СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и способы организации учебной работы по формированию метапредметных умений работы с различными источниками информации (карты)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад по работе с картой

Просмотр содержимого документа
«Формы и способы организации учебной работы по формированию метапредметных умений работы с различными источниками информации (карты)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района

Сныткинская средняя общеобразовательная школа

242311, Брянская область, Брасовский район, д. Сныткино, ул. Школьная, д. 23











Формы и способы организации учебной работы по формированию метапредметных умений работы с различными источниками информации (карты)









Подготовил учитель общественных

дисциплин Сидоренков А. А.



















СНЫТКИНО

2017










ПЛАН






  1. Обоснование необходимости, актуальность формирования умений работы с различными источниками информации

  2. Метапредметные результаты деятельности

  3. Понятие метапредметности.

  4. Общая характеристика исторических карт

  5. Основные картографические умения, знания и навыки учащихся

  6. Работа с исторической картой

  7. Как же правильно пользоваться картой?

  8. Памятка по работе с исторической картой

  9. Приложение






















Основная идея — переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

Достижение цели планируется через использование технологии критического мышления, которая лежит в основе деятельностного метода. Основу составляют способы овладения работы с большим количеством информации — стратегии чтения.

Реализация опыта будет способствовать росту познавательного интереса к предмету, положительной динамике в обучении, становлению личности школьников, развитию творческих и интеллектуальных способностей.

  1. Обоснование необходимости, актуальность формирования умений работы с различными источниками информации

В век интерактивных технологий и количество источников информации возросло многократно. Всем педагогам известна ситуации, когда мы понимаем основную мысль ребенка по обрывкам фраз, мимике, жестам. Особенно трудно бывает не определить, а грамотно сказать, где располагается искомый объект на географической карте, хотя бессловесный показ его местонахождения правилен. В чем причина? Ответ лежит на поверхности и на этот вопрос отвечают сами ученики «Мало читаем!!!», скудный словарный запас.

Не секрет, что дети забыли про книги. В мире цифровых технологий и у взрослых не всегда находится время на чтение художественной литературы. В ходе социологического опроса, проведенного гимназистами 6 класса, было выявлено:

73% родителей вообще не читают художественную литературу либо читают в определенный период (например, в отпуске), хотя на наличие библиотеки указали 60% учеников. Ситуацию со взрослыми легко решают аудиокниги, которые можно послушать в машине, автобусе, по дороге, чтобы каждую минутку тратить с пользой. Для школьников следует рассмотреть другую позицию.

Когда ребенок читает, он попадает в вымышленный мир литературы, истории, географии, но у книги есть хороший конкурент — компьютерная игра, где вымышленный мир более яркий, заманчивый со множествами эффектов. Вот в чем причина предпочтения компьютеру, а не книге…  Играя, ребенок видит, слышит героев, события, ему не надо домысливать, думать, а, читая книгу, он САМ представляет мир, что развивает воображение, мышление. Ребенок должен, соприкоснуться с энергетикой книги! У читающих детей отлично развита речь. А речь, как вы знаете, тесно связана с мышлением. Поэтому все таки — читать детям ОБЯЗАТЕЛЬНО!

В настоящее время происходит переосмысление социальной, экономической, политической и культурной роли чтения как в нашей стране, так и во всём мире. Я помню своё детство, которое было наполнено детской литературой. Произведения, стихотворения — это источники неоценимой информации, бесценных фактов истории и географии. Где происходит событие? Как выглядит поверхность после землетрясения? Какая она — Антарктида?

Траектория развития общества от постиндустриального к информационному, к обществу знаний и творчества невозможна без высокого уровня понимания и работы с текстом. Сегодня правильно понятая, осмысленная информация позволяет овладевать культурой предшествующих поколений, познавать и исследовать прошлый опыт, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки, совершать открытия.

Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции — основное требование Федерального государственного образовательного стандарта.

Возникает много вопросов: у педагогов недостаточно знаний по организации деятельности обучения стратегиям работы с текстом; не все школьники и родительский коллектив готовы серьёзно заняться формированием читательской грамотности; обилие интерактивных методов затрудняет перестройку сознания подрастающего поколения.

Исходя из выше перечисленных проблем, я разработала проект, который направлен на овладение стратегиями работы с текстом учащихся 5-11 классов на уроках географии и во внеурочной деятельности с целью овладения метапредметными умениями и навыками.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке образовательных достижений учащихся выделены три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные, предметные.

Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании.

Метапредметные результаты, согласно стандартам, включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Предметные результаты  включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Текущий контроль – основной вид мониторинга, позволяющий систематически получать информацию о динамике овладения учащимися метапредметными действиями и предметным содержанием.

Для успешной диагностики уровня метапредметных результатов необходимы вопросы и задания, позволяющие проверять сформированность универсальных учебных действий на предметном материале.

Работа с картой

Метапредметные умения

Личностные качества

Изучите легенду карты.

Найдите условные обозначение на карте

Работать в соответствии с поставленной задачей.

Выделять главное. Систематизировать, структурировать информацию. Представлять информацию

Коммуникативная компетентность

Используя карту атласа, продолжите предложение

используя доступные Вам источники информации.

Формулировать высказывание на заданную тему.

Переводить информацию из нетекстовой формы в текстовую

Коммуникативная компетентность

Составьте уточняющие вопросы

Оценивать информацию

Осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению







  1. Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные.

      Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися,  как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;

коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам. (Слайд 4)

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, нометапредметные и личностные результаты.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили  выбор данной темы : «Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности».

Целью  работы является изучение особенностей системы формированияметапредметных результатов на  ступени начального школьного образования.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач: (Слайд 4)

рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования

изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;

изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;

подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий. 

     Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:

Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

Развитие личности учащихся.

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:

1.Предметные результаты.

2.Личностные результаты:

- формирование мотивации учения;

- осознание возможностей самореализации;

- стремление к совершенствованию;

- формирование коммуникативной компетенции;

- формирование общекультурной и этнической идентичности;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

.Метапредметные результаты:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение четко определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

  1. Понятие метапредметности.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Стандарты второго поколения предусматривают преподавание метапредметов как отдельных дисциплин. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование. Контроль и коррекцию.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Основным объектом формирования метапредметных результатовслужит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

   Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);

формирование основ оптимистического восприятия

Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов:

Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и не персонифицированный

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

Метапредметные результаты. Уровни

1уровень

2 уровень

3 уровень



Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Приобретения  навыка саморегуляции Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников

Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание формирования метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

Формы работы по формированию базовых  коммуникативных компетенций

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

  1. Общая характеристика исторических карт

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно – знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III – I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях.

Исторические карты отличаются от географических рядом особенностей:

1) Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства.

2) Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов и т.д. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрелки; военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений – скрещенные мечи, пункты сосредоточения восставших – точки.[6]

Таким образом, историческая карта – это условно – графическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места, устанавливатьвлияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.

Так, с помощью карты ученики V класса усваивают, почему пашенное земледелие раньше возникло в странах Древнего Востока, почему в Афинском государстве очень рано получили развитие ремесла и мореплавание. В VII классе карта помогает ученикам понять, почему Москва стала экономическим, политическим и культурным центром Русского государства.

Сами исторические карты различаются по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обобщающие и тематические); по своему масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные)

Обобщающие (или, основные) карты, например «Русское государство в XV в.», отражают все важнейшие исторические события, и явления данного времени в определенных природных условиях. Тематические карты охватывают более узкий круг событий. Например, карта «Русско-японская война 1904 – 1905 гг.» показывает на определенной местности только те события, которые раскрывают причины, ход и результаты войны. На практике обобщающие и тематические карты используются в тесной связи, так как взаимно дополняют друг друга.

По мнению В.В. Шогана, исторические карты относятся к аналитическим средствам наглядности, так как они способствуют созданию образа – представления между субъектами истории в историческом явлении.

В.В. Шоган считает, что в преподавании истории используются следующие виды карт:

1) Настенная историческая карта. Это школьная карта в самом прямом смысле термина, так как используется только в школах или других учебных заведениях. Из-за своего размера она применяется в первую очередь в демонстрационных целях. Настенные карты обычно изображают относительно большое пространство, содержат сведения о довольно длительных исторических периодах и о различных аспектах исторического процесса. С дидактической точки зрения основное назначение настенной карты – способствовать проведению обзорных занятий (или обзорных элементов урока). Настенные карты могут содержать и дополнительные карты (карты-врезки), посвященные отдельным темам или каким-либо подробностям.

2) Карта в историческом атласе. Исторический атлас – это собрание расположенных по хронологическому принципу карт и карт-врезок, как обзорных, так и детализированных. В отличие от настенных карт атласы используются не только в школе. Школьные атласы, как и любые другие, играют роль справочных изданий. В некоторых исторических атласах наряду с картами содержатся картинки, таблицы, диаграммы, текстовая и хронологическая информация. Наряду с историческими атласами, карты которых посвящены основным событиям, начиная с древности и до наших дней, существуют и иные, предназначенные для школы и связанные с какой-то определенной темой.

3) Карта в учебнике. Она, в отличие от карты в атласе, является дополнением к тексту и другим элементам учебника. Поэтому карта содержит обычно не слишком обильную информацию и призвана иллюстрировать текст. Использование таких карт представляется целесообразным не только по причинам экономии, школьникам легче читать именно карты в учебнике.

4) Карта-диапозитив. Такие карты существуют и в составе серий диапозитивов (диафильмов), и отдельно. Проекция диапозитива на экране может заменить настенную карту. Если учитель демонстрирует карты в определенной последовательности, причем относительно быстро, возникает своеобразный динамичный «карто-фильм». Такой («мультимедийный») способ демонстрации часто используется в музеях и на выставках.

5) Самодельная карта, или карта-схема. Учителя занимаются изготовлением самодельных пособий не только от плохой жизни. Хорошо исполненные карты и схемы, будь то рисунок на доске или прозрачной пленке, ксерокопия или изображение на картоне, на плотной бумаге, восполняют упомянутые пробелы в существенном наборе картографических пособий лучше, чем любые карты массового изготовления, соответствуют способностям и знаниям отдельных учеников. Учителям необходимо заниматься самодельными картами, так как школьники должны научиться читать печатные карты.[11]

Кроме выше перечисленных видов школьных карт, профессор Свободного университета (Берлин) Вернер Фатке выделяет следующие:

6) Карта на пленке. Многие издательства на протяжении ряда лет изготовляют транспаранты (изображения на прозрачной пленке) для уроков истории. Если на пленке воспроизведена карта, то ее проекция на экране может заменить «старомодную» стенную карту. Недостаток карты-транспаранта состоит в том, что  такая карта не может долго висеть перед глазами учащихся. Зато транспаранты очень полезны при обучении школьников чтению карт.

7) Физическая карта в преподавании истории. Физическая карта не является картой исторической, однако о ней следует упомянуть, так как и сегодня, она нередко используется в качестве «заменителя» отсутствующего пособия. Если географическая карта содержит политическую информацию, относящуюся к современности или недавнему прошлому (например, обозначение границ), ее трудно использовать вместо исторической карты. Однако с помощью аппликаций современную карту можно приспособить к изучению необходимой темы. 

8) Карты в периодических изданиях и на телеэкране. Их также нельзя назвать школьными историческими картами. Тематика газетных карт и телекарт почти всегда связана с актуальными событиями, такие карты предназначены для массового читателя или зрителя, они очень наглядны и содержат незначительный объем информации – только самое существенное. За периодическое использование подобных карт говорит уже то, что они, будучи частью «внешкольной» жизни, скорее убедят подростков в необходимости освоить чтение карты.[

Таким образом, существует большое разнообразие исторических карт, которые могут быть использованы при изучении различных тем. Применение этих карт – залог более глубокого и основательного усвоения учащимися исторических знаний.

М.В. Короткова пишет о различных видах карт, использовавшихся в школах в конце 90-х годов. Она пишет, что в то время «школы располагали меньшим по объему и весьма некачественным картографическим материалом. Преобладали карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям. Лишь не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов и т.д.»

«Из трех основных типов исторических карт – общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно-художественные символы раскрываемых событий. Темами этих карт выступают войны и важнейшие события внутренней политики (например, реформация, опричнина, отмена крепостного права и др.).

 5. Основные картографические умения, знания и навыки учащихся

М.В. Короткова сообщает, - «формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники понимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций».

Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их провозглашение.

Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты.

Умение ориентироваться по карте включает в себя и умение пользоваться ее легендой.

Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом.[47]

М.Т. Студеникин также определяет картографические знания и умения, которые должны сформироваться у учеников в ходе работы с исторической картой:

1) «В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе»;

2) Необходимо дать понять детям, что «если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода»;

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила:

3) «Перед показом необходимо давать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события. При описании границ следует называть не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы». Так как, по Студеникину, «ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам»;

4) «реки надо показывать только по течению от истока до устья; города точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков»;

5) «Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте».[48]

Ворожейкина М.В. определяет основное содержание картографических знаний и умений учеников основной школы. Она определяет главный принцип работы с картой: «работа с картой должна вестись систематически, как при изучении нового материала на уроке, так и при его закреплении».


6.Работа с исторической картой требует не только знаний по истории, но и по географии, а также умения анализировать, сопоставлять. Следовательно историческая карта представляет для обучающихся сложную творческую и мыслительную деятельность.
Для начала определим что означает историческая карта. Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов (Студеникин М.Т.). Исходя из этого определения, следует отметить, что ключевым моментом в исторических картах является её географическая направленность, поэтому знания предметов окружающий мир (для младших школьников) и географии (для старших школьников) очень важны для работы с исторической картой.
Требования к уровню подготовки выпускников предполагает работу с исторической картой, в частности (цитируем только умения работы с исторической картой):

В результате изучения истории ученик должен
уметь:
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий и др.

К основным методическим условиям эффективной работы с историческими картами при изучении предмета относятся:

последовательное и систематическое использование исторических карт в изучении любого материала;

преемственность и поступательность изучения от простого к более сложному;

реализуя функции исторических карт -информационная, обучающая, развивающая, контрольная, следует строить контроль и систематизацию знаний по разделам;

обязательное использование карт при изучении нового и повторении изученного материала;

необходимое обращение к разным картам; настенным, настольным, электронным и др.
При работе с исторической картой, необходимо обращать внимание на географические ориентиры (моря, реки, материки и т.д.), а также на названия соседних стран и народов.
Обучающиеся должны самостоятельно определить местоположение, и даже нарисовать схематично либо в контурной карте, либо в тетради.
При обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение.

Словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:

название материка или его части, острова, района земного шара;

соотнесение его с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п.;

указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток и т.п.

Для обучающихся, которые впервые видят карту несколько полезных советов.
Распечатайте или купить контурные карты и учите, тренируйтесь. Вот главные советы!











7.Как же правильно пользоваться картой?


1. Займите удобное положение
2. Всегда помните, когда Вы обращаетесь к карте лицом, о север будет наверху, юг-внизу, соответственно запад-слева, восток-справа.
3. Важное значение имеют условные обозначения, их называют легендой карты. Обычно события и явления - границы и столицы, районы восстаний, направления главных ударов и места сражений и т.д. - изображаются на них похожими пометками.
4. Всегда внимательно изучайте схемы, таблицы, диаграммы, портреты, изображенные на карте.
5. Если Вы работаете с контурной картой, воспользуйтесь разноцветными карандашами, делайте условные обозначения.
6. На мелкомасштабных картах отдельные отметки делайте цифрами, включайте в условные обозначения.





8.Памятка по работе с исторической картой



1. Прочитайте название карты.
2. В легенде карты написаны условные обозначения, которые Вам помогут проанализировать события.
3. Анализ карты следует начинать с крупных и важных событий.

4. Обратите внимания на стрелки в карте, обычно ими обозначаются походы и военные действия.
5. Определите признаки государства, территорию и границы государства ( по названию городов, рек).
6. Рассмотрите деятельность человека, отображенную на карте (военные походы, торговые пути).
7. Ответьте на вопросы задания КИМов по ЕГЭ.













9.ПРИЛОЖЕНИЕ

Вариант 9. Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11.

В8. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный

на карте стрелками.

В9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

В10. Назовите цифру, которой обозначено место, куда названный полководец хотел перенести столицу своего государства.

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на

схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. После восточного похода киевского князя Хазария перестала

существовать как сильное государство.

  1. В ходе восточного похода была дотла разрушена крепость Дербент.

  2. В конце похода князь был убит половецкими ханами.

  3. После смерти этого князя на Руси произошла первая усобица.

  4. Именно этот князь ввёл на Руси практику назначения сыновей

наместниками-управителями в подвластных русских княжествах.

  1. Саркел был единственным городом, который не покорился

русским войскам в этом походе.

Вариант 11. Рассмотрите схему и выполните задания B 8 – B 11.

В8. Напишите название войны, которая обозначена на схеме стрелками.

В9. Напишите название крепости, обозначенной на схеме цифрой «4».

В10. Назовите цифру, которой обозначено место на схеме, где российский флот одержал блестящую победу на море, завершающую войну.

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Поводом к войне послужило требование одной из воюющих сторон

возвратить ей Крым.

  1. Незадолго до этой войны был создан Черноморский флот России.

  2. Знаменитый полководец М.И.Кутузов участвовал в сражениях этой войны.

  3. Именно под руководством М.И.Кутузова была взята крепость Кинбурн.

  4. Мирный договор был подписан в местечку Кючук-Кайнарджи.

  5. Россия получила право строить флот на Чёрном море.