СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребенка к чтению в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В статье представлены формы и методы, стимулирующие интерес ребенка к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребенка к чтению в семье.»

ТЕМА: Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребенка к чтению в семье.


Учитель начальных классов: Федорова Е.Ю.


«Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя»

В. А. Сухомлинский


«Читают родители - читает ребёнок»- эту аксиому должны знать ВСЕ.

Во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию семейного чтения. Что же такое семейное чтение?
Семейное чтение - это познавательный процесс, которым управляют родители. Данный процесс основан на двух важнейших принципах - активности и самостоятельности познавательной деятельности ребенка. Родители лишь направляют деятельность ребенка, поддерживают его.

В чем важность совместного чтения?

5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей:

  • Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения;

  • Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи;

  • Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов;

  • Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения;

  • Ребенок может спросить взрослого о непонятных местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей.



Семейное чтение - одно из средств духовно - нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов.

Виды семейного чтения

Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:

- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;

- ярко и выразительно подавать материал;

- следить за реакцией ребенка;

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого.

Что же дает семейное чтение вслух?:

- чтение ребенку вслух развивает язык, память, воображение, учит мыслить;

- выстраивает речь между родителем и ребенком;

- чтение в раннем возрасте будит в ребенке интерес к миру и помогает понимать себя и окружающих;

- чтение вслух подросткам помогает им преодолеть многие проблемы, свойственные этому возрасту, в том числе отчуждение от родителей.


Научные исследования подтверждают, что семейное чтение вслух:

- учит конкретно мыслить, обогащает словарный запас, который делает речь ребенка более образной и живой;

- строим мощную связь между родителями и ребенком;

- учит ребят моральным нормам поведения в семье, школе, в общении со сверстниками;

- расширяет кругозор ребенка, повышает его эрудицию, облегчает обучение в школе.



Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?

- Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше;

- Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная;

- Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память;

- Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания;

Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением.  Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит.


Правильная организация семейного чтения

Время

 Традиционно для совместного чтения мы выбираем вечера. Ведь вечер – время, когда лучше всего слушается и сочиняется. Важно, чтоб малыш успел немного поиграть перед тем, как усаживаться за книгу, а после чтения выпить чаю и подумать о прочитанном. А самым маленьким слушателям полезно читать сказки перед сном, в качестве колыбельных.

 Периодичность

 Ребенок приобщается к книге постепенно, сначала просто листая странички, потом – слушая маму, а после – читая самостоятельно. Не стоит заставлять ребенка каждый вечер усаживаться за чтение, если он в это время хочет поиграть. Читая по нескольку раз в неделю, вы поймете, как часто это нужно делать. Но важно соблюдать периодичность, отводить для чтения определенные дни, и тогда эта практика будет эффективной, превратится в своеобразный приятный ритуал.

 Выбор литературы

 Важно подобрать интересные, полезные и познавательные книги, в зависимости от возраста и темперамента малыша. Некоторые из них вы будете перечитывать по нескольку раз, они станут любимыми. Выбор любимой книги – эмоциональное решение ребенка, и она может бать самой неожиданной. Постарайтесь понять, что именно в книге привлекло малыша, и вы узнаете больше о его предпочтениях и мотивациях. Часто современные дети выбирают в любимые книги о мультфильмах, так они еще теснее сживаются с любимыми героями. Чтение подобных книг можно дополнить просмотром самих мультфильмов и дальнейшим их обсуждением.

Выбор книг для детского чтения

Какие же книги читать?

- Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные;

- Истории про сказочных животных, про реальных животных;

- Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п.;

- Про детей, попавших в сказочный мир;

- Про детей в реальной жизни;

- Книги познавательного характера, обязательно красочные;

- Любимые книги вашего детства;


 Диалог

 Условно, семейное чтение можно разделить на чтение мамой малышу, чтение вместе и самостоятельное чтение. Но не стоит забывать, что это прежде всего диалог и сотворчество: задавайте малышу вопросы, придумывайте продолжение историй. Вы можете провести беседу с ребенком после прочтения книги:

1.Понравилась ли тебе книга?

2.С кем из героев ты хотел бы дружить?

3.Кому хотел бы помочь и почему?

4.Запомнил, ли кто автор книги?

5.Какие книги этого автора читали раньше?

6.Попросите пересказать самый интересный и запомнившийся момент.

7.Рассмотрите вместе с ребенком обложку.



Методы и формы работы, стимулирующие развитие интереса ребенка к чтению в семье.

Словесные:

- чтение художественных произведений;

- беседы по прочитанному;

- вопросы к детям по содержанию произведений;

- заучивание наизусть;

- пересказ произведений;

- выразительное чтение.

Практические:

- игры-драматизации;

- дидактические игры;

- элементы инсценирования;

- изображение прочитанного (рисование, лепка, аппликация);


Наглядные:

- показ иллюстраций, картинок, игрушек;

- просмотр видеороликов, фильмов;

- моделирование, схемы;


Виды работ по чтению, которые можно использовать дома:

1.Чтение перед сном.

2.Чтение на время. Самозамер скорости чтения. Результат записывается. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

3.Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

4.Чтение «Спотыкаясь о камушки». Задача – при чтении обращать внимание на знаки препинания (камушки). Можно превратить в игру.

5.Жужжащее чтение.



Алгоритм семейного чтения.

1.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

2.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и

инициалы автора, название книги.

3.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

4.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

5.После прочтения спросите ребенка, понравилось ли ему прочитанное, чем.

6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга.

8.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть

отрывок, если это стихотворение.

9.«Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?» - спросите ребенка.


Рекомендации для родителей по развитию интереса ребенка к чтению в семье.


Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы и пожелания.


1.Прививайте детям интерес к чтению с самого детства.

2.Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3.Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5.Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной им книги.

6.Вспоминая с ребенком ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

7.Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги.

8.Покупайте по возможности книги, полюбившихся ребенку авторов.

9.Воспитывайте бережное отношение к книге.

10.Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями.


Семейное чтение имеет важное, благотворное значение в семейном воспитании. Ведь именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, а совместное чтение – это составляющая семейного воспитания. 


«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему».


- Только в семье формируется стойкий интерес к чтению. Только вы, дорогие мамы и папы, сможете помочь своим детям в воспитании любви и интереса к книге, потребности в чтении.