Развитие УУД на уроках математики через применение дифференцированных контрольных заданий
учитель начальных классов
МБОУ «Суворовская средняя школа»
Аблямитова Х.Э.
Как организовать продуктивную работу всех учащихся при отработке определённого навыка? В классе обучаются дети, разные по характеру, темпераменту, способностям, по интеллектуальному развитию, поэтому работают они все в разном темпе.
- При работе в парах, групповой или коллективной медлительным ученикам работать проще: в то время когда другие дети предлагают свои варианты решения задач, суждения, доказательства, у них есть возможность поразмыслить. Они успевают за общим ходом работы.
- Однако при самостоятельной работе или при отработке какого - то навыка, что необходимо в учебном процессе, эти дети испытывают затруднение и неловкость: пока медлительный ученик ещё только осмысливает задание или вникает в его суть, затем приступает к выполнению, многие другие дети уже сообщают о завершении своей работы. Поэтому и получается так, что ученика, который по какой-то причине работает медленно или имеет слабо отработанный навык, учитель постоянно торопит или ученику, который услышал, что другие дети уже справились с заданием, думать о качестве выполняемой работы просто некогда, это время дети, которые закончили работу быстрее других, в лучшем случае получают от учителя дополнительное задание, чаще всего не связанное с предыдущим, а в худшем - просто будут ждать остальных детей, мешая им работать.
- Представленные задания позволяют каждому ученику работать в своём темпе, дают полную нагрузку умственной деятельности и тесно связаны с тем материалом, который нужно отработать или усвоение которого требуется проверить.
- З адания первого уровня сложности - это стандартные задания.
- Второй и третий уровни отличаются степенью сложности, количеством выполняемых операций, задании логического характера, пропедевтических заданий, но при этом все три уровня тесно связаны между собой.
К -5
Уровень-1
На кухне было 40 тарелок. На 2 стола поставили по 8 тарелок на каждый. Сколько тарелок осталось?
Уровень-2
Сколько столов ещё можно сервировать?
Уровень-3
Составь обратную задачу и реши её?
Алгоритм работы:
Таким образом, все ученики обязаны выполнять задания первого уровня, что способствует повторению программного материала (уровень стандарта) и позволяет учителю осуществить надлежащий контроль. Задания второго и третьего уровней выполняются по мере их возможностей, задания направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, способствуют продвижению вперёд и снимают проблему занятости детей на данном этапе урока.
Знаешь, как решать - решай.
Решил - приступай к выполнению задания следующего уровня .
У каждого ученика на парте лежит сигнальный кубик. Три его грани выкрашены в красный, желтый и зелёный цвета. На оставшихся трёх записаны цифры 1,2, 3. Класс не делится на группы, все дети находятся в одинаковых условиях.
При выполнении задания «Решить задачу» дети читают условие. Если ученик понял, как решать задачу, он ставит кубик зелёной гранью к учителю, что означает: «Я могу сам решить», Кубик повёрнутый к учителю красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Таким образом, учитель получает информацию о деятельности всего класса, обычно при таких работах испытывают затруднения 5-6 учеников. Учитель приглашает этих детей за отдельный стол или к доске, где предоставлены разные предметы, таблицы схемы, которые могут помочь в решении задачи, и работает с ними, при этом ограничивается минимальными пояснениями и не вмешивается в самостоятельные домыслы детей, дает каждому ученику возможность самому преодолевать трудности, связанные с решением рассматриваемой задачи. Одновременно следит за остальными детьми. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании всей работы.
Варианты карточек
К-3
Уровень-1
В городе построили 18 общеобразовательных школ,а специализированных в 6 раз меньше. Сколько всего школ построили в городе?
Уровень - 2
Измени вопрос задачи так, чтобы её решением было выражение :
18-(18:6)
Уровень - 3
На сколько больше скамеек нужно общеобразовательным школам, чем специализированным, если возле каждой школы ставят 5 скамеек?
Работы учащихся
Работы учащихся
Вывод
Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся, выполнивших задания только первого уровня. У детей возникает естественное желание самостоятельно и рационально выполнять все предложенные задания. Продвижение на более высокий уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала: формируются вычислительные навыки и навыки решения задач, их письменного оформления, развиваются психические процессы, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
Данная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне их активность, формирует мотивацию к знаниям, самостоятельность, ответственность и самооценку. С каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней. Отметки выставляются за выполнение заданий первого уровня обязательно, а за задания второго и третьего уровней - по усмотрению учителя.