«ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Мы учимся жить сами и учим жить детей. Но будущее не может быть предопределенным. Первоочередным является развитие того типа мышления ребенка, что позволяет адекватно оценивать его обстоятельства и формировать стратегию преодоления проблем, которые могут возникнуть.
Я перед собой всегда ставлю перспективную цель: подготовить ребенка не до отдельного урока «на завтра», а к самостоятельной жизни, то есть выявить творческий потенциал учащихся, создать условия для развития личности, которая умеет формировать собственное мнение, решать проблемы, способна самостоятельно заниматься собственным образованием.
В этом смысле очевидна жизненная необходимость формирования и развития учебных компетентностей на уроках в начальной школе.
Поэтому, сегодня необходимо, чтобы ученики не просто запоминали учебный материал, а спрашивали, исследовали, творили, решали, интерпретировали и обсуждали по его содержанию, потому что ученики, которые мыслят критически, обычно учатся с интересом.
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачу:
• создавать условия для развития и самореализации учащихся (учебные ситуации, дискуссии, побуждающих детей к активному обмену мнениями)
• организовывать учебно-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся;
• организовывать учебно-игровую деятельность учащихся;
• осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения в условиях
коллективного труда, что предполагает индивидуальный темп усвоения;
• предоставить возможности одаренным детям развивать творческий потенциал;
По моему мнению, главное - обращать внимание на личность, которую мы формируем в процессе обучения, развитие у нее ключевых компетенций.
Обучение - это тяжелая умственная работа. И чтобы эта работа была успешной, она должна быть интересной, желанной для учащихся. Причем, интересным может быть не только предмет, но и способ познания.
Одним из наиболее эффективных способов познания является исследовательский подход к предмету изучения, когда ученикам не дают готовых выводов, а дают возможность выдвинуть свои гипотезы, или самостоятельно найти правильный ответ.
Знания, приобретенные в процессе такой работы, хранятся в памяти значительно прочнее, поскольку они не пассивно усваиваются, а приобретаются активными усилиями. Еще Конфуций в свое время отмечал: «То, что я слышу, - я забываю, то, что я вижу, - я помню, то, что я делаю, -я понимаю». .
Уместно привести пример о создание проблемной ситуации на уроке естествознания к теме «Круговорот воды в природе».
Проблемная ситуация: на этапе мотивации дать двум ученикам задание - подставить стакан под кран с водой.
Проблемный вопрос: почему так быстро стакан наполнился водой, а крупные водоемы имеют почти постоянный уровень воды, хотя в них ежеминутно несут свои воды много малых и больших рек?
Выход из проблемной ситуации: дискуссии, интерпретации учеников.
При этом дети работают как самостоятельно, так и в парах, в группах. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность.
На таких уроках ставлю ученикам вопросы, вроде:
«Что вы могли бы добавить?»,
«А какое мнение у тебя?»
Обсуждение становятся открытыми.
Итог подвожу словами: «Кто может выразить точку зрения другими словами?» Важно выяснить мнения остальных учеников: «Кто согласен. Почему? »Ученики принимают решения, учатся бесконфликтно сосуществовать. На таких уроках формируется социальная компетентность.
Для того чтобы на уроках работа была интересной, дети охотно выполняли задания, я стараюсь учить их в игровой форме. Среди нестандартных форм уроков есть уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-викторины, уроки-КВН. Для этих уроков характерна такая структура, содержания и формы, что вызывает у школьников 5-6 классов интерес к обучению и способствует их оптимальному развитию и воспитанию.
На уроках математики выполняют задания, в которых нельзя обойтись без знаний украинского и русского языка, ищут рациональные пути решения задач. Детям нравится, когда на уроках используются технологии: «Микрофон», «Два - четыре - вместе» и др.
Но для меня важно еще и то, чтобы каждый ребенок, выполняя задачи, чувствовал радость успеха.
Индивидуальный подход является одним из эффективных для обучения и воспитания детей. Для этого необходимо продумать, что будет делать каждый ученик, подобрать такую работу, которая принесла бы успех. А успех дает моральное удовлетворение и положительные чувства. Так, для учащихся с высоким уровнем обучения предлагаю карточки с творческим заданием, а для учащихся с низким уровнем обучения даю алгоритм решения задачи или образцы, по которым выполняется задание. Очень эффективны карточки самоконтроля. Формируется компетентность саморазвития и самообразования.
Я стараюсь обращать внимание не только на сегодняшний день, но и смоделировать завтрашний. Работаю на перспективу: создаю условия для развития каждого ребенка, способность самостоятельно решать любые жизненные проблемы.
Результатом моей работы является развитие и формирование коммуникативной, информационной, поликультурной, социальной, деятельностной компетентностей обучающихся 5-9 классов.