СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  приведён анализ научно-практической литературы по проблеме интеграции здоровых детей и детей с ОВЗ, а также практический опыт деятельности воспитателя по сопровождению семей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: толерантность дошкольное образование, дети с ОВЗ, деятельность воспитателя, социальная интеграция, сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ»

Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ.

Бектяшкина Елена Дмитриевна, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад №5»,

п.Северо-Енисейский Красноярского края, Россия.

В статье приведён анализ научно-практической литературы по проблеме интеграции здоровых детей и детей с ОВЗ, а также практический опыт деятельности воспитателя по сопровождению семей воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: толерантность дошкольное образование, дети с ОВЗ, деятельность воспитателя, социальная интеграция, сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ.

Анализ научно - практической литературы позволяет подчеркнуть значение дошкольного воспитания в становлении личности человека. Идеи педагогов, философов, мыслителей (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.) оказали существенное влияние на развитие образовательной системы в различные исторические эпохи, задавая при этом единство методологических подходов к её построению и в современных условиях. В частности, академик И.В. Бестужев – Лада констатирует, что для развития ребёнка дошкольное образование гораздо важнее университетского. В дошкольном возрасте закладываются качества, определяющие в последующем линии развития человека: личностные, психологические, социальные. [1, 2]

Большое внимание в практике дошкольного образования отводится формированию эмоционально-личностной сферы детей, совершенствованию их коммуникативной компетентности, способности к самоопределению, смыслообразованию, нравственно - этическому оцениванию, умению планировать сотрудничество, ставить вопросы, выражать свою позицию, анализировать и управлять поведением партнёра и как результат разрешать конфликты.

Федеральные государственные образовательные стандарты к основной образовательной программе ДОУ являются хорошим подспорьем для осуществления воспитателем педагогического процесса в современных условиях. Одним из важных условий реализация всех этих способностей является организация совместной творческой деятельности педагогов, родителей и детей.

Соглашусь, с утверждением педагогов – практиков М.Ф. Носовой, Л.Г. Горобцовой, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования эмоционально-личностной сферы детей, а также навыков и привычек нравственного поведения и толерантности, как его составляющей.

В этот сенситивный период, у ребёнка развиваются представления о себе, своих возможностях, чувствах, появляется необходимость заботиться о себе, своём здоровье, а также и о ближних, что в свою очередь становится прочной основой дальнейшей успешности и его социализации. [4]

Нас интересует проявление толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, далее ОВЗ. Поэтому цель нашего исследования – выявить влияние процесса социальной интеграции детей с ОВЗ на детей старшего дошкольного возраста для формирования толерантного отношения.

Гипотеза: Формирование толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при следующих условиях:

- социальная интеграция детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ на базе клубного объединения «Мама»

- формирование этико-деонтологической культуры в системе «семья со здоровым ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ».

По мнению министра социальной политики Красноярского края Г.Е. Пашиновой: « Мы должны интегрировать людей с ОВЗ в общество, создавать комфортные условия жизни, обеспечивая равные права». Для решения этих непростых задач в крае реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов на 2011- 2013годы» [2].

Рассмотрим, как происходило становление процесса интеграции в области проблемы, чтобы правильно построить работу по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ. Обратимся к научным историческим исследованиям кандидата педагогических наук образования - Алиции Савиной, заведующей лабораторией исследований образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики РАО.

В мировой педагогической практике, пишет А. Савина идея совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ прошла длительный, сложный и противоречивый путь развития. В древние века особые дети подвергались дискриминации и, как правило, лишались жизни.

В эпоху Просвещения их изолировали от остального общества. Для XIX века характерна сегрегация детей с ОВЗ. В первой половине XX столетия начался поиск форм реабилитации особых детей в естественной среде и в условиях массовых образовательных учреждений.

В истории образования интегрированное обучение связывается с именами выдающихся педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие мировой педагогической теории и практики. Уже в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на возможность совместного обучения особых с обычными детьми. [7]

На развитие идеи совместного обучения в Европейской педагогической практике оказали также влияние взгляды И.Г. Песталоцци, именуемого «спасителем бедных» и «отцом сирот». Обучение особых детей в условиях народной школы он рассматривал как путь установления контактов с внешним миром, в котором будет жить ребёнок. Аналогичные мысли высказывали Ж.-Ж. Руссо, Ф.В.А. Фребель, а также многие известные представители так называемого нового воспитания – О. Декроли, К. Линке, С. Френе, М. Гжегожевская и др.

Сегодня идеи совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ развиваются в мире под влиянием гуманистической педагогики и психологии, которые признают ценность человека, его права на гармоническое развитие с учётом индивидуально-личностных интересов и возможностей.

Главная цель интеграции, с точки зрения специалистов, - дать возможность разным детям установить взаимные контакты, приспосабливаться друг к другу и к совместному обучению, создать единое пространство общения. Задача педагога – руководить развитием «слабых», а в остальных детях воспитывать толерантность, уважение к правам «других». Интеграция ориентирована на воспитание в духе взаимопомощи, уважения, понимания отличия, потребности другого человека.[6]

Соглашусь с этим мнением, но практика убеждает, что наиболее успешно интеграция будет осуществляться не в инклюзивных детских садах, а в условиях клубных объединений. По мнению автора, в инклюзивных ДОУ качество образования страдает, в связи с большой наполняемостью групп, недостаточным обеспечением кадровым составом, да и личностная готовность родителей принять эти условия.

В Северо-Енисейском районе работает общественное объединение «Мама» по взаимодействию с семьями, имеющими детей с ОВЗ. В клубном объединении взаимодействуют друг с другом все субъекты - дети здоровые и дети с ОВЗ, их семьи, узкие специалисты, осуществляя партнёрство с различными социальными институтами: психолого - педиатрической службой, Отделом социальной защиты населения, Управлением образования, культурой, спортом, и др.

Клубное объединение «Мама» охватывает гетерогенную группу семей Северо-Енисейского района, имеющих детей от 2 до 11 лет. Для формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ОВЗ, как член клубного объединения «Мама» и воспитатель МКДОУ №5, совместно с родителями и узкими специалистами клуба осуществляем интеграцию семей здоровых детей, посещающих МКДОУ №5, учеников СОШ №2, с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Интеграция и формирование этико-деонтологической культуры в системе «семья со здоровым ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ» осуществляется в условиях клубного объединения «Мама» с согласия всех родителей.

В основу взаимоотношений с детьми и родителями педагогами выбрана технология сотрудничества с использованием социо - игровых приёмов, поэтому всем комфортно и детям и родителям. А за чашкой чая, по исконно русской традиции всегда приятней выстроить общение, легче вести беседу и раскрепоститься, найти союзников в решении общей проблемы. Стали традиционными следующие формы работы: родительские встречи, дискуссии, круглые столы, творческие мастерские, праздники, посиделки и оздоровительные развлечения совместно с детьми. Родители и дети посещают их с удовольствием, зачастую позабыв о времени, а это очень радует, ведь мы говорим о наших детях или вместе с детьми, стараясь сделать их детство счастливее.

Это способствует решению проблемы социализации в общество всех участников процесса и их самореализации в жизни. Практика убеждает в том, что для получения позитивной динамики формирования толерантности к детям с особыми возможностями здоровья, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекая их в совместный образовательный процесс. Таким образом, в ходе исследования реализована цель - выявлено влияние процесса социальной интеграции детей с ОВЗ на детей старшего дошкольного возраста для формирования толерантного отношения. Гипотеза частично подтвердилась, для полного подтверждения необходимо провести диагностику толерантных и интолерантных установок личности родителей, проявляющиеся в процессе общения, посещающих клубное объединение «Мама». Была выбрана методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко. Выбранные методики подходят и детям и родителям, их легко внедрить в педагогическую деятельность ДОУ и клубного объединения «Мама». В этом автор данной статьи видит направление своих дальнейших исследований для полного подтверждения гипотезы.

Литература

1.Гордон Т. Как привить ребёнку дисциплину. Советы психолога / Т.Гордон; пер. с анг.В.Волкова. М.Ломоносовъ, 2010. 336 стр.

2. Каралашвили Е.А. Медико-психологическая служба в ДОУ; организация работы / Е.А.Каралашвили. М.: Сфера, 2007.120 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека. М: Академия, 2004.304 с.

Пашинова Г.Е. Социальная политика как аспект развития региона //Социальное развитие: Регион 24.- 2012 .- №1.- с.2-4

4. Носова М.Ф., Горобцова Л.Г. Здоровьесберегающие технологии в детском саду компенсирующего вида // Медработник ДОУ, ООО «ТЦ СФЕРА» - 2013. - №7. – с.14- 20]

5.Сухих В.Г., Чеха В.А. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов/КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения». – Красноярск: Красноярский писатель, 2010. – 108

6.Bakowska D. Nauczanie integracyjne jako jedna z form ksztalcenia specjalnego / www.eduforum.pl

7. Lipkowski O. Pedagogika specjalna Warszawa, 1997

Опыт работы клубного объединения «Мама» прописан в V Международной научно-практической конференции «Социальное служение: институциональные и общественные практики в современном мире» и опубликован в Интернет журнале Сибирский вестник специального образования № 4 (РИНЦ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!