«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОГО ДОСУГА»
Выполнила учитель начальных классов
Григорьева И.Н.
Актуальность исследования:
Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема современной науки, которая представляет собой одно из наиболее активно развивающих направлений педагогической деятельности.
Объект исследования - формирование творческой активности дошкольников
Предмет исследования — процесс формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Цель исследования:
выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Гипотеза исследования:
Празднично-игровой досуг может эффективно влиять на формирование творческой активности дошкольников при реализации следующих условий:
- Создания в учреждениях дошкольного образования празднично-игровой среды посредством включения дошкольников в творчески-преобразующую деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех его участников с использованием различных методов, форм и средств культурно-досуговой деятельности;
- Разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга с использованием разнообразных средств культурно-досуговой деятельности;
- Разработать критерии оценки эффективности формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга с использованием разнообразных средств, форм и методов.
Задачи исследования :
- Осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга и на этой основе раскрыть сущность и специфику данного процесса;
- Разработать и апробировать педагогическую модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга;
- Выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию творческой активности дошкольников ;
- Разработки содержания культурно-досуговых мероприятий с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников, их запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;
- Личностно-деятельностной направленности воспитательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в празднично-игровом досуге;
- Интеграции усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений по формированию творческой активности дошкольников
Методы исследования:
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования:
Реализация на практике полученных в ходе исследования данных позволяет эффективно осуществлять процесс формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Анализ специальной литературы позволил нам выделить структуру творческой деятельности, состоящей из:
1.Возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это может выражаться в выборе ребенком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы ее организации;
2. Привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.
3. Реализация замысла, качество которого зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
4. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели, что находит отражение в совершенствовании ребенком своих действий по ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях по ее дальнейшему ходу и окончанию.
Работа по формированию творческой активности у дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Особенности организации празднично-игрового досуга в процессе формирования творческой активности дошкольников. Констатирующий эксперимент.
Методы исследования :
2) диагностика творческого мышления (Е.Е.Туник);
3) опросник для определения особенностей мотивации творчества дошкольников
Условное распределение детей экспериментальной и контрольной группы на подгруппы в соответствии с выявленным уровнем творческой активности дошкольников (по методике Е.Е. Туник)
Условное распределение детей на группы в соответствии с выявленным уровнем сформированности творческой активности
Реализация организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
- направленность на постоянную творческую активность воображения благодаря применению заданий типа:
- «Придумай», «Дополни», «Дорисуй»,«Дофантазируй», «Переделай»;
- игровые упражнения с воображаемыми предметами, игры с использованием неигровых предметов;
- использование музыки на занятиях;
- направленность на поиск оригинального своеобразного решения творческих задач;
- игровая атмосфера, предполагающая свободное и самостоятельное творчество;
- игровая позиция педагога, готового к сотрудничеству;
- разыгрывание этюдов.
Сводная таблица данных, полученных при выявлении динамики формирования творческого мышления
Динамика формирования творческого мышления в экспериментальной группе
Светлый цвет -Констатирующий эксперимент
Темный цвет- Контрольный эксперимент
Общие показатели уровня сформированности творческой активности (данные констатирующего и контрольного экспериментов)
Динамика формирования творческой активности дошкольников в экспериментальной и контрольной группах
Низкий уровень средний уровень высокий уровень
Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга стало возможным благодаря соблюдению следующих организационно-педагогических условий:
- опоре на ведущую деятельность детей дошкольного возраста;
- гуманистической направленности празднично-игровой деятельности;
- учете возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;
- создании атмосферы праздника посредством использования различных методов, форм и средств культурно-досуговой деятельности;
- включении ребенка в празднично-игровой досуг при опоре на заинтересованность и активность его участников;
- сотрудничестве и сотворчестве педагога и дошкольника в празднично-игровом досуге;
- интеграции усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !