СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее и критериальное оценивание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективным средством управления качеством образовательного процесса, эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика  на данный момент являются технологии формирующей и критериальной оценки образовательных результатов учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирующее и критериальное оценивание»

Пособие


Формирующее и критериальное оценивание образовательных результатов учащихся:

методическое пособие по применению технологий


Начальная школа



Министерство образования

Нижегородской области






Формирующее и критериальное оценивание образовательных результатов учащихся:

методическое пособие по применению технологий









г. Городец

2018

Автор – составитель: Гудкова Юлия Александровна









Формирующее и критериальное оценивание образовательных результатов учащихся:методическое пособие по применению технологий




Эффективным средством управления качеством образовательного процесса, эффективным способом повышения образовательных
достижений каждого ученика на данный момент являются технологии формирующей и критериальной оценки образовательных результатов учащихся.

Универсальность и многогранность технологий доказана опытом их использования.

В данной работе описаны основные теоретические аспекты
внедрения данных технологий, на основе которых разработан универсальный банк инструментов оценивания учебных достижений учащихся.

Предлагаемый инструментарий может быть применён при оценивании предметных и метапредметных результатов в освоении различных учебных предметов и, в частности, при изучении русского языка.













Настанет то время, когда отметки со своими силовыми оценками будут сожжены

на костре…


Шалва Александрович Амонашвили


СОДЕРЖАНИЕ




  1. Современные подходы к оцениванию учебных достижений школьников…………………………………………………………….………….5

  2. Оценка и отметка как инструменты оценивания образовательных результатов учащихся……………………………………………………….…..8

  3. Формирующее оценивание как качественно новый вид оценивания..12

  4. Банк универсальных оценочных инструментов формирующей и критериальной технологий оценивания……………………………………….25

  5. Опыт использования оценочных инструментов в обучении младших школьников русскому языку..…………………………………………….…….80




СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ




Технология (англ. technology) является многогранным термином, точное определение которого в разных источниках трактуется по-разному.

В Толковом словаре С. И. Ожегова под словом «технология» понимается совокупность методов и процессов в определённой отрасли производства, деятельности, а также научное описание способов производства, деятельности.

Технология (от др.-греч.τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Понятие «технология» в сфере образования в целом и в педагогике, в частности, появляется благодаря технологическому подходу.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных трактовок:

  1. педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и средств; организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв);

  2. педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

Как часть оценочной деятельности технология проявляет себя относительно недавно.

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания.

В начальной школе при оценивании учебных достижений учащихся используются различные методы, формы и виды оценивания (см. Табл. 1).

Таблица 1 – Методы, формы и виды оценивания в начальной школе

Название

Характеристика

Внутренняя оценка

Выставляется педагогом, школой

Субъективные методы

Наблюдение, самооценка, самоанализ.

Объективизированные методы

Анализ письменных ответов и работ учащихся.

Стандартизированные методы

Стандартизация письменных работ и тестов учащихся.

Интегральная оценка

Портфолио, выставки, презентации.

Дифференцированная оценка

Отдельные аспекты обучения.

Разнообразные формы оценивания

Выбор определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, учебными задачами.

Самоанализ и самооценка учащихся

Оценивание учащимися итогов своей деятельности.

Оценивание достигаемых результатов

Оценка процесса формирования результатов, их осознанности.


Существенно расширяется спектр видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности обучающихся (см. Табл. 2).

Т аблица 2 – Формы работ, подвергающиеся оценке

Форма

Содержание

Работы учащихся

Д омашние задания, мини-проекты, презентации, разнообразные тексты, отчёты о наблюдениях и экспериментах, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, инициативные творческие работы.


Статистические данные

Выраженные показатели, получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований.

Деятельность

Совместные либо индивидуальные действия учащихся в ходе выполнения работ.

Результаты тестирования

Результаты устных и проверочных работ.



В связи с внедрением ФГОС НОО, повлекшего за собой большое количество нововведений в педагогический процесс, возникают также проблемы со способами и методами оценивания. Ведь любая учебная деятельность на любом уровне в целом заканчивается контролем и оценкой.

Учёт, контроль и оценка обучения должны осуществляться в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Способом установления такого соответствия является образовательная диагностика.

Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и учителей с целью анализа, оценивания результатов обучения, его корректировки (см. Рис. 1).

Рисунок 1 – Составляющие диагностики

Дидактические понятия учёт, контроль, проверка, оценка и отметка в учебной деятельности порой отождествляются друг с другом.

Анализируя понятие «учёт», С. Т. Шацкий рассматривает «не только работу ученика, но и то, что в ней отражаются работа школы, указания, советы и приёмы учителя», поэтому при учёте работы ученика следует учитывать, что результаты этой работы – есть производная от работы ученика и руководящего его работой учителя.

Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Педагогический контроль — установление объема, уровня и каче­ства овладения учащимися учебным материалом, выявление успехов в обучении, пробелов в знаниях (см. Табл. 3).

Таблица 3– Качественные характеристики контроля

Контроль

Требования

Виды

Методы

Формы

  • всесторонность;

  • систематичность;

  • объективность;

  • индивидуализация;

  • дифференциация;

  • разнообразие форм и методов;

  • обоснованность.

  • предварительный

  • текущий;

  • тематический;

  • периодический;

  • итоговый.


  • устный (индивидуальный, фронтальный или уплотненный опросы);

  • письменный;

  • графический;

  • программированные методы проверки.

  • контрольная работа;

  • экзамен;

  • итоговые проверочные работы;

  • тестирование.

Составной частью контроля является оценка.

Оценка – это процесс оценивания какой – либо деятельности (см. Рис. 2).

Рисунок 2 – Формы выражения оценки.









Отметка же является результатом этого процесса. На основе оценки может появиться отметка как её формально – логический результат.

Педагогический контроль позволяет:

  • установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;

  • выявить причины их затруднений и ошибок;

  • определить эффективность организации учебного процесса;

  • получить информацию о характере самостоятельной работы учащихся в процессе обучения;

  • выявить степень правильности, глубины, осознанности знаний, умений и навыков.

В идеале педагогический контроль и оценка позволяют определить уровень:

  • образованности учащегося;

  • обученности (круг знаний, умений, которыми владеет личность);

  • умственного и нравственного развития;

  • развития новообразований данного возраста;

  • обучаемости (как готовности к дальнейшему повышению своего образования);

  • компетентности как совокупности личностных качеств ученика.

Оценка характеризует степень усвоения учащимися учебного мате­риала в соответствии с требованиями программы. Функции оценки многообразны (см. Рис. 3). Оценка всегда соотносится с эталоном.

Рисунок 3 – Функции проверки и оценки.










Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее. (Б. Г. Ананьев)

Оценка, как специфический вид активности в учебной деятельности, имеет главную цель – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьников.

Ш. А. Амонашвили выделяет такой специфический вид оценки, как содержательная оценка – это процесс соотнесения хода или результата деятельности школьников с определённым эталоном. Такая оценка может преследовать две основные цели: стимулирующую и укрепляющую. Стимулирующая цель заключается в стимулировании у учащихся мотивов обучения. Укрепляющая цель состоит в усилении, укреплении мотивов учебной деятельности.

Содержательная оценка может быть представлена в двух основных видах: внешней и внутренней (рефлекторной).

Внешняя оценка – оценка учебно – познавательной деятельности, производимая педагогом с возможным участием одноклассников.

Если ход результата учебно–познавательной деятельности осуществляет сам школьник – это внутренняя (рефлекторная) оценка.

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ВИД ОЦЕНИВАНИЯ




Эффективным средством управления качеством образовательных результатов учащихся, эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика на данный момент является технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся (Фишман
И. С. , Голуб Г. Б).

Группа разработчиков нового подхода к оцениванию индивидуальных достижений, известная как Группа реформирования оценивания (AssessmentReformGroup), определила 10 базовых принципов формирующего оценивания (оценивания для обучения). Оценивание должно:

  1. быть частью эффективного планирования преподавания и обучения;

  2. фокусироваться на учебной деятельности ученика;

  3. занимать центральное место в учебном процессе, происходящем в классе;

  4. позиционироваться как ключевое профессиональное умение педагога;

  5. быть тонким и конструктивным, поскольку всегда оказывает эмоциональное воздействие;

  6. учитывать важность мотивирования учеников;

  7. поддерживать ориентацию на учебные цели и общее понимание критериев, по которым оценивается их достижение;

  8. обеспечивать учеников конструктивными рекомендациями о том, как достигнуть улучшения результатов;

  9. развивать у учеников способность к самооцениванию, чтобы они овладевали рефлексией и самоорганизацией;

  10. охватывать широкое поле разнообразных достижений учащихся.

В то же время, наравне с выделенными условиями, Дилан Уильямс выявил некоторые препятствующие эффективности формирующего оценивания факторы:

  • тенденция учителей оценивать скорее количества сделанного и презентацию работы, чем качество собственно учения;

  • склонность уделять повышенное внимание ранжированию и выставлению ученикам отметок, что часто понижает их самооценку, вместо того чтобы помогать им советовать, как улучшить своё положение;

  • подчёркнутое сравнение учеников друг с другом; деморализирующее тех, кто оказывается менее успешным;

  • использование обратной связи в качестве социального инструмента или средства управления, а не для того, чтобы помочь ученикам более эффективно учиться;

  • отсутствие у учителя понимания учебных запросов учеников.

Кардинальное отличие формирующего оценивания от других наиболее распространённых и привычных практик в том, как понимается процесс учения, какая роль отводится учителю, а какая ученику.

Именно воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению является конечной целью формирующего оценивания, а также формирующего подхода в обучении в целом. Эти обусловлены его важнейшие характеристики (см. Табл. 3)

Таблица 3 – Важнейшие характеристики формирующего оценивания.

Характеристика

Со стороны ученика

Со стороны учителя

Направленность на ученика

Сфокусированность внимания на отслеживании и коррекции своей учебной работы.

Сфокусированность внимания на отслеживании и коррекции учебной работы ученика. Информированность об улучшении процесса учения.

Управляемость учителем

Оценивание управляется учителем.

Автономия, академическая свобода и высокий профессионализм, который позволит решить, что именно оценивать, как реагировать на результаты оценивания.

Результативная разносторонность

Активное участие, рефлексирование и самооценивание, вследствие - высокая учебная мотивация и активность.

Постоянное рефлексирование собственной преподавательской деятельности. Отвечает на ключевые вопросы:

  1. Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?

  2. Как я могу выяснить, научились ли они этому?

  3. Как я могу помочь лучше организовать свою учебную деятельность?

Учитель расширяет свои преподавательские умения и повышает качество преподавания.

Организация оценивания учебного процесса

Возможно анонимное самооценивание и взаимооценивание.

Основные действия:

  1. перевод учебных целей в измеряемые результаты;

  2. определение необходимого уровня достижений;

  3. отбор учебного содержания и техник оценивания;

  4. обучение учащихся;

  5. о

    продолжение таблицы 3

    рганизация оценивания и соизмерение достигнутыхучебных результатов с поставленной целью.

Контекстная определённость

Оценивание соответствует особенностям и нуждам учеников.

Оценивание соответствует особенностям и нуждам учителя.

Непрерывность

Механизм обратной связи. Коммуникация учеников с учителем становится более действенной и эффективной.

Механизм обратной связи. Учитель получает обратную связь от учеников, используя различные простые техники, получая сведения о том, как они учатся.

Опора на качественное преподавание

Систематическое участие в творческом поиске – мощный источник мотивации, роста учащихся.

Учитель получает возможность получать информацию о том, как идёт учебный процесс, более своевременно и целенаправленно его корректировать.

От учителя требуются усилия и время. Постоянное участие в исследовательской деятельности побуждает рост мотивации и обновления знаний педагога.

При введении в школьную практику формирующего оценивания наиболее важно учитывать ряд условий:

  1. изменения характера учебного процесса и появления новых педагогических подходов;

  2. результаты оценивания должны использоваться для корректировки учения и преподавания;

  3. ясное осознание того, что при введении формирующего оценивания в школьную практику неизбежно изменение понимания учителем своей роли в отношениях с учениками.

Формирующее оценивание при успешном его внедрении может развиваться, двигаться в двух основных направлениях (см. Рис. 4)

Рисунок 4 – Направления развития формирующего оценивания.






















Обратная связь в формирующем оценивании состоит из четырёх основным компонентов (см. Рис.5)


Рисунок 5 – Основные компоненты обратной связи:

Таким образом, качество обратной связи обеспечивает эффективность любых оценивающих процедур, являющихся частью формирующего оценивания.

Для формирующей обратной связи следует применить несколько вариантов работы с информацией, которую ученики получают через обратную связь: групповую, парную и индивидуальную (см. Табл. 4).

Таблица 4 – Варианты работы учащихся с информацией, полученной путём обратной связи.

№ варианта

Форма работы

Характеристика

Первый

Групповая, индивидуальная.

Ученики делятся на группы, каждая из которых ищет решение задачи, не решённой большинством в классе. Задача может быть разделена на небольшие элементы, каждый из которых предлагается одному из учеников для самостоятельной проработки. Отдельные решения предъявляются и обсуждаются в группе, после чего она выступает перед классом, защищая свои предложения.

Второй

Парная.

Парная работа над наиболее трудными заданиями с последующим обсуждением в классе представленных решений.

Третий

Индивидуальная

Получение или выбор учениками самых трудных заданий и вопросов для самостоятельной работы на уроке или дома.

Таким образом, освоение и улучшение формирующего оценивания – непростая задача. Его эффект будет получен лишь тогда, когда каждый учитель найдёт свой индивидуальный путь и адаптирует новые подходы и идеи к своей оценочной практике. Это может происходить только очень постепенно и невозможно без серьезных программ профессионального развития.

Учитель, стремящийся развить у детей навыки формирующего оценивания должен стремиться:

  • поддержать высокие ожидания и уверенность ученика в успехе;

  • установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее на этом;

  • так организовать учебный процесс, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;

  • наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;

  • делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;

  • развивать общие учебные умения и личностные качества;

Главная цель, преследуемая этой стратегий, – оценивание для обучения, в которое педагог вовлекает каждого учащегося (см. Табл. 5).

Такое формирующее оценивание – необходимый элемент эффективного преподавания.

Таблица 5 – Стратегии развития оценочной деятельность учащихся.

Название

Цель

Ход работы

Вопросы

Определение стартовых позиций детей и адаптация к ним преподавания.

Задаются самые разноплановые вопросына:

  • применение знаний: «Какие ещё примеры ты можешь привести…?»;

  • анализ: «Как ты можешь доказать, что …?»;

  • синтез: «Как можно это организовать, решить?»

  • оценку: «Что ты думаешь о…?»

Наблюдение

Необходимо убедиться, что все учащиеся вовлечены в процесс обучения, а также в процесс оценивания.

Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит обучение.

Наблюдая за отдельными учениками по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока.

Дискуссия

Оценить, насколько дети поняли учителя, выявить причины затруднений и ошибочных суждений, фиксация проблемных этапов урока. Проводя дискуссию, а не привычный опрос, учитель проверяет предыдущие оценки, контролирует прогресс учащихся и результаты их самооценивания.

Учителем проводятся краткие импровизированные обсуждения наиболее интересных и неожиданных ответов и предложений детей, прозвучавших во время урока.


Анализ

Идентифицировать типичные, общие ошибки и неправильное понимание.

Письменные работы учитель обсуждает и оценивает вместе с детьми.

Проверка понимания

Оценить вместе с детьми их знания, скорость, с которой они восстанавливают пройденное; выявление материала, который нуждается в повторении и пересмотре.

Проверка – повторение с заранее подготовленными либо спонтанными вопросами; краткий проверочный обзор пройденного.

Рефлексия процесса обучения

Поддержка и развитие самооценивания и партнёрского оценивания.

Пара или небольшая группа учеников определяет, что они знают и могут делать, а что остаётся для них трудным и непонятным.

Наиболее часто возникающая проблема в современной системе обучения - как включить оценивание для обучения в своё преподавание и учебную деятельность ученика.

Надо заметить, что оценивание не только включено в про­цесс урока, но может происходить и за его рамками: на пере­мене, во время свободных занятий детей. Это зависит от того, насколько важные замечания и предложения хочет сделать учи­тель. При этом дети всегда вовлекаются в процесс оценивания (см. Табл. 6).

Таблица 6 – Многообразие приёмов формирующего оценивания

Приём

Функция

Пример

Краткий пятиминутный обзор – резюме результатов прошлого урока

Сбор всех ключевых моментов и включение в работу всех детей.

Проводится в форме общего обсуждения, вопросы задаются без поднятия руки, происходит обмен мнениями.

Введение учебных целей

Оценка полной картины изучаемого, понимания детей на данный момент, построение преподавания в соответствии с потребностями детей

Учитель задаёт вопросы и ведёт наблюдение

Преподавание строится в опоре на учеников

Индикатор понимания, позволяющий проектировать следующие шаги в преподавании и учении.

Обратная связь от детей – индивидуальная, в парах и группах – парная, коллективная.

Критерии успешности

Создание критериев успешного выполнения задания, на которые нужно ориентироваться во время его выполнения.

Учитель даёт задание и просит детей суммировать ключевые моменты (критерии), на которые нужно ориентироваться. Детям во время урока напоминают, чтобы они пользовались критериями и решали, что они делают хорошо, а где нуждаются в помощи друг друга или взрослого.

Определение и соотношение успешности

Соотнесение успешности выполнения работы с учебными целями, определение того, что нужно улучшить или развить.

Самооценивание и обсуждение в парах – основное средство оценивания.

Непрерывная обратная связь

Осуществление непрерывной обратной связи.

При выполнении заданий задавать открытые вопросы и позволять детям проявлять и развивать своё понимание.

Руководство успешности

Использование критериев успешной работы в качестве руководства к действию в обучении.

Учитель просит учащихся отмечать более успешные моменты обучения, а также те, которые нуждаются в исправлении.

Обсуждение успешности

Поддержка учения и возможность самооценивания детьми своих достижений.

Учитель организует на уроке общее обсуждение того, как развивалось учение.

Обзор успешности

Видение, как сегодняшний момент в учении связан с дельнейшей учёбой, ощущение развития.

Краткий обзор всех учебных целей и результатов.

В основу современной системы оценивания могут быть положены выводы, к которым пришла в ходе исследований обратной связи Группа реформирования оценивания:

  • оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, акцентируя прогресс и достижения, а не неудачи;

  • сравнение ученика с теми, кто более успешен, чем он сам, снижает его учебную мотивацию.

Иногда, обратная связь оказывается бесполезной, если осуществляется в общих словах или ставятся слишком широкие задачи («старайся использовать более яркие определения», «пиши аккуратнее» и др.). Лишь конкретная и наиболее точная обратная связь помогает ученику понять, каким образом он сумеет добиться улучшений.

Схема 3 – Алгоритм оценивания

В обучении, на любой ступени образования при формирующем оценивании учебного результата или работы, проделанной учащимися, возможно применение критериального оценивания. Педагог выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и каким образом оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, а в лучшем случае, она аргументируется, разъясняется, что именно в работе учащегося не позволило ему получить более высокий балл. При данном подходе возникает ряд проблем. (См. Табл.7)

Таблица 7 – Проблемы отсутствия самооценивания

Дети

Учитель

Родители

Отсутствие стимулов для развития.

Не готов тратить время на обсуждение причин выставления конкретной оценки.

Получают информацию от детей, объясняющих свои неудачи предвзятым отношением учителя.

Отсутствие способов оценить соответствие качества выполняемой работы с ожидаемым результатом.

Бессилие в понимании с учениками в области оценивания.

Не имеют возможности ознакомится с критериями отметок.

Нет шансов как-либо исправить ситуацию; часто не доволен отметкой.

Отсутствие взаимопонимания с родителями в области оценивания.

Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии школы и семьи.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является поэтапность её введения (см. Табл. 8).

Таблица 8 - Этапы введения критериальногосамооценивания

Этап

Характеристика

1.

Введение критериев

Общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

2.

Пример

На конкретных примерах показать, что степень достижения по каждому критерию может быть различной, ввести показатели, по которым она будет определяться.

3.

Ознакомление

Познакомить учащихся с балльной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

4.

Пробы

Проба совместного оценивания, когда на примере чьей – либо работы ученики тренируются в применении критериев и показателей.

5.

Обсуждение

После оценивания работ нужно обсудить результаты и сравнить их с тем, как оценивает учитель.

Наиболее частой ошибкой является введение готового перечня критериев без предварительного обсуждения, что может привести к снижению мотивации учащихся.

Другой, также распространённой ошибкой остаётся несоответствие выбранных критериев характеру работ, которые подлежат оцениванию. Выбор критериев не следует делать жёстким, намного лучше, когда перед каждой новой оценочной процедурой уже принятые критерии будут анализироваться на соответственно новой задаче.

Также стоит обратить внимание на то, чтобы критерии были заданы как можно конкретнее, так, чтобы показатели их достижения не вызывали разночтений и были очевидны.



БАНК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОЦЕНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФОРМИРУЮЩЕЙ И КРИТЕРИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНИВАНИЯ



Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из показателей результативности, её регулятором.

Принцип «оценивание ради обучения» создает ресурс для дальнейшей деятельности обучающихся. В результате вырабатывается способность к самооценке и самоанализу.

Оценочные инструменты позволяют отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.

Оценочный инструментарий образовательных результатов в педагогической науке и школьной практике обнаруживает большое многообразие.

Данный банк содержит универсальный оценочный инструментарий для осуществления оценивания следующих формучебной деятельности учащихся:

  1. индивидуальной работы,

  2. парной работы,

  3. групповой работы,

  4. работы над проектом.

Инструменты самоанализа и самооценки


Функции

Оценочный лист

контролирующая

диагностирующая

Оценочная карта

стимулирующая

ориентирующая

Карта понятий

планирующая



Что?



Образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Как?

Содержательная

оценка

Символическая

оценка

Бинарная

оценка

Кто?



Ученик

Учитель

Ученик/

Учитель









Оценивание индивидуальной работы: самооценка



Карта

самооценки


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________


Критерий

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внесла большой вклад в работу группы




Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения




Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать




Я отстаиваю свое мнение корректно




Я готова принимать новые идеи,




Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи




Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и учителем)




Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



Критерии

Мои комментарии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку




Активность на уроке




Личный вклад в работу группы




Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

У каждого ученика лист с двумя шкалами










Интересный урок Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.



Р аботал активно, результатом доволен.



Работал не в полную силу, хочу улучшить результат.

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

                                     











1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

У каждого ученика листок с двумя шкалами.

















Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.


- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.

- Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________







Лист самонаблюдения ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

.


Деятельность

Я доволен своей работой.


Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-




-




-




-




-




-




-




-




Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Выбери соответствующую ягодку:



Я старался

и у меня все получилось,

я доволен своей работой.


Я старался,

у меня не все получилось,

но я доволен свой работой.


Я старался,

но у меня не все получилось,

можно повторить.


У меня ничего не получилось,

нужно повторить,

возможно, я не старался


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________


1. На уроке я работал


активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным



Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________



Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Закончи предложения:

1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Самым интересным было __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Я бы хотел попросить своего учителя _________________________________________________________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________















Л ист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Продолжи предложения:


Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ______________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось______________________________

__________________________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что ______________________________________

__________________________________________________________________________________

Самым интересным было______________________________________

__________________________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал _____________

__________________________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал ___

__________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _________________________

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Продолжи предложения:



Сегодня на уроке:

Я научился…..___________________________________________________

Было интересно…._________________________________________________

Было трудно….___________________________________________________

Больше всего мне понравилось….._____________________________________

Могу похвалить себя за то, что…._____________________________________

Для меня было открытием то, что….__________________________________

Сегодняшний урок показался мне….._________________________________


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:



Урок полезен, все понятно.


Лишь кое-что чуть-чуть неясно.


Еще придется потрудиться.


Да, трудно все-таки учиться!


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Предметные результаты по теме урока

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею
















Вывод



Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка















Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



ФИ___________________

В начале урока

В конце урока

Утверждение

да

не всегда

нет

да

не всегда

нет

Я знаю …







Я умею…







Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Отметь знаком «+»:

Дата


Тема

Нужна помощь

Знаю, но нуждаюсь в помощи


Умею работать самостоятельно

Могу научить другого



















Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Выполняя задания, заполняй таблицу. В столбце «Мой ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на страничке для самопроверки. Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный ставь себе знак «+», если неправильный – знак «-».

Номер задания

Мой ответ


Правильный ответ

Верно или неверно











Страничка для самопроверки:



1 4. 7. 10. 13.



2 . 5. 8. 11. 14.



3. 6. 9. 12.



Посчитай и запиши число верных ответов _________.





Соотнеси с таблицей раскрась соответствующий знак:

Верных ответов

Оценка

8 и больше




6-7



5 и меньше


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно




2

Выбрать самое основное для сообщения




3

Оформить работу




Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

Л ист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

  • включился с желанием узнать новое

  • включился с интересом

  • включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

  • получил правильный результат, работая индивидуально и в паре

  • получил правильный результат, работая индивидуально

  • передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

  • попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

  • попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

  • не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

  • активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

  • с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

  • согласился с большинством при обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

  • успешно работал в группе

  • работа в группе принесла удовлетворение

  • передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

  • отвечал у доски, применяя новое знание

  • получил результат схожий с образцом, работая на месте

  • списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

  • выполнил самостоятельно задание без ошибок

  • выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

  • не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

  • принял активное участие в работе

  • участвовал в работе по мере своих возможностей

  • созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

  • мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

  • мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

  • мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Повторение пройденного материала

 

 

 

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

 

 

 

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

 

 

 

5 шаг

Первичное закрепление

 

 

 

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

 

 

 

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

 

 

 

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-




-




-




-




-




-







Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю

п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

 

 

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Критерии:

Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

 

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

 

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________



Деятельность за урок

Сумма баллов


Оценка


Вид

Вид

Вид

Вид

Вид








Пример

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф .И.________________________________________





Критерий Критерий

8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

работа

работа


8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

работа

работа


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени свою работу.

Чем выше находится человечек, тем понятнее была тема и задание.

Выбери того человечка, который показывает твою успешность работы на уроке.


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Продолжи предложение:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...


было интересно…


было трудно ...


могу похвалить себя за то, что ...


могу похвалить одноклассников за то, что ...


больше всего мне понравилось ...


мне показалось важным ...


для меня было открытием то, что ...


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я составил вопросы к проекту

 

 

 

2. Я проводил исследования

 

 

 

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

 

 

 

4. Я работал на ПК

 

 

 

5. Я активно работал с участниками проекта

 

 

 

6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

 

 

 

7. Я решал проблемные ситуации

 

 

 

8. Я помогал своим одноклассником при решении задач

 

 

 

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

 

 

 

 

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов








Оценивание парной работы: взаимооценка


Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре





Ф.И.________________________________________













Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Утверждение

Согласен

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1) разобраться с непонятным заданием;

2) найти и исправить ошибки




Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе




При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру




Большинство решений предложено моим партнёром




Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени свою работу в паре. Отметь значком + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.

Утверждение

Полностью

согласен(а)


Частично согласен(а)



Не согласен (а)


Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую

в выполнении всех заданий





Мы всегда приходим к общему мнению





Мы много спорим





Я всегда отвечаю так,

как предлагает сосед (соседка)





Работать в паре легче, чем одному (одной)





Наша работа в паре интересна и полезна





Мы быстрее и успешнее

выполняем задания в паре





Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в паре: используй знаки: «+ / –« или оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)

Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).


Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).



Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу


Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.


Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.


Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы


Я подавал группе правильные ответы.


Он давал группе правильные ответы.



Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.


Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.


Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.


Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.


Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.


Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.


Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1





2





N






Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу пары. Отметь нужное место на линейке.








Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Название группы.

Фамилия имя

Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.

Варианты



-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А)да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Оцени работу своей пары:

Все ли члены пары принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы пары?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу пары.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.








Оценивание групповой работы



Лист оценки работы группы

Ф.И._________________________________

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе



2. Выполнял свои обязанности



3. Соблюдал культуру общения




++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя



Лист оценки работы группы

Ф.И._________________________________

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы




Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения




Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать




Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения




Лист оценки работы группы

Ф.И._________________________________

заданий

Показатель

Самооценка

1.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

2.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

3.

Все работали одинаково

 

Работал только один

 

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

 

4.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

Результат работы группы.

За весь урок

 

Лист оценки работы группы

Ф.И.________________________________

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1



















Оценивание работы

над проектом

Л ист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. ученика _____________________________________

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я составил вопросы к проекту

 

 

 

2. Я проводил исследования

 

 

 

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

 

 

 

4. Я работал на ПК

 

 

 

5. Я активно работал с участниками проекта

 

 

 

6. Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

 

 

 

7. Я решал проблемные ситуации

 

 

 

8. Я помогал своим одноклассником при решении задач

 

 

 

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

 

 

 

 

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

Самооценка проекта

(закончи предложения)



1.В начале ……………… у меня была цель_ _______________________________

_______________________________________________________________________

2.Особенно хорошо мне удалось __________________________________________

______________________________________________________________________

3.В следующий раз надо ещё лучше _______________________________________

_____________________________________________________________________

4.Свой результат могу оценить как ______________________________________

_____________________________________________________________________

Самооценка совместной работы над проектом

ФИ учащегося____________________________________________________


В ходе моего проекта я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления




Определял цели, ставил задачи




Ждал помощи от участников группы




Принимал участие в совместной работе




Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения




Помогал группе в выборе правильных решений




Анализировал, обобщал, делал выводы




Находил и исправлял ошибки




Оказывал помощь, откликался на работу других




Преодолевал трудности, добивался достижения результата




Осознавал ответственность за общее дело




Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения




Условные обозначения:





Лист самооценки ученика в ходе проекта

Фамилия, имя______________________________________________


Критерии

Очень хорошо


Хорошо


Мне нужно постараться

Старт проекта

Я внимательно выслушал сообщение учителя




Я понял задание и смогу рассказать о нём друзьям и родителям




Работа над проектом

Я участвовал в сборе информации по своей теме




Я представил доказательства из своего собственного опыта.




Я оформил результаты своей работы




Я принимал участие в создании продукта групповой работы




Я заранее готовлюсь к выступлению в другой группе о нашей совместной работе




Финиш проекта

Я ответил на вопросы проекта




Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе




Я принял участие в разработке сценария праздника




Я принял участие в проведении праздника









ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития младших школьников.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников УУД, которые способствуют развитию учебно – познавательных мотивов, учебной самостоятельности.

Оценочные инструменты позволяют учителю наблюдать динамику в освоении учащимися предметных и метапредметных результатов.

Предлагаемые образцыоценочных инструментов применительно к урокам русского языка в начальной школе разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы УМК «Школа России» (2 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).





Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Показатели по теме

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

  1. Различать непарные мягкие шипящие звуки.





  1. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт ,щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.





  1. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.





  1. Применять правило написания слов с буквосочетаниямиЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ





Вывод



Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Тема: Проект «Рифма»

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Находить в тексте рифмующиеся строки




2

Подбирать рифмующиеся слова




3

Сочинять стихи на заданные рифмы




4

Составлять словарик собственных рифм.




5

Оформлять работу.




6

Участвовать в презентации выполненной работы




Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Т ема: Что такое части речи?





Осознанность Правильность

8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

Выделение признака, по которому определяется часть речи.

Определение части речи.


8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

Выделение признака, по которому определяется часть речи.

Определение части речи.


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Деятельность за урок

Сумма

баллов


Оценка


Объяснение смысла пословиц

Анализ слова товарищ (выделение парных шипящих)

Подбор примеров слов, где есть шипящий звук.

Подбор слов со слогами или буквосочетаниями

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ


Объединение слов в группы по виду орфограмм.












Лист взаимооценки ученика (цы) ____ класса

Ф.И.________________________________________

Тема: Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.




2

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный)




3

Оценивать правильность данной характеристики.




4

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).





Оцени свой вклад в работу пары. Отметь свой вклад в работу пары. Отметь нужное место на линейке.





Лист оценки работы группы

Ф.И._________________________________

Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

заданий

Показатель

Самооценка

1.Определение на слух парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слова и в корне перед согласным.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

2.Проверка слов по правилу.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

3.Выявление различий между понятиями «проверяемое слово» и «проверочное слово».

Все работали одинаково

 

Работал только один

 

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

 

4. Поиск для каждого проверяемого слова проверочного.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

Результат работы группы.

За весь урок

 



Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Ф.И. ученика _____________________________________

Тема: Проект «В словари – за частями речи!»

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1. Я нашёл в толковом словаре слова - прилагательные и их значения.

 

 

 

2. Я составил предложения с найденными словами.

 

 

 

3. Я нашёл в орфографическом словаре существительные - названия растений, разделил их на группы.

 

 

 

4. Я нашёл в словаре синонимов прилагательные, обозначающие цвет, составил с ними предложения.

 

 

 

5. Я нашёл в словаре антонимов глаголы и составил 5 пар глаголов – антонимов

 

 

 

6. Я нашёл в орфоэпическом словаре слова – названия людей по роду их занятий, записал их, расставив ударения.

 

 

 

7. Я нашёл в словаре однокоренных слов слова с корнем –зим- , указал их части речи.

 

 

 

8. Я решил все грамматические задачи

 

 

 

9. Я подготовил презентацию по проекту.

 

 

 

 

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов




Формирующее и критериальное оценивание образовательных результатов учащихся: методическое пособие по применению технологий






Автор – составитель: Гудкова Юлия Александровна

















г. Городец

2019

Учение станет смыслом жизни для ребёнка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.


Шалва Александрович Амонашвили






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!