СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках математики в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Великая цель образования – это не знания, а действия…»  Г. Спенсер

Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Овладение универсальными учебными действиями - возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. 

Просмотр содержимого документа
«Бурлина И.В. УУД 5 класс.»

Учитель математики

I квалификационной

категории

Бурлина И. В.

«Великая цель образования – это не знания, а действия…»
Г. Спенсер

Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Овладение универсальными учебными действиями - возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Личностные универсальные учебные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

  • Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные универсальные учебные действия

Основная функция регулятивных учебных действий заключается в обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

  • выбор способа поведения;

  • планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу;

  • планирование результатов своей деятельности;

  • умение вовремя начинать и заканчивать свои действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

  • 1 этап — вводно-мотивационный

  • 2 этап — открытие математических знаний

  • 3 этап — формализация знаний

  • 4 этап — обобщение и систематизация

  • математическая интуиция;

  • логическое мышление;

  • понимание логического строения математической теории;

  • пространственное мышление;

  • техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;  

  • комбинаторный стиль мышления;

  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • владение символическим языком математики.

Роль учителя в формировании УУД

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук



Просмотр содержимого презентации
«Бурлина И. В. Формирование УУД на уроках математики в 5 классе»

Формирование  УУД на уроках  математики в 5 классе Учитель математики I квалификационной категории Бурлина И. В.

Формирование УУД на уроках математики в 5 классе

Учитель математики

I квалификационной

категории

Бурлина И. В.

«Великая цель образования – это не знания, а действия…»        Г. Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия…» Г. Спенсер

Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Овладение универсальными учебными действиями - возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Овладение универсальными учебными действиями - возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Виды УУД Личностные Коммуникативные  Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.  В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Познавательные Регулятивные

Виды УУД

Личностные

Коммуникативные

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Познавательные

Регулятивные

Личностные  универсальные учебные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Личностные универсальные учебные действия

  • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

  • Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные

универсальные учебные действия

  • внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

  • Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
  • Выделение морально-этического содержания событий и действий.
  • Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
  • Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
  • Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Где же идёт развитие личностных УУД?

На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Участие в проектах Подведение итогов урока Дневники достижений Личностные  Творческие задания Самооценка событий Мысленное воспроизведение ситуации

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Дневники достижений

Личностные

Творческие задания

Самооценка событий

Мысленное воспроизведение ситуации

Регулятивные универсальные учебные действия Основная функция регулятивных учебных действий заключается в обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные

универсальные учебные действия

Основная функция регулятивных учебных действий заключается в

обеспечении возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные

универсальные учебные действия

  • выбор способа поведения;
  • планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу;
  • планирование результатов своей деятельности;
  • умение вовремя начинать и заканчивать свои действия.
«Преднамеренные ошибки» Регулятивные  Взаимоконтроль Контрольный опрос на определенную проблему «Ищу ошибку»   Диспут Поиск информации в предложенных источниках

«Преднамеренные ошибки»

Регулятивные

Взаимоконтроль

Контрольный опрос на определенную проблему

«Ищу ошибку»

Диспут

Поиск информации в предложенных источниках

Познавательные  универсальные учебные действия  Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Познавательные

универсальные учебные действия

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Познавательные  универсальные учебные действия общеучебные логические Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Где же идёт развитие познавательных УУД? Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий. постановка и решение проблем

Познавательные

универсальные учебные действия

общеучебные

логические

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

постановка и решение

проблем

Упорядочивание «Цепочки» Поиск лишнего Познавательные  Составление схем-опор Составление и распознавание диаграмм Работа с таблицами

Упорядочивание

«Цепочки»

Поиск лишнего

Познавательные

Составление схем-опор

Составление и распознавание диаграмм

Работа с таблицами

Коммуникативные  универсальные учебные действия  Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Коммуникативные

универсальные учебные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Коммуникативные универсальные учебные действия умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 5 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра 1 4 УУД  Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.  Где же идёт развитие коммуникативных УУД? Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. 3 разрешение конфликтов постановка вопросов 2 16

Коммуникативные

универсальные учебные действия

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

управление поведением партнёра

1

4

УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Где же идёт развитие коммуникативных УУД?

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

3

разрешение конфликтов

постановка вопросов

2

16

Составь задание однокласснику Оцени работу товарища «Прокомментируй…» Коммуникативные  Работа в группах «Объясни…» «Расскажи …»

Составь задание однокласснику

Оцени работу товарища

«Прокомментируй…»

Коммуникативные

Работа в группах

«Объясни…»

«Расскажи …»

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

  • 1 этап — вводно-мотивационный
  • 2 этап — открытие математических знаний
  • 3 этап — формализация знаний
  • 4 этап — обобщение и систематизация
математическая интуиция; логическое мышление; понимание логического строения математической теории; пространственное мышление;  техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;    комбинаторный стиль мышления; алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; владение символическим языком математики.
  • математическая интуиция;
  • логическое мышление;
  • понимание логического строения математической теории;
  • пространственное мышление;
  • техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности;   
  • комбинаторный стиль мышления;
  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • владение символическим языком математики.
Примеры заданий 1. В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое места. Саша обогнал Диму на 39с., но отстал от Васи на 41с. Андрей был впереди Васи на 12с., но отстал от победителя на 13с. В каком порядке финишировали мальчики, и с каким отставанием от победителя? В С А Д 39с 13с 12с 41с УУД:

Примеры заданий

1. В велогонке Дима, Саша, Андрей и Вася заняли со второго по пятое места. Саша обогнал Диму на 39с., но отстал от Васи на 41с. Андрей был впереди Васи на 12с., но отстал от победителя на 13с. В каком порядке финишировали мальчики, и с каким отставанием от победителя?

В

С

А

Д

39с

13с

12с

41с

УУД:

  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • моделирование.
Примеры заданий 2. Цена одного волейбольного мяча х р., а баскетбольного мяча у р. Что обозначают выражения: 3х, 4у, 5х+2у, 15х-2у, 4(х+у)? УУД:

Примеры заданий

2. Цена одного волейбольного мяча х р., а баскетбольного мяча у р. Что обозначают выражения: 3х, 4у, 5х+2у, 15х-2у, 4(х+у)?

УУД:

  • знаково-символическое моделирование
  • соотношение буквенных выражений с реальной ситуацией
40 УУД:" width="640"

Примеры заданий

3. Верно ли, что:

а) 341+569=910;

г) 98∙57=23 790:78

б) 25∙42=10 500

д) 23∙27

в) 192:32=38-32

е) 1 288:5640

УУД:

  • сравнение способа действия и его результата
  • обнаружение ошибок
  • внесение необходимых корректив
Примеры заданий 4. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации? и т. д. УУД:

Примеры заданий

4. Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего. Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?

и т. д.

УУД:

  • патриотическое воспитание
  • отношение к социальным ценностям
  • формирование интереса к культуре и истории родной страны
  • уважение ценностей культур других народов
Примеры заданий 5. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики. УУД:

Примеры заданий

5. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики.

УУД:

  • сотрудничество в поиске и сборе информации
  • умение точно и грамотно выражать свои мысли
Роль учителя в формировании УУД «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор психологических наук

Роль учителя в формировании УУД

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!