СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание на уроках истории и обществознания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание на уроках истории и обществознания»

Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.

Цель  данного  оценивания  –  улучшать  качество  учения,  а  не  обеспечивать  основание  для  выставления  отметок.  Оно  не   привязано  к какой-то  конкретной  балльной  шкале,  может  быть  анонимным, чаще всего безотметочным  оцениванием. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик  сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:

1. Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
          2. Оценивание должно быть критериальным.
          3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
          4. Рефлексия должна стать обязательным этапом  оценивания.
          5. На любом этапе учебной работы  школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
         6. Оценивание должно быть непрерывным.

Эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.   

В педагогической практике  могут использоваться следующие техники системы  формирующего оценивания.

Журнал  наблюдений. Он состоит из отдельных  предметных таблиц.

Подобная таблица отражает основные требования к уровню подготовки выпускников по истории на базовом уровне и взяты из примерной программы, т.е. это те результаты, на достижение которых мы должны ориентироваться. В условиях перехода на федеральный государственный стандарт основного общего образования это может быть таблица предметных, метапредметных  и  личностных результатов. В начале учебного года дети знакомятся с таблицей требований учащихся, для  которых она  становится   своеобразным ориентиром в обучении. Подобные таблицы используются в течение четверти и выставляется  «+» либо « -  » там,  где ученики проявили себя,  либо не справились с каким-либо требованием. В конце исследуемого периода выходит ясная картина, над чем учителю и его ученикам необходимо работать.

Критериальные таблицы.

Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать  данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся. Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.

С введением  новых образовательных стандартов роль учителя значительно изменилась. С целью формирования коммуникативных УУД    при планировании  своего урока учитель все чаще использует групповые и парные формы организации деятельности учащихся. В связи с этим всегда представляет  сложность оценивание деятельности отдельной группы. 

Но очень часто можно обнаружить другую проблему. В группе может работать только один ребенок, а остальные могут вести себя достаточно пассивно. Для этого учитель предлагет  детям в конце урока заполнить таблицу «Форма самооценивания учащихся». В этом случае учитывается еще один важный принцип оценивания – самооценка.

В педагогической практике возможно использование одноминутного эссе. Одноминутное эссе – это техника, которая используется  с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания подобного «сочинения» используются следующие вопросы:

Что самое главное ты узнал сегодня?

Какие вопросы остались для тебя непонятными?

Что я хотел бы узнать?

Проанализировав ответы учащихся можно сделать выводы о качестве достигнутого детьми результата на уроке. По своей сути это ничто иное, как рефлексия содержания учебного материала. На практике рефлексия нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». В целом это не несет какой-либо информации о достигнутых результатах.

 Письменные комментарии (письменная обратная связь). На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Письменные комментарии используются учителем при проверке самостоятельных работ  и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно выставляются хорошие отметки, если работа написана плохо, то необходимо дать возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых.

 Исследователи вопросов формирующего оценивания Элавар и Корно в своих работах отметили, что  формативное оценивание – непрерывный поток обратной связи с учащимся, уместные комментарии и ясные, понятные предложения, помогающие ученику осознать собственные пробелы таким образом, что бы он накопил достаточную информацию для дальнейшего продвижения вперед.                                                                                     

Использование  отдельных техник   формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволяет решить ряд проблем, с которыми нередко сталкивается учитель.

1.      Проблема справедливости выставленных оценок. Согласно исследованиям степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил ученикам  учитель у хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев; у слабо успевающих - в 11% случаев. По данным других исследователей, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев.

2. Использование формирующего оценивания позволяет  учителю постоянно поддерживать обратную связь, знать на каком уровне обучения находятся ученики.

3. Система формирующего оценивания позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу.

И самое важное - формирующее  оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода.

Литература:

1. Оценивание учебных достижений школьников./Шакиров Р. Х., Буркитова А. А., Дудкина О. И., – Б.: «Билим», 2012.

2. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010.

3. Оценивание для обучения на уроках. Черный, Кристин Харрисон, Клэр Ли., http://www.dylanwiliam.org/Dylan_Wiliams_website/Publications_files/

4. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие./ Н.П. Локалова. – Спб, 2009 /http://lib100.com/book/pedagogics/shkolnaya_neuspevaemost



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!