Просмотр содержимого документа
«Формы эффективного взаимодействия семьи и школы»
МБОУ «Краснокамская адаптивная школа-интернат»
Формы эффективного взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся.
Заседание ШМО Классных руководителей
Учитель начальных классов Фаталиева А.М.
Актуальность проблемы сохранения здоровья учащихся.
Негативные тенденции последних лет, на которые указывают исследования. В образовательных учреждениях РФ обучаются 13,62 миллиона детей, среди обучающих,
число абсолютно здоровых детей не превышает 10-12 %, констатируется стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни.
Нормативно-правовая база, регламентирующая и обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей.
- Закон РФ «Об образовании» ст.51 и ст.18;
- Федеральный закон Российской Федерации
- «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
- «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»,
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»;
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
- Постановление правительства РФ об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодёжи;
- Семейный кодекс Российской Федерации Статья 63.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Схема взаимодействия школы и семьи по формированию ЗОЖ учащихся.
Условия направленного взаимодействия школы и семьи по формированию ЗОЖ учащихся:
- Доверительные отношения между педагогами и родителями.
- Вооружение семьи знаниями и умениями по вопросам укрепления и сохранения здоровья.
Родителям необходимо знать показатели эффективности воспитания ЗОЖ учащихся
- Комфортность пребывания в школе, социально-психологический климат.
- Профилактика заболеваемости:
• Расписание
• Посещение спортивных секций
• Пропаганда здорового образа жизни
• Физкультурно-оздоровительная работа
- Положительная динамика физического состояния ребенка;
- Организация питания.
Направления совместной работы
- Социально – педагогическая диагностика (изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; отношение родителей к проблеме здоровьесбережения) .
- Валеологическое просвещение родителей (знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка; обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления).
3. Организация совместного досуга семьи и школы (спортивные праздники, встречи с интересными людьми, вернисажи, совместные проекты, выпуск семейных газет, походы, экскурсии).
4. Профилактика семейного неблагополучия (патронаж семей, индивидуальные консультации, беседы, работа родительского комитета).
Темы родительских собраний:
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья школьников.
- Основы здорового питания.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
- Формирование у детей навыков личной гигиены.
Памятка для родителей
- Памятка № 1 для родителей.
- “ Основные требования к организации учебной деятельности ребенка”;
- НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Памятка для родителей
Памятка №2 “Рекомендуемый режим дня школьника”
Примерный вариант режима дня
Время
Подъем
7.15
Зарядка, умывание, уборка постели
7.15 – 7.30
Завтрак
7.30 – 8.00
Дорога в школу
8.00 – 8.30
Занятия в школе
9.00 – 14.05
Прогулка на свежем воздухе
Полдник, отдых, помощь по дому
14.05 – 15.30
15.30 – 16.00
Приготовление уроков
16.00 – 17.00
Свободное время
17.00 – 19.00
Ужин
19.00 – 19.30
Свободное время
19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30 – 21.00
Памятка для родителей
- Памятка № 3
- “ Приемы реабилитации умственной работоспособности дома”.
- Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства.
- Включать веселую и ритмичную музыку.
- Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
- Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
- Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
- Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
- Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
- Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка для родителей
- Памятка №4: “Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий”.
- Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
- На раз поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – вниз, на четыре – смотреть прямо (повторить 8 раз);
- На раз – смотреть на переносицу, на два – прямо (повторить 8 раз);
- На раз смотреть влево, на два – прямо, на три – смотреть вправо, на четыре – смотреть перед собой (повторить 8 раз);
- Круговые обороты глазами – 4 раза – вправо, 4 раза – влево;
- Широко открыть глаза, а потом плотно закрыть (повторить 5 раз).
- Упражнение – массаж для глаз:
- Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое исходит от ладоней (1 – 2 минуты).
Анкета «Фотография дня»
Анкета «Осведомленность родителей»
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, созданию традиций семейного физического воспитания.