Развитие самооценки ребенка
Самооценка ребенка формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
В разных видах деятельности самооценка разная:
в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
в грамоте переоценивает;
в пении недооценивает себя.
Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это не делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой.
Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.
Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Как взрослый, оценивает ребенок и сверстников. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).
Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Подмечено:
дети, выделяющие свое Я через деятельность, завышают самооценки;
у детей, выделяющих свое Я через сферу отношений, самооценка чаще занижена;
дети, имеющие разный статус, положение в группе, по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
Взрослый должен:
помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
помогать формировать адекватную самооценку, высокую.
Дети с высокой самооценкой:
в группе чувствуют себя увереннее;
активнее проявляют свои интересы;
ставят перед собой более высокие цели.
Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Помогая ребенку в повышении самооценки, взрослый тем самым помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.
Развитие самооценки детей
в зависимости от особенностей воспитания (по М. И. Лисиной)
Дети с адекватной самооценкой | Дети с завышенной самооценкой | Дети с заниженной самооценкой |
Родители уделяют ребенку достаточно много времени | Родители уделяют ребенку очень много времени | Родители уделяют ребенку очень мало времени |
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников | Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников | Оценивают ниже, чем большинство сверстников |
Часто поощряют (не подарками) | Очень часто поощряют (в том числе подарками) | Не поощряют |
Наказывают в виде отказа от общения | Редко наказывают | Часто наказывают, упрекают |
Адекватно оценивают физические и умственные данные | Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других | Низко оценивают |
Прогнозируют хорошие успехи в школе | Ожидают отличных успехов в школе | Не ожидают успехов в школе и жизни |
Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
В целом самооценка дошкольника очень высокая, что помогает ему осваивать многие виды деятельности, без сомнений и страха включаться в подготовку к школе.
По материалам книги Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.