СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самооценки детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает особенности самооценки детей дошкольного возраста и роль взрослого в ее формировании.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самооценки детей дошкольного возраста»



Развитие самооценки ребенка

Самооценка ребенка формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

  • в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

  • в грамоте переоценивает;

  • в пении недооценивает себя.



Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это не делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Как взрослый, оценивает ребенок и сверстников. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.



Подмечено:

  • дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценки;

  • у детей, выделяющих свое Я через сферу отношений, самооценка чаще занижена;

  • дети, имеющие разный статус, положение в группе, по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Взрослый должен:

  • помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

  • помогать формировать адекватную самооценку, высокую.



Дети с высокой самооценкой:

  • в группе чувствуют себя увереннее;

  • активнее проявляют свои интересы;

  • ставят перед собой более высокие цели.



Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении самооценки, взрослый тем самым помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Развитие самооценки детей

в зависимости от особенностей воспитания (по М. И. Лисиной)

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребенку достаточно много времени

Родители уделяют ребенку очень много времени

Родители уделяют ребенку очень мало времени

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников

Оценивают ниже, чем большинство сверстников

Часто поощряют (не подарками)

Очень часто поощряют (в том числе подарками)

Не поощряют

Наказывают в виде отказа от общения

Редко наказывают

Часто наказывают, упрекают

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других

Низко оценивают

Прогнозируют хорошие успехи в школе

Ожидают отличных успехов в школе

Не ожидают успехов в школе и жизни



Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.

В целом самооценка дошкольника очень высокая, что помогает ему осваивать многие виды деятельности, без сомнений и страха включаться в подготовку к школе.



По материалам книги Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.