Формирование временных понятий у младших школьников
Любому человеку жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени. У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), — так и с особенностями детского мышления.
Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Во время работы по формированию различных временных понятий следует использовать интересные и познавательные для детей сведения из истории.
Работа по формированию понятия «время».
Слово «время» происходит от древнерусского «ве-ремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т. д.
Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.
Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их: утро, день, вечер и ночь. Лучше начинать с контрастных частей суток: день — ночь, утро — вечер, а затем уже познакомить ребенка со смешанными частями суток: утро — день, вечер — ночь.
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводят такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра».
На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».
Затем необходимо познакомить ребенка с такими мерами времени, как неделя, месяц, год. Достаточно чтобы он усвоил последовательность дней недели, месяцев и времен года, знал и мог пользоваться их названиями.
Педагогически важно сформировать у ребенка чувство времени (что можно сделать, например за 5, 10, 15 минут) для развития таких качеств, как организованность, собранность. С этой целью надо научить его пользоваться часами.
Как же раньше люди определяли время? В старину, чтобы узнать, сколько дней пройдет, использовали такой способ. Каждое утро, на восходе солнца, люди нанизывали камешек с отверстием (похожий на пуговицу) на крепкую травинку или прутик. Таким образом они определяли, сколько дней прошло до сбора урожая, возвращения охотников и т.д.
Известен такой случай. Древний персидский царь, оставил воинов охранять мост. А сам с войском пошел в поход на врагов. Он вручил воинам, охранявшим мост, ремень, на котором были завязаны узлы. Каждый день воины должны были развязывать по узлу. Только тогда, когда все узлы будут развязаны, воины могли вернуться домой.
При знакомстве детей с понятием «сутки» можно использовать различные игры и упражнения. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа.
Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной (например, зимой ночь длиннее, день короче, а летом — наоборот). Поэтому их смена принята условно.
Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это части целого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них.
Из истории недели. В древности было время, когда дни недели не имели своих названий. Причина очень проста! Человек еще не придумал неделю. Время делили только на месяцы.
Дни шли за днями» люди производили разные товары. Например, одни выращивали пшеницу, а другие делали глиняную посуду, но и то, и другое нужно всем людям. И тогда люди придумали базарные дни, или дни торговли. На базаре каждый человек мог купить все, что ему необходимо. Но как же определить этот день среди многих других? И тогда стали назначать базарный день по счету — каждый десятый или каждый седьмой день месяца.
Семидневная неделя возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота — Сатурна, воскресенье — Солнца.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели, в основном, по названию планет.
В русском языке названия дней недели связаны с их порядковыми номерами, с некоторыми религиозными обычаями. Религиозные люди считают, что семидневная неделя была установлена самим Богом, который шесть дней трудился, а на седьмой отдыхал.
Как и древние евреи, христиане вначале чли святость субботы — дня, посвященного Богу. Во II в. н. э. римский император Адриан запретил христианам праздновать субботу. Тогда день отдыха был перенесен на следующий день недели — день Солнца.
На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или «неделей» — днем, когда «не делают», не работают. Понедельник означает, что он следует после «недели» (т. е. воскресенья), вторник — второй день после «недели», среда — средний день, четверг и пятница — четвертый и пятый, суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), что означает отдых, покой.
После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года — день начала празднования Пасхи. В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употреблять только в XVI в. в память о мифическом воскресении Христа. Слово же неделя стало названием всего семидневного периода вместо слова «седмица».
В неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на самого себя или на единицу. Вот его и назвали — НЕДЕЛЯ. Это еще одно толкование названия.
Работа по формированию понятия «времена года».
Из жизненного опыта к 3—4-м годам у детей формируются некоторые представления о временах года. Дети выделяют общие признаки, связанные с природными изменениями в равные сезоны. Так, зима — это когда холодно, идет снег, лето — когда тепло, ловят бабочек, много цветов, ягод. Часто у маленьких детей время года ассоциируется с собственными эмоционально важными событиями: «Зимой я сильно болею»; «Зимой — весело, мы с папой на санках катаемся»; «Осень — когда мы в лес за грибами ходили»; «Летом хорошо — у мамы отпуск, мы будем отдыхать...»
В период дошкольного детства необходимо воспитать интерес к явлениям природы, научить ребенка наблюдать и выделять существенные признаки в том или ином явлении, накопить определенный запас знаний о природе.
В младшем школьном возрасте имеющиеся знания углубляются и систематизируются.
Знания о временах года можно условно разделить на три группы: знания о сезонных изменениях в неживой природе, знания о сезонных изменениях в живой природе, изменения жизни и труд людей в разные сезоны.
Работа по формированию понятия «часы».
Мы определяем время по часам. Все знают, что часы — это прибор для измерения времени. Как же люди придумали часы?
В давние времена люди определили время, взглянув на солнце, как оно движется по небу. Восход солнца и закат были первыми показателями времени. Затем люди обратили внимание на изменение длины тени от разных предметов, например деревьев, в течении дня. Стало ясно: чтобы точнее определить время, надо глядеть не на солнце, а на тень. Эти наблюдения и стали основой солнечных, или теневых, часов. Первые солнечные часы были придуманы в Египте. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Огненные часы представляли из себя несложное приспособление. Это свеча с нарезками. По мере сгорания, от нарезки к нарезке и отсчитывали время. В водяных часах тарелка с маленьким отверстием на дне помещалась на воду. После определенного времени плавающая тарелка наполнялась водой и тонула. Песочными часами люди пользуются и в наши дни, в основном для определения небольших отрезков времени: 1 минута, 5 минут. Например, в процедурных кабинетах детских поликлиник. Песочные часы состоят из двух полых стеклянных сосудов, соединенных так, что песок может пересыпаться из одного сосуда в другой за строго определенное время. И только потом, около тысячи лет назад, изобрели часы с механизмом. Мы их называем механическими часами. В XX веке люди придумали электронные часы.
Работа по формированию понятия «календарь».
Что такое календарь? Зачем нужен календарь?
Слово «календарь» в переводе с латинского языка означает первый день месяца. Календарь указывает не только число месяцев и день недели. Взгляните на отрывной листок, и узнаете, когда сегодня взошло и зайдет Солнце, какая нынче фаза Луны, годовщина какого важного события.
Календарем мы пользуемся каждый день, он — наш верный помощник, когда мы хотим назначить срок исполнения наших дел.
Как и другие привычные вещи, он только кажется простым. На самом-то деле над созданием календаря трудились многие люди в течение тысячелетий.
Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогают более рационально его использовать.
Литература:
Волина В. Праздник числа . – М.: Знание, 1993.
Ивановский М. Вчера, сегодня, завтра
Комар О. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении мер времени. –Начальная школа, №6, 1994.
Тарабарина Т.И. Детям о времени. –Ярославль «Академия развития», 1996.
Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений. – Дошкольное воспитание, №3, 1988