Основное назначение ИЯ состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Почему же учебные действия называются универсальными? Они называются так потому, что они носят надпредметный или метапредметный характер и лежат в основе регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесс
В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой.
Старшая школа - завершающий этап общего образования - ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности.
Таким образом, в процессе образования должно происходить постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе - задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. И наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач - в старшей школе.
Основные проблемы обеспечения преемственности связаны именно с игнорированием задачи целенаправленного формирования различных видов универсальных учебных действий.
Личностные
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. По мере взросления возрастает роль сверстника в игровой деятельности . .Подростковый возраст имеет особое значение для морального развития человека. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в этом возрасте подчеркивает значение общения и взаимодействия с другими людьми, где главная роль отводится сверстникам. В процессе общения со сверстниками происходит познание себя, развивается чувство взрослости, в том числе и социоморальной взрослости.
Самоопред-е – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, чувство сопричастности Родине, народу, истории и гордость за них. (концепция «Я» «что такое хорошо и что такое плохо»)
Смыслообраз-е – формирование ценностных ориентиров и - уч деят-сти
Нравст-эстетич оринтация - формир-е целостной картины мира, знание осн моральных норм
Регулятивные учебные действия оорганизацию их уч деят-сти. - целеполагание – как постановка уч задачи - планир-е – опред-е послед-сти действий - прогнозир-е – предвосхищение рез-та контроль – с целью обнаружения отклонений от эталона - коррекция – способов действия в случае расхождении с эталоном - оценка – осознание, что усвоено и что еще нужно усвоить - саморегуляция – как способность к волевому усилию к преодолению препятствий В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные действия приобретают качество саморегуляции. Формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности и препятствия.
Познавательные универсальные действия. Для успешного обучения должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия –
Общеучебные- поиска необх инф-ции, вт ч с исп-ем комп средств, выбор наиболее эффективных способов решения, рефлексия логические – анализ с целью выявления существенного и несущественного, синтез (сост-е целого из частей), установление причинно-следств связей, построение логической цепочки рассуждений действия постановки и решения проблемы.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Коммуникативные. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего детства. Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.
умение слушать, вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью – все это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка..
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Специфика предмета «иностранный язы, заключается в том, что обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму - обусловливает необходимость формирование коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий.
Важно отметить, что от ступени к ступени образования углубляется наполнение УУД, в начальной школе закладываются основы УДД, на II и III ступенях образования действия совершенствуются, некоторые из них доводятся до автоматизма
Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Именно поэтому начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета.
Технология «Языковой портфель» реализует инновационный подход по учебному пособию для самостоятельной работы учащегося по иностранному языку и обеспечивает развитие продуктивной учебной деятельности
Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль. Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Оценка выполняет, как минимум, две функции - обратную связь и подкрепление (поощрение). Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать учащегося на успех, содействовать развитию его самооценки. Без них обучение становится невозможным.
. Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта – это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания
В результате исследования доказана необходимость формирования универсальных учебных действий на всех ступенях общего среднего образования и даны практические примеры их формирования. Таким образом доказано, что если ученики овладеют универсальными учебными действиями, то они смогут самостоятельно решать стоящие перед ними коммуникативные задачи.