Формирование УУД на уроках математики в 5 классе
Учитель математики
I квалификационной
категории
Бурлина И. В.
«Великая цель образования – это не знания, а действия…» Г. Спенсер
Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Овладение универсальными учебными действиями - возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Виды УУД
Личностные
Коммуникативные
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
Познавательные
Регулятивные
Личностные универсальные учебные действия
- Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
- Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Личностные
универсальные учебные действия
- внутренняя позиция;
- мотивация;
- нравственно-этическая оценка.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
- Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
- Выделение морально-этического содержания событий и действий.
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Участие в проектах
Подведение итогов урока
Дневники достижений
Личностные
Творческие задания
Самооценка событий
Мысленное воспроизведение ситуации
Регулятивные
универсальные учебные действия
Основная функция регулятивных учебных действий заключается в
обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные
универсальные учебные действия
- выбор способа поведения;
- планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу;
- планирование результатов своей деятельности;
- умение вовремя начинать и заканчивать свои действия.
«Преднамеренные ошибки»
Регулятивные
Взаимоконтроль
Контрольный опрос на определенную проблему
«Ищу ошибку»
Диспут
Поиск информации в предложенных источниках
Познавательные
универсальные учебные действия
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Познавательные
универсальные учебные действия
общеучебные
логические
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.
постановка и решение
проблем
Упорядочивание
«Цепочки»
Поиск лишнего
Познавательные
Составление схем-опор
Составление и распознавание диаграмм
Работа с таблицами
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
3
разрешение конфликтов
постановка вопросов
2
16
Составь задание однокласснику
Оцени работу товарища
«Прокомментируй…»
Коммуникативные
Работа в группах
«Объясни…»
«Расскажи …»
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
- 1 этап — вводно-мотивационный
- 2 этап — открытие математических знаний
- 3 этап — формализация знаний
- 4 этап — обобщение и систематизация
- математическая интуиция;
- логическое мышление;
- понимание логического строения математической теории;
- пространственное мышление;
- техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;
- комбинаторный стиль мышления;
- алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
- владение символическим языком математики.
Примеры заданий
1. В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое места. Саша обогнал Диму на 39с., но отстал от Васи на 41с. Андрей был впереди Васи на 12с., но отстал от победителя на 13с. В каком порядке финишировали мальчики, и с каким отставанием от победителя?
В
С
А
Д
39с
13с
12с
41с
УУД:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- моделирование.
Примеры заданий
2. Цена одного волейбольного мяча х р., а баскетбольного мяча у р. Что обозначают выражения: 3х, 4у, 5х+2у, 15х-2у, 4(х+у)?
УУД:
- знаково-символическое моделирование
- соотношение буквенных выражений с реальной ситуацией
40 УУД:" width="640"
Примеры заданий
3. Верно ли, что:
а) 341+569=910;
г) 98∙57=23 790:78
б) 25∙42=10 500
д) 23∙27
в) 192:32=38-32
е) 1 288:5640
УУД:
- сравнение способа действия и его результата
- обнаружение ошибок
- внесение необходимых корректив
Примеры заданий
4. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
и т. д.
УУД:
- патриотическое воспитание
- отношение к социальным ценностям
- формирование интереса к культуре и истории родной страны
- уважение ценностей культур других народов
Примеры заданий
5. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики.
УУД:
- сотрудничество в поиске и сборе информации
- умение точно и грамотно выражать свои мысли
Роль учителя в формировании УУД
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук