СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" формы обучения "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма обучения – это устойчивая, завершенная организация процесса обучения в единстве всех его компонентов.

Просмотр содержимого документа
«" формы обучения "»

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Содержание материала:

Функции форм.

Общие формы обучения.

Внешние формы обучения.

Внутренние формы обучения


Если метод обучения – это способ, то форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения.

Форма обучения – это устойчивая, завершенная организация процесса обучения в единстве всех его компонентов.

Функции форм обучения:

  1. Организационная.

  2. Систематизирующая и структурирующая.

  3. Обучающая.

  4. Воспитательная.

  5. Развивающая.

  6. Психологическая.

Существует множество классификаций форм обучения по разным критериям. В.И. Андреев попытался сконструировать целостную трехмерную модель, систематизирующую различные формы обучения. Она образована тремя плоскостями:

  1. Общие формы обучения, касающиеся особенностей взаимодействия участников процесса обучения.

  2. Внешние формы обучения, касающиеся особенностей передачи учебного материала.

  3. Внутренние формы обучения, которые различаются по доминирующей цели обучения.


  1. Общие формы обучения.

    1. Индивидуальная (репетиторство, гувернерство, самообучение).

    2. Парная. Учитель руководит двумя учениками, выполняющими общее задание.

    3. Фронтальная. Учитель руководит всем классом одновременно. Это традиционная форма обучения, усредняющая учащихся, однако эффективная в условиях дефицита времени.

    4. Групповая. Учитель руководит группами учеников от 3 до 12 человек.

    5. Коллективная. Ориентирована на активное взаимообучение.

    6. Индивидуально-коллективная (семинар, конференция, олимпиада, экскурсия и др.)

Организация групповой работы.

Способы образования групп:

- на основе уже существующего размещения учащихся (как сидят);

- по предпочтению учителя;

- по предпочтению учащихся (либо по предпочтению избранных учителем лидеров групп);

- по выбору проблемы, которую необходимо решить.

Перед началом групповой работы необходимо провести инструктаж, раздать специальные памятки (например, с правилами «излагать мнение по часовой стрелке» или «не перебивать» или «не оценивать»). Учитель подготавливает задание, консультирует групповодов, выполняет функции координатора и катализатора. В конце занятия обязательно осуществляется рефлексия: что было сделано, как работали, каковы задачи на будущее.

Виды деятельности учебных групп:

  1. Подготовка выступления перед классом (доклад, демонстрация опыта и т.д.);

  2. Подготовка групп участников к взаимодействию друг с другом (придумывание конкурсов, вопросов и т.д.);

  3. «Мозговой штурм»;

  4. Выполнение длительного творческого задания (исследование объекта, конструирование прибора, разработка проекта, отчет об экскурсии и т.п.);

  5. Выполнение коллективной работы (например, рисование картины, составление коллажа и др.).


Преимущества групповой работы:

    1. Обратная связь в плане восприятия и накопления инструментальных навыков общения, сотрудничества;

    2. Широта мнений;

    3. Высокая активность;

    4. Повышение уверенности за счет эмоциональной поддержки, ощущения собственной ценности.