЕНКУ ЮНОШЕЙ- ОТЦЫ

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. У ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ ВЫШЕ САМООЦЕНКА ВЫШЕ САМООЦЕНКА У ПЕРВОГО СЫНА В СЕМЬЕ, ГДЕ ДО ЭТОГО БЫЛИ ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ – ТЕМ НИЖЕ САМОЦЕНКА НА САМООЦЕНКУ ДЕВОЧЕК ВЛИЯЮТ ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ: ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОМ И СЕМЬЯ.

КТО И ЧТО ВЛИЯЕТ НА САМООЦЕНКУ ПОДРОСТКА

НИЗКАЯ САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

У ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫСОКОЙ САМООЦЕНКИ ВЫШЕ

САМООЦЕНКА

ВЫШЕ САМООЦЕНКА У ПЕРВОГО СЫНА В СЕМЬЕ, ГДЕ ДО ЭТОГО БЫЛИ ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ – ТЕМ НИЖЕ САМОЦЕНКА

НА САМООЦЕНКУ ДЕВОЧЕК ВЛИЯЮТ ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ: ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДОМ И СЕМЬЯ.

Родителям необходимо:   создавать “ситуацию успеха”;  возвышать детей в их собственных глазах;  хвалить даже за небольшой успех.

Родителям необходимо:

  • создавать “ситуацию успеха”;
  • возвышать детей в их собственных глазах;
  • хвалить даже за небольшой успех.
Письмо-обращение. Кому: родителям. От кого: детей разных времён и народов. 1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.  2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.  3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Письмо-обращение.

Кому: родителям.

От кого: детей разных времён и народов.

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью

я восприму ваше руководство мной.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!

 Советы учителям 1.   Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности  (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания, 2.     Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время). 3.  Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями. 4.    Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят. 5.   Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия. 6.   Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка. 7.   Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения. 8.   Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.  

Советы учителям

1.   Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности  (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания,

2.     Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).

3.  Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.

4.    Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

5.   Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.

6.   Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка.

7.   Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.

8.   Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.

 

Заключение Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Заключение

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!