СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форсайт - сессия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические материалы по формированию информационной компетентности. Материал был представлен на ЕИД в рамках отчета базовой площадки школы.

Просмотр содержимого документа
«Форсайт - сессия»

Методический материал форсайт-сессии «Информационная компетентность: от идей к воплощению» разработан в рамках отчета базовой площадки МАОУ «Байкаловской СОШ»

профессионализм




Профессиональные

знания

Имею

Приобрету



Профессиональные

умения



Надпрофессиональные

навыки



Рекомендации

по доп.образованию



Тренд: Информационная компетентность

Характеристики_________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Проблема:______________________________________________________________

мотиватор

Плюсы

Минусы













деятельность





Основные действия





Инструментарий



взаимодействие




Уникальность:






Методический материал форсайт-сессии «Информационная компетентность: от идей к воплощению» разработан в рамках отчета базовой площадки МАОУ «Байкаловской СОШ»

профессионализм




Профессиональные

знания

  • знания в области ИК;

  • ориентацию в современных исследованиях по формированию ИК;

  • владение методиками (умение ориентироваться в разнообра­зии различных методов и приемов обучения);

  • использование современных педагоги­ческих технологий обучения.


Профессиональные

умения

Умение работать с ПК;

владение информационными технологиями;

функции: руководящая, контролирующая, ориентирующая, презентационная, пед.поддержки;

Надпрофессиональные

навыки

относящиеся  к  самому  человеку  как  личности,  субъекту  деятельности  и  общения;  к  взаимодействию  человека  и  социальной  сферы;  к  деятельности  человека. 


Рекомендации

по доп.образованию

Использование в системе доп.образования информационных технологий;

Тренд: Информационная компетентность

Характеристики: универсальные способы поиска, получения, обработки, представления трансформации , генерирования и передачи информации, обобщения, систематизации и превращения информации в знание, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Проблема: Что должна делать школа для формирования информационной компетентности?

Прогноз:

мотиватор

Польза и преимущества

Риски

Социально-адаптированная личность;

информационно-грамотная личность;

компьютерная зависимость;

несовершенство ТБ;











деятельность

Основные действия

информатизация образовательной деятельности;

обеспечение непрерывности, системности;

компетентностный подход; деятельностное обучение;

учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности; личностно-ориентированный характер;

Инструментарий

деятельность по решению учебных и практических задач;х;

информационные технологии;

мотивация: ценностное отношение к информации;

взаимодействие

учитель ученик ученик общество



ученик семья


Уникальность: Составленный прогноз – шаг в будущее, позволяющий выстроить модель формирования информационной компетентности



Уникальность:




«Сейчас –как раз то самое время,

когда настоящее прямо на наших глазах

превращается в будущее»

Айзек Азимов


ИЛИ


«Без материи ничего не существует, без энергии ничего не происходит, без информации ничего не имеет смысла»

Ф. Артерсон


В1. Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рада вас всех приветствовать на своём мастер-классе и надеемся на взаимное сотрудничество.

В2. В начале мастер-класса мы просим вас обратить внимание на нашу классную комнату.

Какие ассоциации у вас возникли? (ОТВЕЧАЮТ ГОСТИ)

Какой предмет привлек Ваше внимание.

Могут ли данные предметы быть источником информации? Да, действительно один казалось бы небольшой предмет может нам дать Море информации. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью.

И сегодня мы остановимся на некоторых аспектах формирования информационной компетентности.


В1.В условиях современного, социальные требования к системе общего образования предполагают формирование у учащихся таких качеств, как конструктивность, мобильность, динамизм, способность к самообучению и саморазвитию, к принятию решений в ситуациях выбора, к изменению сфер и способов своей деятельности на основе эффективного поиска и использования необходимой информации.

В2. В условиях разнообразия информационных ресурсов образования, необходимым компонентом качественного преподавания становится наличие информационных компетенций, как одного из главных условий успешности координации деятельности учителя в информационной среде школы.

В1.В исследованиях учёных формирование и развитие информационной компетентности личности в основном осуществляется средствами компьютерных технологий и, соответственно, содержание информационной компетентности определяется с позиций владения человеком информационно-коммуникационными технологиями


В2.Согласны ли Вы с тем, что учитель, работающий по ФГОС, должен сам в совершенстве обладать современными ключевыми компетенциями и понять, что, не изменяя себя, не планируя по – новому свою деятельность в преподавании предметов, он не может сказать, что реализует современные цели образования?

В1.Согласны ли Вы с тем, что раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира являются другие источники. Многие исследователи подчеркивают то, что резко возросла информированность детей. Соответственно изменилась и характеристика информационной компетенции?

А какие характеристики составляют основу ИК

СЛАЙД с характеристиками ИК


В2. Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

В современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательным трендам, фундаментом которых служит компетентностный подход, положенный в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

В1. Сначала разберемся, что такое тренд?

 Тренд – это некоторое направление или общая тенденция преимущественного движения и развития чего-то.

На слайде представлены Ключевые тренды в образовании

  • Люди хотят иметь возможность работать, учиться, узнавать что-то новое в любом месте и в любое время. Обучение выходит за рамки стен класса.

  • Образовательный процесс направлен на решение конкретных задач и включает в себя активное взаимодействие между участниками.

  • На сегодняшний день, спрос на индивидуальное обучение не поддерживается существующими технологиями в полной мере. Но все идет к тому, что студенты смогут выбирать наиболее интересные и актуальные для них курсы.

  • Восприятие ценности инновации растет.

  • Знание информационных технологии становится одним из ключевых навыков, используемых в каждой дисциплине и разных профессиях.


Образовательным трендом в нашем случае будет Информационной компетентности

СЛАЙД



В2.На сегодняшний день формирование информационной компетентности – одна из главных проблем начального образования. От того, как будет решена проблема информационной компетентности в практике работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем.

НА ДОСКЕ


В1.Проблема информационной компетентности все чаще анализируется на страницах научной литературы. Но нельзя не учитывать, что реалии и темпы развития информационного общества уже не позволяют отождествлять информационную компетентность с банальной компьютерной грамотностью.

В2.Коллеги, необходим гораздо более подробный и полный анализ этой проблемы, Нам бы хотелось услышать ваше мнение, а для этого приглашаем Вас на форсайт-сессию.

В1.Немного о том, что это такое Форсайт (foresight) - относительно новая методология. Этот термин получил широкое распространение несколько лет назад. Форсайт (foresight) включает в себя действия, ориентированные на 

  • мышление

  • обсуждение, очерчивание будущего

Форсайт-сессия – специальный формат коллективной умственной работы.

«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. 

Т.е. другими словами форсайт – это взгляд в будущее


СЛАЙД «Сейчас –как раз то самое время,

когда настоящее прямо на наших глазах

превращается в будущее»

Айзек Азимов


Цели форсайт-сессии: 

  1. Прогноз – получение достоверной «карты будущего»;

  2. Коммуникация – согласование основными заинтересованными сторонами, экспертами своих позиций;

  3. Образование – формирование единого «поля представлений » участников форсайтов (обучение со стороны экспертов и ведущих форсайта в совместной деятельности);

  4. Диагностика – определение качества представлений участников о будущем их предметной области, способности системно смотреть на варианты развития событий и определять ответы на возможные вызовы.









Объявление задания форсайт сессии.

Разработать модель развития информационно компетентности.

Мотиватор. Польза для общества, риски.

Деятельность: Основные действия, инструментарий (методики, оценка собственной деятельности, практ.деятельность)

Профессионализм: на сегодняшний день нет проф.стандартов, что значительно затрудняет определение ээфективности деятельности.


Представление прогноза группами.

Вывод после 1 группы:

Уважаемые коллеги, необходимо помнить о том, что существующие на данный момент риски, возникший дефицит, необходимо в будущем восполнить, устранить, т.е свою деятельность на этом прогнозе мы не заканчиваем, а ставим …


Вывод после 2 группы:


Вывод после 3 группы:



Мы спроектировали модель формирования информационной компетентности. Мы не утверждаем однозначно, что это будущее, может быть для кого-то озвученные на форсайте – это уже реальность.

Есть еще один путь решения проблемы, которую возможно решить…

ПРИТЧА

При взаимодействии.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!