СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формообразование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о формообразовании. формообразующие морфемы.

Просмотр содержимого документа
«Формообразование»

Основным средством формообразования в современном русском языке является  окончание. Пример: родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п. Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов. Пример: стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени) Менее продуктивным способом формообразования является  аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов. Пример: читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д. Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы). Пример: идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени) При формообразовании возможно чередование в корне слова.

Основным средством формообразования в современном русском языке является  окончание.

Пример:

родина (им. п.), родины (род. п.), родине (дат. п.); красивый (им. п., м. р.), красивого (род. п., м. или ср. р.), красивая (им. п., ж. р.); пишу (1-е л., ед. ч.), пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.) и т. п.

Формы слов могут образовываться также при помощи формообразующих суффиксов.

Пример:

стоять (инф.) — стоял (прош. вр., м. р., ед. ч.), стоя (дееприч. несов. в.); новый (исходная форма: им. п., ед. ч., м. р.) — новее (простая форма сравнительной степени)

Менее продуктивным способом формообразования является  аналитический способ, т. е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов.

Пример:

читать — буду читать (будущее сложное время), читал — читал бы (сослагательное наклонение), простой — более простой (сложная форма сравнительной степени) и т. д.

Иногда формы слова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы).

Пример:

идти — шел (прош. вр.); плохой — хуже (простая форма сравнительной степени)

При формообразовании возможно чередование в корне слова.

 Пример:  собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)  Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.  Пример: окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.

Пример:

собирать (несов. в.) — собрать (сов. в.)

Для различения форм одного и того же слова может использоваться ударение.

Пример:

окна (мн. ч., им. п.) —у окна (ед. ч., род. п.

Выбери правильный термин и дополни определения.   1. Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки называется…………………    2. Слова, образованные от одного корня, называются…………………    3. Образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову называется  Выбери соответствующий термин…………………………………..   4 Образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов называется ……………………………………………………………..   5. Для образования следующих форм слова: «плохой — хуже» используется… ……………………………………………………… .    6. Для образования следующих форм слова: «пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.)» используется ………………………………………………………. 

Выбери правильный термин и дополни определения.

 

1. Способ словообразования, при котором новое слово образуется путём присоединения к имеющемуся слову приставки называется………………… 

 

2. Слова, образованные от одного корня, называются………………… 

 

3. Образование новых слов путем присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову называется 

Выбери соответствующий термин…………………………………..

 

4 Образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов называется ……………………………………………………………..

 

5. Для образования следующих форм слова: «плохой — хуже» используется…

………………………………………………………

 

6. Для образования следующих форм слова: «пишешь (2-е л., ед. ч.), пишут (3-е л., мн. ч.)» используется ………………………………………………………. 

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?   1.Слово  безрезультатный   образовано… ………………способом.   2. Слово  беспринципный образовано………… ………………способом.   3. Слово  сверхточный образовано ……………………………..способом.

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

 

1.Слово  безрезультатный   образовано… ………………способом.

 

2. Слово  беспринципный образовано………… ………………способом.

 

3. Слово  сверхточный образовано ……………………………..способом.

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?   1. подоконник образовано от слова………………………….. способом……………………     2. сливовый образовано от слова…………………………………………….. способом………………………………………………     3. подстаканник образовано от слова……………………………………… способом……………………………………………..

Каким способом и от какого слова образованы эти лексемы?

 

1. подоконник образовано от

слова………………………….. способом……………………

 

 

2. сливовый образовано от слова……………………………………………..

способом………………………………………………

 

 

3. подстаканник образовано от слова………………………………………

способом……………………………………………..

Заполни таблицу данными словами.   зам, фляга, нелюдимый, универмаг   Слово образовано с помощью: аффиксации сложения усечения основы обратного словообразования

Заполни таблицу данными словами.

  зам, фляга, нелюдимый, универмаг

  Слово образовано с помощью:

аффиксации

сложения

усечения основы

обратного словообразования

Образуй указанную форму слова, определи способ словообразования.   1. Начальная форма: вышивать, форма будущего сложного времени: . Образуется при помощи: .   2. Начальная форма: умный, простая форма сравнительной степени: . Образуется при помощи: .   3. Начальная форма: удивлять, форма прош. вр., м. р., ед. ч.: . Образуется при помощи: .

Образуй указанную форму слова, определи способ словообразования.

 

1. Начальная форма: вышивать,

форма будущего сложного времени: .

Образуется при помощи: .

 

2. Начальная форма: умный,

простая форма сравнительной степени: .

Образуется при помощи: .

 

3. Начальная форма: удивлять,

форма прош. вр., м. р., ед. ч.: .

Образуется при помощи: .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!