СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Пример разработки урока математики в 5 классе»

Пример разработки урока математики в 5 классе

на тему «Вычитание дроби из натуральных чисел»

 Показано, как можно спланировать  работу по формированию УУД на каждом этапе урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Цели: формирование личностных и регулятивных УУД.

Личностные: соблюдение моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад.

Регулятивные: начинать и заканчивать свои действия в нужный момент, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, правилу, с использованием норм.

  1. Повторение ранее изученного материала. Актуализация знаний.

Цели: формирование коммуникативных УУД, включающих  умение формулировать правило выполнения сложения и вычитания обыкновенных дробей с использованием математических терминов как обыкновенная дробь. формирование познавательных УУД —  основных мыслительных операций в ходе  устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений

формирование регулятивных действий —  контроль,  умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

  1. Физкультминутка.

Регулятивные: выполнять действие по заданному образцу, правилу. Личностные: уровень развития морального сознания:

  1. Прослушивание сообщения изучение нового материала и через организацию проблемной ситуации.

Цели:  формирование познавательных действий: выдвижение гипотез и их обоснование, обоснование этапов решения учебной задачи, анализ и преобразование информации, основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.), составление алгоритма вычитания обыкновенной дроби из натурального числа; умение анализировать и отбирать информацию;

формирование коммуникативных действий —   речевых умений высказывать суждения, строить фразы  с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию;

формирование личностных УУД, дающих возможность  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации   необходимости изучения данной темы для каждого школьника.

Формирование ИКТ – компетенции: использование Интернет – ресурсов, критического отношения к информации и избирательности её восприятия; поиск информации; фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

[[[5. Закрепление изученного материала.

1) Практическая работа. (Один учащийся работает у доски, другие работают в тетрадях и   помогают ему с места).

Цель: формирование познавательных  общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий,  умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;

формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

2) Индивидуальная работа по карточкам с заданиями базового и высокого уровня сложности (дифференцированная работа).

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, анализ выполнения способов решения задачи.

    1. Домашняя работа.

Цели: формирование познавательных действий, определяющих умение ученика, выделять тип задач и способы их решения производить анализ и преобразование информации, формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности,  двигаться по заданному плану, которым является алгоритм вычитания обыкновенных дробей из натуральных чисел, оценивать и корректировать полученный результат.

    1. Итог урока. Рефлексия. (Подводят учащиеся)

Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала. Личностные: Полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

Регулятивные: Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

В результате проведенного урока реализовывается формирование личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных УУД.

Надо принять во внимание, что формирование УУД – это работа не одного дня, а длительный, непрерывный процесс.



Просмотр содержимого презентации
«РМО учителей математики»

РМО учителей математики  Воскресенского района ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Дата проведения: 01.12.2016 г.

РМО учителей математики Воскресенского района

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Дата проведения: 01.12.2016 г.

План работы 1.  Формирование УУД на уроках математики.  -Братчикова Е. В. 2.  Технология критического мышления.– АрчаковаН. Е. 3.  Критерии оценивания контрольных работ по математике(в соответствии с требованиями ФГОС ООО), Братчикова Е. В. 4.  Разное

План работы

1. Формирование УУД на уроках математики.

-Братчикова Е. В.

2.  Технология критического мышления.– АрчаковаН. Е.

3.  Критерии оценивания контрольных работ по математике(в соответствии с требованиями ФГОС ООО), Братчикова Е. В.

4.  Разное

Основная идея реализации ФГОС — формирование УУД Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении   личностного   развития

Основная идея реализации ФГОС — формирование УУД

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении   личностного   развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Приоритет развития  «способностей к самоопределению личности,   создание условий для её самореализации » 2) в  метапредметном   направлении:

Приоритет развития  «способностей к самоопределению личности,   создание условий для её самореализации »

2) в  метапредметном   направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер деятельности;
Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.   3) в  предметном  направлении:

Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков.

3) в  предметном  направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • Приоритет, отдаваемый вкладу математического образования в развитие общих личностных качеств по сравнению с применением готовых и сложивших­ся знаний, обусловлен современным этапом развития общества, резким ростом его информационной культуры, модернизацией общего образования.
Как формировать УУД у учащихся на уроках математики (какие использовать приёмы и методы обучения)? Универсальные учебные действия (УУД)   –  это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Как формировать УУД у учащихся на уроках математики (какие использовать приёмы и методы обучения)?

Универсальные учебные действия (УУД)   –  это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В  основе концепции УУД  лежит системно – деятельностный подход.  В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:   личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

В  основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход. 

В составе основных видов УУД,

соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Регулятивные учебные действия   обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные учебные действия   обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция
Личностные действия   позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.   Самоопределение Смыслообразование Нравственно-эстетическое оценивание  («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Личностные действия   позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-эстетическое оценивание

(«Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Познавательные действия  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

  • Общеучебные универсальные действия
  • Логические универсальные действия
  • Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия   обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные действия   обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  • Планирование
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Контроль, коррекция действий.
Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию  формирования УУД.   Типы уроков Педагогические технологии Урок  сообщения новых      знаний ИКТ,  технология проблемного обучения Урок закрепления знаний ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления Урок повторения ИГРЫ, групповые формы работы Урок систематизации изученного материала ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы Комбинированный урок Возможно применение всех технологий

Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию  формирования УУД.

Типы уроков

Педагогические технологии

Урок  сообщения новых      знаний

ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »   УУД Средства формирования УУД Личностные  Типы заданий Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Задания, инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…».        Задачи «на доказательство», текстовые задачи.   

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »

УУД

Средства формирования УУД

Личностные 

Типы заданий

Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах.

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано.

Задания, инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…».

  

 

 

Задачи «на доказательство», текстовые задачи.   

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »   УУД Средства формирования УУД Регулятивные Типы заданий   Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели      Текстовые задачи. Работа над системой учебных заданий (учебной задачей).     Проблемные вопросы и задачи для обсуждения, а также теоремы и доказательства, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью. Проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »

УУД

Средства формирования УУД

Регулятивные

Типы заданий

 

Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели

 

   Текстовые задачи.

Работа над системой учебных заданий (учебной задачей).

 

 

Проблемные вопросы и задачи для обсуждения, а также теоремы и доказательства, позволяющие проверить правильность собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью.

Проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика »

УУД

Средства формирования УУД

Познаватель-ные

Типы заданий

 

  Формирование моделирования как  необходимого  универсального учебного действия.

Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия.

   Задания с моделями: самостоятельное создание и их применение  при решении предметных задач.

Использование заданий, позволяющих научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.

 

Задания на классификацию, доказательство

      Задания на  развитие устной научной речи.

 

 

Задания на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

 

«Занимательные и нестандартные задачи».

  Задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».

Система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма)

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий   Этапы урока Формируемые УУД 1. Оргмомент. Психологический настрой. Личностные   Коммуникативные 2. Актуализация знаний. Познавательные 3. Физкультминутка. Коммуникативные Регулятивные     Познавательные 4. Изучение нового материала. Личностные Личностные Регулятивные   Регулятивные 6. Итог урока. Рефлексия. Коммуникативные 5. Закрепление по теме урока. Познавательные Личностные Личностные Коммуникативные Коммуникативные Логические

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий

Этапы урока

Формируемые УУД

1. Оргмомент. Психологический настрой.

Личностные

 

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Познавательные

3. Физкультминутка.

Коммуникативные

Регулятивные

 

 

Познавательные

4. Изучение нового материала.

Личностные

Личностные

Регулятивные

 

Регулятивные

6. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные

5. Закрепление по теме урока.

Познавательные

Личностные

Личностные

Коммуникативные

Коммуникативные

Логические

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД   Требования к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные 1.Объявление темы урока учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Познавательные общеучебные, коммуникативные 2. Сообщение целей и задач Регулятивные целеполагания, коммуникативные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации 3. Планирование Диалог, технология проблемного обучения Регулятивные планирования ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

1.Объявление темы урока

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Познавательные общеучебные, коммуникативные

2. Сообщение целей и задач

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Планирование

Диалог, технология проблемного обучения

Регулятивные планирования

ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД   Требования к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные 4. Практическая деятельность учащихся учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Все виды УУД Проектная деятельность. Свободный урок, уроки взаимообучения; Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

4. Практическая деятельность учащихся

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Все виды УУД

Проектная деятельность.

Свободный урок, уроки взаимообучения;

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД   Требования 5.Осуществление коррекции к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные Коммуникативные, регулятивные коррекции 6. Оценивание учащихся Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии учебные действия Взаимопомощь, работа по памяткам Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные 7.Итог урока Используются самоконтроль, взаимоконтроль Регулятивные саморегуляции, коммуникативные 8. Домашнее задание Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация Познавательные, регулятивные, коммуникативные Используются  разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания,  тематические проекты

Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД

Требования

5.Осуществление коррекции

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

Коммуникативные, регулятивные коррекции

6. Оценивание учащихся

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

учебные действия

Взаимопомощь, работа по памяткам

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

7.Итог урока

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

8. Домашнее задание

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Используются  разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания,  тематические проекты

Результаты формирования УУД   Результатом формирования  познавательных УУД  будет являться умение ученика:

Результаты формирования УУД

Результатом формирования  познавательных УУД  будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения
  • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
  • различать обоснованные и необоснованные суждения,
  • обосновывать этапы решения учебной задачи,
  • производить анализ и преобразование информации
  • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • владеть общим приемом решения задач
  • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Результаты формирования УУД   Основным критерием сформированности  коммуникативных действий  можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

Результаты формирования УУД

Основным критерием сформированности  коммуникативных действий  можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
Результаты формирования УУД   Критерием сформированности  регулятивных действий  может стать способность:

Результаты формирования УУД

Критерием сформированности  регулятивных действий  может стать способность:

  • выбирать средства для своего поведения
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
  • Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
  • Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
Результаты формирования УУД   Результатом формирования  личностных УУД  следует считать:

Результаты формирования УУД

Результатом формирования  личностных УУД  следует считать:

  • Уровень развития морального сознания
  • Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
  • Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Советы и предложения   Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.  Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.  Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.  Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.

Советы и предложения

  • Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.

  • Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.

  • Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.

  • Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.

  • Научите ребенка высказывать свои мысли.