СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика работы с учащимися ОВЗ на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории»»









Формы и методы работы с детьми

с ОВЗ на уроках истории



















Выполнила учитель первой квалификационной категории

Духанина Светлана Анатольевна













«Формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках истории»

В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерно увеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении по различным причинам.

Актуальность. Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не

справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус и т.п.

Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни, и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ, обучаясь в классе со здоровыми детьми, требуют особенного отношения и внимания, но при этом педагог не должен показывать особого отношения к данным детям, не должен замедляться темп урока. Кроме того, дети без ограничений по здоровью также должны получать достаточное внимание педагога.

Цель моей работы: помочь учащимся расширить кругозор, понимать то, что происходит в окружающем их мире, формировать свое отношение к различным событиям, социализировать в обществе.

Задачи: - стимулировать познавательную активность; - повысить самооценку; - оптимизировать условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках.

Для того чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроке я применяю следующие приемы:

  1. Просмотр видеосюжетов, на определенную тему (например, портреты исторических личностей определенной эпохи). После просмотра видеосюжета, происходит беседа с учащимися, в результате которой формулируются тема и цель урока.

  2. Так же эффективна работа с плакатами и карикатурами. Урок можно начать с рассмотрения изображения, и обсуждения значимости тех или иных предметов, слов и т. д., что также наводит на тему и цель урока.

  3. Для активизации деятельности по изучению темы на уроках истории я часто используется работу с таблицами.

  4. Также применяю исторические диктанты.

  5. Ассоциации. На экран выводится термин, исторический герой и учащиеся класса должны записать в тетрадь как можно больше ассоциаций. При проверке задания важно, что б ученики не повторялись в «ассоциациях» и при этом комментировали свой ответ.

Таким образом, можно успешно закрепить пройденный материал как по отдельно теме, так и по изученному разделу, а так же активизировать познавательные процессы у учащихся с ОВЗ.

  1. Криптограмма или шифротекст.

7. В конце каждого урока важно осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была для него полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен к происходящему. Учащиеся, высказываясь, учатся объективно оценивать свои знания.

Остановимся на некоторых из них.

  1. Работа с таблицами. Для детей с ОВЗ достаточно сложно систематизировать материал, вписывать информацию в нужную строчку или колонку. Некоторые дети (например, с ДЦП) испытывают большие трудности при написании даже небольшого текста. Поэтому для таких детей, можно предложить таблицы с пропусками. Или уже готовые, заполненные таблицы, разрезанные на части. Ученику предлагается разложить части таблицы на парте или вклеить их в таблицу.

  2. Этап проверки знаний так же очень важен. Дети с ОВЗ очень часто не уверены в себе или уверены в том, что у них ничего не получится и считают, что даже не стоит начинать выполнять задание. Большой объём информации в учебнике, который нужно прочитать и усвоить, пугает их. Так же, как говорилось выше, дети с ОВЗ очень медленно пишут или не могут писать вообще. Для упрощения данной задачи я применяю исторические диктанты.

  3. Криптограмма дает возможность развивать логическое, образное мышление и внимание.

Я предлагаю Вам, выполнить задания с использование криптограммы.

(Приложение 1) Инструкция: Вы должны разгадать кодовые значения цифр (каждая цифра – буква). Разгадав значения цифр, нужно подставить буквы во вторую часть, расшифровывать и прочитать текст.

В работе есть небольшие подсказки: некоторые буквы не зашифрованы (они встречаются в тексте в единичных случаях), термины для первой части я брала не самые трудные, так как это не зачет, а форма проверки и элементарных знаний, способствующая привлечению интереса к предмету.

Использовать криптограмму можно на любом уроке любого предмета, как в ходе проверки домашнего задания, так и в ходе изучения нового материала или на повторительно-обобщающих уроках. Это задание включено в межрегиональную олимпиаду для детей с ОВЗ.

За два года наша школа выпустила 8 учащихся с ОВЗ. Стоит заметить, что все поступили в учебные заведения – училище, техникум и продолжают успешно учиться.

Школа призвана средствами образования обеспечить активное участие каждого выпускника в жизни общества, помочь ему в социальной адаптации, обеспечить достаточный уровень качества жизни.

















Приложение 1.

Итоговая работа по истории России

6 класс

Инструкция:

Вы должны разгадать кодовые значения цифр (каждая цифра – буква). Разгадав значения цифр, нужно подставить буквы во вторую часть, расшифровывать и прочитать текст.

I. Ответив на вопросы, вы узнаете номер каждой буквы.

10

1

3

11

12


6

16

4

16






ь





1) Представитель основной группы населения Руси.



20

1

2

14

16

7

4








2).Народное прозвище Ивана IV.


3)Как назывался первый сборник законов Руси.

1

8

11

11

10

5

6


13

1

5

9

17

5















10

2

15


21

8

20

5




Ь





4) Защитная рубаха воина.



18

5

12

7

4






5) Татаро-монгольский хан, напавший на Русь.


6) Князь, под предводительством которого наше войско победило татар в Куликовской битве.


17

9

4

12

1

4

4


17

2

16

11

10

2

4
















II. Расшифруйте текст, вставляя вместо цифр буквы.



1. 2. 11. 11. 4. 6.! 9. 14. 15. 7. 3. 17. 16. 4. 18. 5. 12. 7. 6.,

__________________________________________________________________________________

10. 12. 2., 10. 12. 2. 19. 2. 16. 20. 2. 15. Ь. 11. 10. 2. 19. 8. 13. 2. 12. 2. 13. 8.

__________________________________________________________________________________

9. 2. 14. 9. 3. 15. 13. 15. 2. 12. 4. 16. 8. , 10. 5. 10. 16. 3. 12. 7.?

__________________________________________________________________________________

21. Ь. 6. , 9. 16. 5. 13. 1. 6. Ж. 3. 16. 16. 2. 4. 9. 2. 15. 3., 9. 7. 6.,

__________________________________________________________________________________

14. 5. 13. 15. 5. 12. 8. 1. 5. 18. 11. 12. 9., 11. 13. 5. 11. 15. 5. 3. 9. 1. 2. 13. 8.

__________________________________________________________________________________

2. 12. 21. 4. 16. 20. 4. 11. Х. 5. 16. 2. 9. 2. 4. 13. 6. 12. 7?

__________________________________________________________________________________