СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание при обучении смысловому чтению.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос введения ФГОС в основногй школе. Размышления  об организации обучения смысловому чтению.

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание при обучении смысловому чтению.»

Формирующее оценивание при обучении смысловому чтению


Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки. И, что особенно важно, уметь оценивать своё развитие в этой способности получать новые знания.


Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский

Цель:

  • Выявить проблемы, связанные со смысловым (функциональным) чтением;

  • Определить содержание понятий «смысловое чтение» и «формирующее оценивание» и их взаимосвязь;

  • Осознать актуальность данной взаимосвязи на современном этапе образования.


Формирующее оценивание – оценивание для развития.

Чтение - важнейшее средство социализации учеников.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Стандарты второго поколения предполагают умение работать с текстовой информацией, что созвучно с исследованиями PISA и PIRLS.

PIRLS(Progress in International Reading Literacy Study) Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для выпускников начальной школы.

PISA (Programme for International Student Assessment) «Международная оценка образовательных достижений учащихся». В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста, то есть выпускники основной школы.


Результаты исследований PISA и PIRLS

Формат исследований

Низкий уровень читательской грамотности

Средний уровень читательской грамотности

Высокий уровень

читательской грамотности

PIRLS

2%

37%

61%

PISA

35%

54%

11%


PIRLS Цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса.


PISA Цель - Оценить, насколько учащиеся «готовы к жизни», т.е. насколько они способны использовать полученные в школе знания и умения для решения проблем, с которыми могут встретиться во взрослой жизни (т.е. социализироваться). В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся в области математики, естествознания, решения проблем, финансовой грамотности и чтения.


Исследование PIRLS показало, что российские ребята, как правило, очень хорошо справляются с теми текстами, где требуется сформулировать основную идею, выделить главную мысль, но «буксуют» там, где надо выразить свое отношение к прочитанному или дать оценку, — комментирует результаты PIRLS руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галина Ковалева. — Наши ученики читают, что называется, взахлеб, не пытаясь критически подойти к тексту. Для педагогов главное — скорость и объем прочитанного, а не умение анализировать содержание.


Вот такая PISA! И еще одна интересная закономерность: с возрастом наши школьники все больше… глупеют. Международное исследование образовательных достижений учащихся, проводимое среди 15-летних учеников, показало, что отечественные девятиклассники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения находятся на уровне существенно ниже среднеевропейского.

Так, по естественнонаучной грамотности российские школьники оказались на 33—38-м месте, по математической грамотности — на 32—38-м, а по грамотности чтения — на 37—40-м. Единственное утешение — в одну компанию с нами попали США, Италия, Испания, Норвегия, Греция и др. Значит, не мы одни такие…


— Выходит, за пять лет российские ребята резко деградируют? В четвертом классе — первое место среди сверстников, а в девятом — ближе к концу списка…

— Очевидно, негативно сказывается перегрузка в классе и дома, — объясняет Галина Ковалева. — В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем. Между тем 90% полученной в классе информации забывается уже через год-два. На Западе учат совсем по-другому. Там главное — заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться.

Российские школьники, как выяснилось, с годами теряют интерес к обучению, снижается и успеваемость. И самое заметное падение происходит, как ни странно, у отличников. В начальной школе обычно бывает 10—12% пятерочников, в 9-х классах их всего 5—6%. Уменьшение в два раза!» («Московский комсомолец»)


Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения. Именно поэтому актуально говорить о технологии смыслового чтения и стратегии смыслового чтения. Один из ведущих принципов этой стратегии – внимание к слову. Итак, смысловое чтение…


Что такое смысл?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, схемы, графика и т.д. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию. Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат (деятельностный подход). Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации» (личностный подход).


Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.





Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста. Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок). Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:

• выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

• выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Структурно-функциональный анализ. Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя. Реконструкция смысловых структур.

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст.


Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

• эрудированность,

• уровень образования,

• интуиция,

• чуткость к слову,

• интонации,

• умение эмоционально переживать,

• духовная тонкость.

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).


ИЗ ЗАДАНИЙ PISA-2006


Легкое. “По числу скрипов сверчка можно достаточно точно определить температуру воздуха. Надо к числу скрипов, произведенных за 14 секунд, прибавить 42. Получится температура по Фаренгейту. Николай услышал 17 скрипов за 14 секунд. Какова была температура воздуха? Сколько скрипов он услышит за 1 минуту?”


Среднее. В пиццерии подают две круглых пиццы одной и той же толщины, но разных размеров. Меньшая имеет диаметр 30 см и стоит 30 денег. Большая имеет диаметр 40 см и стоит 40 денег. Какую из двух пицц выгоднее покупать? Приведите ваши рассуждения.


Трудное. “Существуют две гипотезы, от чего 65 миллионов лет назад вымерли динозавры: от столкновения с землей гигантского астероида или от извержения вулканов. Проанализируйте три факта и скажите, какую из теорий они подтверждают”. Факты приводились следующие:

— вблизи Мехико находится огромный кратер, образованный столкновением астероида с Землей;

— в горных породах мелового периода обнаружено высокое содержание иридия — крайне редкого на Земле элемента, но часто встречающегося в астероидах;

— в породах обнаружены слои сажи, образовавшиеся 65 миллионов лет назад”.


Забавное. Чтобы подтвердить известную легенду об основателях Рима братьях Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, в одном из заданий приводилась таблица с данными о составе молока женщины, коровы и волчицы.

Проанализировав их, надо было высказать свою точку зрения — могла ли произойти эта история на самом деле.




В решении подобных заданий помогает смысловое чтение. В научной литературе появился термин «стратегии смыслового чтения». Они понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

• различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

• распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

• собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения, направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Следует отметить, что, работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.

В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования

Одним из способов овладения навыками смыслового чтения является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Это технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:

 деятельностный характер образования

 личностная ориентация обучения

 востребованность результатов образования в жизни, их социализация

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.


Применение метода «ведение диалога с текстом».


Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.

Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций: 1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов; 2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста; 3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем.



Любая осмысленная работа с текстом формирует человека и позволяет ему (а в нашем случае ученику) оценить себя. Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научиться эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться».


Работа по ФГОС предполагает переход от традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию.


Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания?

от

переход

к

Традиционных письменных работ

 

Творческим, исследовательским работам, тестам

Неявных критериев оценивания

 

Четким и прозрачным критериям оценивания

Оценивания учителем

 

Оцениванию при участии учащихся

Конкуренции

 

Сотрудничеству, сотворчеству

Оценки результата

 

Оцениванию процесса

Оценивания знаний

 

Оцениванию понимания, интерпретации, анализа и синтеза

Значимости и важности оценки

 

Значимости учения

Итогового, суммарного оценивания

 

Развивающему



Формирующее оценивание - это оценивание, которое нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Одна из целей образования заключается в развитии у школьников умений учиться самостоятельно, работать в команде. Оценивание умений работать самостоятельно и сотрудничать помогает ученикам более эффективно планировать и реализовывать проект без принуждения. Ученики должны быть способны работать и в группе, и самостоятельно, чтобы определить и использовать большое разнообразие ресурсов и инструментов, учитывая соответствующие риски и учась на своих ошибках.

Уже в адаптационный период у первоклассников, учителя и родителей встает вопрос об оценивании учебных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения. Так как система оценивания по-прежнему очень актуальна, в настоящий момент каждый учитель имеет возможность выбрать свою шкалу оценивания успехов учеников в классе уже на первой ступени обучения.

Для того чтобы отметка стала понятной и важной оценкой для школьника и его родителей, необходимо, чтобы ученик предварительно сам овладел способами самоконтроля и самооценки, что является одной из основных задач развивающего обучения.

Учитель должен принципиально изменить процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки в руки самого ребенка.

Для того чтобы овладеть оценочной самостоятельностью, ребенок должен на каждом этапе урока знать что он делает и для чего он это делает.

Одним из важных условий формирования необходимости самоконтроля служит выделение способов пооперационного контроля.


В ФГОС (федеральном государственном образовательном стандарте), отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.


Уровни сформированности навыка смыслового чтения

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

-содержать материал, знакомый учащимся;

-исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;

-иметь соответствующую возрасту структуру


Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического характера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).


Навык грамотной устной речи:

-пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);

-пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);

-самостоятельный пересказ текста (2 балла).


Умение работать со "свернутой" информацией:

-обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 баллов);

- видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);

- умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схеме (2 балла).



Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи школьных предметов.

Стратегия чтения: план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «читатель – текст» (диалог с текстом).


Встраивание программы к образовательную деятельность ОУ происходит за счет объединений всего педагогического коллектива школы и его социальных партнеров (заинтересованных участников). Реализация программы требует разработки общих для всех педагогов и библиотекарей школы подходов к работе с учащимися и распределения сферы ответственности между педагогами и родителями.


"Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки,

то ученик научится не только фиксировать трудность,

но и анализировать её причину: от фиксации самого факта незнания

или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание

преодолеть"   (Г.А. Цукерман)                                                                 





Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!

На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!

Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.

Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением школьной дисциплины.

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.

Больше всего дети утомляются в бездействии.

Почаще ставьте себя на место ребенка.

Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!