СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Функции классного руководителя разнообразны: работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы".»

Из опыта работы учителя-дефектолога МБОУ «Приваленской СОШ» Милькиной О.В.

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию доклад на тему:

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями обучающихся

с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы".

(слайд 1,2,3)

В качестве эпиграфа к докладу мною выбрана простая, короткая, но емкая фраза Василия Александровича Сухомлинского:

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.

(слайд 4)

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

(слайд 5,6)

Функции классного руководителя разнообразны: работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский.

(слайд 7)

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:

  • способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

  • созданию комфортных условий для ребенка в семье,

  • а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

(слайд 8,9)

Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся с ОВЗ:

  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

  • Оптимизация детско-родительских отношений

  • Поддержка и повышение социального статуса семей

  • Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

  • Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

(слайд 10)

Специфические обязанности по отношению к родителям:

  • вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;

  • поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с УО;

  • важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.

(слайд 11,12)

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

(слайд 13)

Основные направления сотрудничества классного руководителя с родителями психолого-педагогическое просвещение родителей (конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания и другие). Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса). Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе Совета Учреждения, участие родителей класса в работе родительского комитета; участие в работе общественного совета содействия семье и школе). (слайд 14,15 )

Индивидуальные формы взаимодействия:

Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося. (слайд 16)



Приглашение. Родители приглашаются в том случае, когда

-надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным

материалом, который ему долго не давался.

-Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость.

-Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

(слайд 17)

Консультации проводятся для того, чтобы:

-Преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.

-Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

-Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.

-В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

(слайд 18)

Переписка с родителями.

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.

  • Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

  • Главное условие перепискидоброжелательный тон, радость общения.

  • Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

(слайд 19)

Анкетирование. Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября. Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. (слайд 20,21)

Групповые и коллективные формы:



Практикумы - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. (слайд 22)



Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе. В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр. (слайд 23)



Родительское собрание одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого- педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. (слайд 24)

На классных родительских собраниях обсуждаются: задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы, обсуждаются совместные выезды и мероприятия. (слайд 25-35)


















Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.

ВАЖНО: понимать, что жизнь не останавливается с рождением особого ребенка - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. Верить, что даже самый безнадежный малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.

(слайд 36)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!