Сандықтау ауданының Білім бөлімі
«КаменСкаЯ орта мектебі» Мемлекеттік мекемесі
Государственное учреждение «Каменская средняя школа»
Отдела образования Сандыктауского района
Формы и методы проверок домашнего задания
Подготовила учитель математики Жуковская Н.И.
2015г.
Формы и методы проверок домашнего задания
У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова:
«Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником».
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. От способов и приёмов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Контролировать усвоение изучаемого материала необходимо с проверки выполнения домашних заданий.
Необходимо помнить о том, что домашнее задание важный этап учебной деятельности, которому нужно уделять серьезное внимание.
Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла.
Устный опрос.
Наиболее распространённым методом контроля является устный опрос, который может быть фронтальным, индивидуальным, комбинированным. Практически на каждом уроке можно использовать фронтальный опрос. Достоинство этого метода в том, что можно в активную деятельность вовлечь большую часть класса. При этом вопросы и ответы имеют лаконичную форму. Как правило, это формулировки теорем, определений, формулы. Прибегнув к фронтальному опросу, можно быстро проверить теоретические знания учащихся, определить готовность класса к изучению новой темы. Фронтальный опрос целесообразно проводить в начале урока.
Фронтальный опрос можно проводить в форме разминки, устного опроса знания определений, таблицы умножения, устного счёта, знания таблицы квадратов чисел, тригонометрических значений острого угла и т.д.
Практически оправданным является устная «работа в парах». Учащиеся в парах делятся на «учеников» и «учителей». Вопрос всему классу задаю я сама. Затем «учителя» заслушивают ответы «учеников» и оценивают, выставляя знаки «+» - верно, « - » - не верно, «*» - неточно.
Цель такого опроса – формировать навыки говорения, умения слушать, умения оценивать. В ходе такого опроса идёт подготовка к восприятию нового материала.
Письменный опрос.
Одним из важнейших методов контроля является письменный опрос. Письменные работы могут быть кратковременные (7-15 мин.) и более длительные. Данный метод даёт возможность определить уровень подготовки учащихся на всех этапах изучения темы, позволяет определить направления индивидуальной работы. Письменные работы могут быть по содержанию и по форме самыми разнообразными: диктанты, ответы на вопросы, решение примеров и задач, построение графиков.
После оценивания письменной работы необходимо провести анализ результатов, выявить типичные ошибки для дальнейшей работы.
Самопроверка
Учащиеся записывают по памяти, выученный дома материал, затем сами проверяют по учебнику. Такая форма работы формирует внимание, орфографическую зоркость. Но этот вид проверки домашнего задания мало эффективен.
Взаимопроверка
Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. При взаимопроверке учащимся необходимо представить образец проверяемого задания.
Проверка задания консультантами.
Чтобы сэкономить время на уроке, проверку небольших письменных работ можно предоставить консультантам. Предварительно учитель проверяет работу у консультантов и убеждается в понимании ими выполнения работы. Затем консультанты проверяют работы остальных учеников и выставляют предварительные оценки. Такую проверку можно применять, например, при усвоении тем на действия с положительными и отрицательными числами. Итоговую оценку за проверочную работу выставляет сам учитель.
Выборочный контроль – учитель выбирает сам кого из учащихся необходимо прослушать или проверить выполнение письменного задания.
Такая работа может быть организована по-разному. Учащихся можно пригласить к доске и дать задание по аналогии с домашним. Можно использовать карточки, перфокарты, другой различный материал.
Комбинированный, уплотнённый опрос.
При таком виде опроса обычно письменный опрос сочетается с устным опросом. Пока одни работают у доски по карточкам, другие отвечают на вопросы (фронтальный опрос) и наоборот – один отвечает устно, а остальные выполняют работу самостоятельно.
Стандартизированный или тестовый контроль.
Этот вид контроля даёт возможность при незначительном затрате времени проверить большой объём материала. Задания тестов позволяют быстро и эффективно оценить правильность выполнения задания в течение одного урока. Время, отводимое на проведение теста, определяется учителем в зависимости от объема теста и от состава класса. Большинство тестов составлены так, что вероятность угадывания ответа невелика. Важно, что при проведении теста есть возможность быстрой отработки допущенных ошибок.
Некоторые приемы совершенствования традиционных форм
контроля
Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания.
Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах.
Самостоятельная работа дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали
теоретический материал, но и умели применять его в решении задач и
упражнений, обладали бы рядом навыков (н-р, вычислительными ), умениями
преобразовывать выражения. Эти умения и навыки могут быть по
настоящему проверены только в письменной работе.
Проверить качественное выполнение домашнего задания можно путём самостоятельного выполнения аналогичных заданий на уроке.
Контрольная работа по математике проводится с целью определения
конечного результата в обучении, умения применять знания для решения
задач определенного типа, изучаемых в данной теме.
Важно, чтобы нормы оценок были известны учащимся заранее. Это
готовит учеников к работе, приучает планировать свою деятельность,
повышает ответственность за результат.
Заданий должно быть в контрольной работе столько, на сколько возможно определить уровень познания ученика, т.е. дифференцированные задания. Н-р, выполнение первых трёх заданий оценивается тремя баллами, выполнение четырёх заданий – оценивается в 4 балла и выполнение пяти заданий оценивается 5 баллами. Задания не должны быть однотипными и должны соответствовать теме проверочной работы.
На заметку учителю
Выполнение домашнего задания будет результативным, если:
Ученик будет чётко знать алгоритм действий при выполнении предложенного задания.
Задание будет соответствовать возрастным особенностям, интересам и индивидуальным способностям ученика.
Определены сроки выполнения домашнего задания.
Определён алгоритм оценивания выполняемого задания.