СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД  это действия разнообразного назначения

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД у учащихся начальных классов»

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых обращается осо­бое внимание. У многих учителей началь­ной школы возникают вопросы: «Что это такое?», «Как формируются УУД в обуче­нии?»

Учебные действия — составная часть учебной деятельности. УУД — это действия разнообразного назначения, необходимые в ее организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной де­ятельностью.

В ходе учебной деятельности происхо­дит усвоение предметных и познаватель­ных действий. В ее основе лежат механиз­мы преобразования усваиваемого материа­ла, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных ус­ловиях, обобщения принципа решения, мо­делирования процесса решения задачи и контроля за ним. Учебная деятельность (как и любая другая) состоит из отдельных компонентов — действий, операций, моти­вов, задач. Психологи выделяют сущност­ные характеристики учебной деятельнос­ти, отличающие ее от других видов дея­тельности:

  1. она специально направлена на овла­дение учебным материалом и решение учебных задач;

  2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

  3. общие способы действий предваряют решение задач (в отличие от учения по ти­пу проб и ошибок, когда отсутствует пред­варяющий общий способ, программирую­щий действия, соответственно учение не является деятельностью);

  4. учебная деятельность ведет к измене­ниям в самом субъекте;

  5. изменение психических свойств и по­ведения учащихся происходит в зависимос­ти от результатов собственных действий.

Термин универсальные учебные дейст­вия является психологическим. Примени­тельно к педагогике речь должна идти о формировании общих учебных умений и навыков, потому что ос­военные действия и есть умения.

Познавательные учебные действия свя­заны с формированием умений, направлен­ных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образо­вательного процесса. Речь идет про умения:

  • правильно и осмысленно читать текс­ты различных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами;

  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуж­дений, отнесения к известным понятиям;

  • выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действитель­ности (природных, социальных, культур­ных, технических и др.) в соответствии с со­держанием конкретного учебного предмета;

  • использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные по­нятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и прак­тических задач;

  • находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении УУД, — это уме­ние правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точ­ки зрения лингвистики речь идет о вычитывании всех видов информации: фактуальной( явной), подтекстовой и концептуальной.

Приведу пример. Учащиеся предлагается прочитать рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок».

Фактуальная информация в этом тексте представляется посредством описания ге­роев, их поступков, характеристики (хозяй­ки, утят, утенка Алеши, стрекозы), а также места действия (возле куста) и указанием на время действия (утро, вечер).

Перечислю сочетания слов, которые помогают выявить этот вид информации: каждое утро, ставила тарелку возле куста, большая стрекоза, страшно стреко­тала, перепуганные утята убегали и пря­тались, злая стрекоза, маленький утенок

  • Алеша, он стал смеяться, Алеша не испу­гался, насилу она вырвалась, угощали храброго Алешу.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам геро­ев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадать­ся, в чем состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной — трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в моем

примере выражена в предложениях: «Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц (хозяйка бы­ла заботливая, переживала за своих питом­цев). Она так страшно стрекотала, что пе­репуганные утята убегали и прятались в траве (утята трусливые)».

Концептуальная информация — это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации.

Умение овладевать логическими дейст­виями сравнения, анализа, синтеза, обобще­ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным поня­тиям формируются с помощью различных заданий на разных уроках.

Задание 1. Сравни фотографии( чайник ,самовар) и подпиши их. Заполни таблицу ,записав признаки : сходства и различия.

Таких заданий можно придумать много. При обсуждении важно не только выяснять, в чем состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось срав­нение (по способу подведения энергии, по материалам, из которых изготовлены пред меты, и т.д.).

Следующее задание формирует умение выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности, а также причинно-следственные связи.

Задание 2. Определи причины явлений, запиши рядом с номером явления букву, соответствующую причине этого явления.

Задание 3 направлено на формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и прак­тических задач. Такие задания достаточно редко используются в учебном процессе.

Задание 3. В киоске продавались газеты и журналы. Чтобы вести учет, продавец каждый день заносил в таблицу количество проданных газет и журналов. По заданной таблице продавец начал строить диаграмму. Помоги ему достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы.

Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в дру­гую и получать ее из схем, таблиц, графиков и диаграмм.

Регулятивные учебные действия связа­ны с умениями прогнозировать, осущест­влять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоен­ные регулятивные учебные действия лежат в основе следующих умений:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффектив­ные способы достижения результата;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определять общую цель и пути ее дос­тижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце­нивать собственное поведение и поведение окружающих.

Одно из важных умений, которое фор­мируется при освоении регулятивных УУД, — умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, ис­кать средства ее осуществления.

На фор­мирование этого умения направлено зада­ние 4.

Задание 4. Тебе необходимо объяснить правописание личных окончаний глаголов.

Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку.

□ Посмотрю, если неопределенная форма оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения;

□ если окончание ударное, то пишу, как слышу;

□ определю, оканчивается ли неопределен­ная форма глагола на -ить;

□ изменю глагол по лицам и числам;

□ если окончание безударное, то поставлю глагол в неопределенную форму;

□ проверю, ударное или безударное это лич­ное окончание у глагола;

□определю время глагола;

□посмотрю, если неопределенная форма не оканчивается на -ить, то глагол I спряжения.

Более сложный вариант задания 4 может быть таким: «Тебе необходимо объяснить право­писание безударных гласных в корне. Составь план своих действий».

Задание 5 направлено на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответ­ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата.

Задание 5. Ученица вы­полняла упражнение: «Вставь пропущенные ор­фограммы. Прежде чем начать выполнение уп­ражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих».

Эту птицу можно увидеть на море в оз..ре и на р.ке в пруду или в б.льшой яме с в..дой. Уд..ви- тельно хорош пёстрый пл..вунчик. Он похож на цв..тной попл..вок. Ж..ли мы летом в домике на са­мом б..р..гу р..ки Камы. Всё лето дружные стайки пл..вунчиков пл..вали у нас перед гл..зами. Однаж­ды сын случ.йно спас пл..вунчика от в..рон и при­нёс д.мой (по В. Бианки).

Правильно выполненное задание:

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удиви­тельно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом берегу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).

Работа ученицы:

Эту птицу можно увидеть на море, в озере и на реке, в пруду или в большой яме с водой. Удеви- тельно хорош пёстрый плавунчик. Он похож на цветной поплавок. Жили мы летом в домике на самом беригу реки Камы. Всё лето дружные стайки плавунчиков плавали у нас перед глазами. Однажды сын случайно спас плавунчика от ворон и принёс домой (по В. Бианки).

Оцени работу . Для этого выясни:

1)

сколько пропущенных орфограмм верно вставила ученица:

2) сколько безударных гласных на­писала правильно:

3) сколько гласных после шипящих написала правильно:

.Дай общую оценку работы ученицы (под­черкни нужное):

1) ученица умеет проверять безударные гласные:

  • полностью правильно;

  • частично правильно (с ошибками);

  • полностью неправильно.

2) умеет проверять правописание гласных после шипящих:

  • полностью правильно;

  • частично правильно (с ошибками);

  • полностью неправильно.

Задание 6, формирующее умения пони­мать причины успеха/неуспеха учебной дея­тельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, мо­жет быть продолжением задания 5. Учащим­ся предлагается проанализировать причины неправильного выполнения задания ученицей, отвечая на поставленные вопросы: «Что нужно сделать ученице, чтобы она не допус­кала ошибок в работе? Какие бы упражне­ния ты предложил ей, чтобы в следую­щий раз она не допустила ошибок?»

Учащимся можно предложить задание , формирующее умение определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятель­ности, адекватно оценивать собственное по­ведение и поведение окружающих.

Задание . Представь ситуацию: весной ученики решили сделать на уроке технологии скворечник. Они достали доски, гвозди, сделали чертежи, сколотили скворечник и торжественно повесили его на дерево около школы. Прошло две недели, скворцы поселились во все сквореч­ники, кроме того, который они сделали.

Какую бы цель ты поставил перед собой на месте учеников? Выбери один вариант ответа.

а) Не обращать внимания, может быть, скворцы еще прилетят.

б) Переделать скворечник и снова пове­сить.

в) Выяснить причину, по которой скворцы не могут поселиться в скворечни­ке, и устранить (исправить) ее.

г) Перевесить скворечник на соседнее дерево.

д) Больше никогда не заниматься этим делом.

Коммуникативные учебные действия связаны с формированием следующих умений:

  • строить речевое высказывание в соот­ветствии с задачами коммуникации и состав­лять тексты в устной и письменной формах;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуника­ционных технологий для решения комму­никативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы по­иска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуника­тивными и познавательными задачами;

  • готовить выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожде­нием;

  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • договариваться о распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жиз­ни, при решении различных проблем. Поэ­тому, формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и вы­ходящие за его пределы.

Приведу пример задания, способству­ющего формированию умения строить ре­чевое высказывание в соответствии с зада­чами коммуникации, а также составлению текстов в устной и письменной формах.

Задание . Герда и Маленькая разбойни­ца из сказки Х.-К. Андерсена «Снежная короле­ва» решили обратиться к Снежной королеве с просьбой об освобождении Кая. Подумайте и на­пишите, как будет выглядеть письмо Герды, а как — письмо Маленькой разбойницы.

Выполняя это задание, учащиеся долж­ны как бы вжиться в образ Герды и Малень­кой разбойницы, использовать их лексику, отражающую характеры героинь. С по­мощью этого задания развиваются не толь­ко коммуникативные умения, но и эмпатия — умение почувствовать другого, встать на его место. Этого психологическо­го свойства многим не хватает в повседнев­ной жизни.

Одно из важных коммуникативных уме­ний связано с пониманием точки зрения со­беседника. Его можно формировать с по­мощью литературных произведений, в ко­торых есть диалоги героев.

Задание . Прочитай диалог Валека и Васи.

  • Как твое имя? — спросил мальчик, гладя рукой белокурую головку девочки.

  • Вася. А ты кто такой?

  • Я Валек... Я тебя знаю: ты живешь в саду над прудом. У вас большие яблоки.

  • Да, это правда, яблоки у нас хорошие... Не хочешь ли?

Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей арми­ей, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке. Но она скрыла свое лицо, прижавшись к Валеку.

  • Боится, — сказал тот и сам передал ябло­ко девочке.

  • Зачем ты влез сюда? Разве я когда-нибудь лазал в ваш сад? — спросил он затем.

  • Что ж, приходи! Я буду рад, — ответил я радушно.

Ответ этот озадачил Валека; он призаду­мался.

  • Я тебе не компания, — сказал он грустно.

  • Отчего же? — спросил я, огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова.

  • Твой отец — пан судья.

  • Ну так что же? — изумился я чистосер­дечно. — Ведь ты будешь играть со мной, а не с отцом.

Валек покачал головой.

Тыбурций не пустит, — сказал он, и, как будто это имя напомнило ему что-то, он вдруг спохватился: — Послушай... Ты, кажется, слав­ный хлопец, но все-таки тебе лучше уйти. Если Тыбурций тебя застанет, будет плохо (В. Коро­ленко «В дурном обществе»).

Укажи, кто из участников диалога мог бы так сказать. Впиши имена героев около высказыва­ний, приведенных ниже.

□ Он обо мне знает много, а я о нем даже не слышал.

□ Этот мальчик добрый и не жадный.

□ Девочка очень напугана.

□ Я не против поиграть с этими детьми.

□ С этим мальчиком не стоит иметь никаких дел.

□ Чего так боится этот мальчик?

Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся, поэтому на уроках я даю групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их сос­тав. Как правило, работа в группах прохо­дит как мини-проект на уроке (при этом тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное — на­учить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. Поэтому на первых этапах подготовки проекта жела­тельно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.

Развитие УУД — очень важная и нуж­ная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и разви­тие способностей решать любые жизнен­ные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека.