В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается особое внимание. У многих учителей начальной школы возникают вопросы: «Что это такое?», «Как формируются УУД в обучении?»
Учебные действия — составная часть учебной деятельности. УУД — это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью.
В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. В ее основе лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов — действий, операций, мотивов, задач. Психологи выделяют сущностные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других видов деятельности:
она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
общие способы действий предваряют решение задач (в отличие от учения по типу проб и ошибок, когда отсутствует предваряющий общий способ, программирующий действия, соответственно учение не является деятельностью);
учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;
изменение психических свойств и поведения учащихся происходит в зависимости от результатов собственных действий.
Термин универсальные учебные действия является психологическим. Применительно к педагогике речь должна идти о формировании общих учебных умений и навыков, потому что освоенные действия и есть умения.
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Речь идет про умения:
правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении УУД, — это умение правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идет о вычитывании всех видов информации: фактуальной( явной), подтекстовой и концептуальной.
Приведу пример. Учащиеся предлагается прочитать рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок».
Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (хозяйки, утят, утенка Алеши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).
Перечислю сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стрекотала, перепуганные утята убегали и прятались, злая стрекоза, маленький утенок
Алеша, он стал смеяться, Алеша не испугался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алешу.
Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чем состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной — трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в моем
примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка была заботливая, переживала за своих питомцев). Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».
Концептуальная информация — это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.
Умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям формируются с помощью различных заданий на разных уроках.
Задание 1. Сравни фотографии( чайник ,самовар) и подпиши их. Заполни таблицу ,записав признаки : сходства и различия.
Таких заданий можно придумать много. При обсуждении важно не только выяснять, в чем состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось сравнение (по способу подведения энергии, по материалам, из которых изготовлены пред меты, и т.д.).
Следующее задание формирует умение выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности, а также причинно-следственные связи.
Задание 2. Определи причины явлений, запиши рядом с номером явления букву, соответствующую причине этого явления.
Задание 3 направлено на формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Такие задания достаточно редко используются в учебном процессе.
Задание 3. В киоске продавались газеты и журналы. Чтобы вести учет, продавец каждый день заносил в таблицу количество проданных газет и журналов. По заданной таблице продавец начал строить диаграмму. Помоги ему достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы.
Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать ее из схем, таблиц, графиков и диаграмм.
Регулятивные учебные действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД, — умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления.
На формирование этого умения направлено задание 4.
Задание 4. Тебе необходимо объяснить правописание личных окончаний глаголов.
Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.
□ Посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения;
□ если окончание ударное, то пишу, как слышу;
□ определю, оканчивается ли неопределенная форма глагола на -ить;
□ изменю глагол по лицам и числам;
□ если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму;
□ проверю, ударное или безударное это личное окончание у глагола;
□определю время глагола;
□посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на -ить, то глагол I спряжения.
Более сложный вариант задания 4 может быть таким: «Тебе необходимо объяснить правописание безударных гласных в корне. Составь план своих действий».
Задание 5 направлено на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Задание 5. Ученица выполняла упражнение: «Вставь пропущенные орфограммы. Прежде чем начать выполнение упражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих».
Эту птицу можно увидеть на море в оз..ре и на р.ке в пруду или в б.льшой яме с в..дой. Уд..ви- тельно хорош пёстрый пл..вунчик. Он похож на цв..тной попл..вок. Ж..ли мы летом в домике на самом б..р..гу р..ки Камы. Всё лето дружные стайки пл..вунчиков пл..вали у нас перед гл..зами. Однажды сын случ.йно спас пл..вунчика от в..рон и принёс д.мой (по В. Бианки).
Правильно выполненное задание:
Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удивительно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом берегу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).
Работа ученицы:
Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удеви- тельно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом беригу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).
Оцени работу . Для этого выясни:
1)
сколько пропущенных орфограмм верно вставила ученица:
2) сколько безударных гласных написала правильно:
3) сколько гласных после шипящих написала правильно:
.Дай общую оценку работы ученицы (подчеркни нужное):
1) ученица умеет проверять безударные гласные:
2) умеет проверять правописание гласных после шипящих:
Задание 6, формирующее умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, может быть продолжением задания 5. Учащимся предлагается проанализировать причины неправильного выполнения задания ученицей, отвечая на поставленные вопросы: «Что нужно сделать ученице, чтобы она не допускала ошибок в работе? Какие бы упражнения ты предложил ей, чтобы в следующий раз она не допустила ошибок?»
Учащимся можно предложить задание , формирующее умение определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Задание . Представь ситуацию: весной ученики решили сделать на уроке технологии скворечник. Они достали доски, гвозди, сделали чертежи, сколотили скворечник и торжественно повесили его на дерево около школы. Прошло две недели, скворцы поселились во все скворечники, кроме того, который они сделали.
Какую бы цель ты поставил перед собой на месте учеников? Выбери один вариант ответа.
а) Не обращать внимания, может быть, скворцы еще прилетят.
б) Переделать скворечник и снова повесить.
в) Выяснить причину, по которой скворцы не могут поселиться в скворечнике, и устранить (исправить) ее.
г) Перевесить скворечник на соседнее дерево.
д) Больше никогда не заниматься этим делом.
Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений:
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем. Поэтому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы.
Приведу пример задания, способствующего формированию умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, а также составлению текстов в устной и письменной формах.
Задание . Герда и Маленькая разбойница из сказки Х.-К. Андерсена «Снежная королева» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об освобождении Кая. Подумайте и напишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как — письмо Маленькой разбойницы.
Выполняя это задание, учащиеся должны как бы вжиться в образ Герды и Маленькой разбойницы, использовать их лексику, отражающую характеры героинь. С помощью этого задания развиваются не только коммуникативные умения, но и эмпатия — умение почувствовать другого, встать на его место. Этого психологического свойства многим не хватает в повседневной жизни.
Одно из важных коммуникативных умений связано с пониманием точки зрения собеседника. Его можно формировать с помощью литературных произведений, в которых есть диалоги героев.
Задание . Прочитай диалог Валека и Васи.
Как твое имя? — спросил мальчик, гладя рукой белокурую головку девочки.
Вася. А ты кто такой?
Я Валек... Я тебя знаю: ты живешь в саду над прудом. У вас большие яблоки.
Да, это правда, яблоки у нас хорошие... Не хочешь ли?
Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке. Но она скрыла свое лицо, прижавшись к Валеку.
Боится, — сказал тот и сам передал яблоко девочке.
Зачем ты влез сюда? Разве я когда-нибудь лазал в ваш сад? — спросил он затем.
Что ж, приходи! Я буду рад, — ответил я радушно.
Ответ этот озадачил Валека; он призадумался.
Я тебе не компания, — сказал он грустно.
Отчего же? — спросил я, огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова.
Твой отец — пан судья.
Ну так что же? — изумился я чистосердечно. — Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом.
Валек покачал головой.
— Тыбурций не пустит, — сказал он, и, как будто это имя напомнило ему что-то, он вдруг спохватился: — Послушай... Ты, кажется, славный хлопец, но все-таки тебе лучше уйти. Если Тыбурций тебя застанет, будет плохо (В. Короленко «В дурном обществе»).
Укажи, кто из участников диалога мог бы так сказать. Впиши имена героев около высказываний, приведенных ниже.
□ Он обо мне знает много, а я о нем даже не слышал.
□ Этот мальчик добрый и не жадный.
□ Девочка очень напугана.
□ Я не против поиграть с этими детьми.
□ С этим мальчиком не стоит иметь никаких дел.
□ Чего так боится этот мальчик?
Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках я даю групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Как правило, работа в группах проходит как мини-проект на уроке (при этом тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное — научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.
Развитие УУД — очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.