СЛАЙД 1
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
СЛАЙД 2
Мы все знакомы с картиной советского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик, растерявшись, не мог решить простейшую задачу у доски. Сегодня, обращаясь к этому произведению, я задаю себе вопрос, а почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Оцениванию в ФГОСе уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
СЛАЙД 3
Система оценивания предполагает два вида отметок: внешняя отметка (суммирующая) и внутренняя отметка (формирующая).
Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь учащийся в курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).
Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь» между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).
Обе формы оценки взаимосвязаны. Но часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.
СЛАЙД 4
Формирующее (внутреннее) оценивание ориентировано на
определение индивидуальных достижений каждого учащегося
предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся
призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, определить, что ему необходимо сделать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения.
не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения
это скорее не балльная, а словесная, описательная система
ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.
СЛАЙД 5
В педагогической практике используется довольно много техник формирующего оценивания. Остановимся на некоторых из них.
Критериальное оценивание хорошо знакомо учителям по ЕГЭ. ФИПИ разработаны критерии для проверки творческих работ по всем предметам. В истории и обществознании – исторического сочинения и эссе соответственно.
Знакомить с критериями учащихся нужно постепенно и учить их самим оценивать работы по этим критериям (здесь применяется такая техника, как оценивание экзамена учениками).
СЛАЙД 6
Журнал наблюдений представляет собой предметную таблицу.
Подобная таблица отражает основные требования к уровню подготовки выпускников по истории на базовом уровне, т.е. это те результаты, на достижение которых мы должны ориентироваться. Это может быть таблица предметных, метапредметных и личностных результатов. В начале учебного года нужно ознакомить с таблицей требований учащихся, для которых она становится своеобразным ориентиром в обучении. Подобные таблицы используются в течение четверти (полугодия) и учителем выставляются «+» либо « - » там, где ученики проявили себя, либо не справились с каким-либо требованием. В конце исследуемого периода получается ясная картина, над чем учителю и ученикам необходимо работать.
СЛАЙД 7
Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся в группах. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся.
Очень часто можно обнаружить такую проблему: в группе работает только один ребенок, а остальные ведут себя достаточно пассивно. Для этого предлагается детям в конце урока заполнить таблицу «Форма самооценивания учащихся». В этом случае учитывается еще один важный принцип оценивания – самооценка.
СЛАЙД 8
На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Письменные комментарии (письменная обратная связь) используются при проверке самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно, выставляется хорошая отметка, если работа написана плохо, то даётся возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых.
СЛАЙД 9
Таким образом, использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволяет:
1. учителю четко наметить образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, т.е. улучшать качество учения.
2. Использование формирующего оценивания позволит учащимся постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения они находятся, и определять, что им необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения
3. Родителям решить проблему комфортности нахождения ребёнка в классе (школе) и справедливости выставленных их детям учителем оценок.
СЛАЙД 10
И самое важное: формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. Ведь учитель идёт на урок не для того, чтобы контролировать или показывать учащимся, чего они не умеют. А для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в обучении.
Слайд 11
Спасибо за внимание!