Формирование представлений о литературе как искусстве слова в позициях «автора», «читателя-критика», «теоретика» | Повторение материала, изученного во 2 классе. Жанр как особая содержательная форма. Малые жанры устного народного творчества: считалка, потешка, скороговорка, загадка, небылица, по- басенка. Структура жанра: картина жизни и языковые средства её выражения (сравнение, метафора, звуковой рисунок, ритмический рисунок, рифма) | 49ч | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная | Личностные: -проявляет любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; -понимает ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; -позитивно относится к действительности. -проявляет самоуважение готовность выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам. Регулятивные: -определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя или по знакомому алгоритму; -принимает элементарный план действий при работе в группе; -осуществляет контроль результата работы в соответствии с образцом; -осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя; -вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец Познавательные: -перерабатывает полученную информацию; -использует новые слова и термины в речи; - обсуждает и анализирует прочитанные произведения. Коммуникативные: -оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи. | -Называют структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике; - Понимают название, содержание изученных произведений, их авторов; -Различают понятия «рифма», «сноска». – Различают элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). – пересказывают текст; – делят текст на смысловые части; –создают небольшой устный текст на заданную тему – читают осознанно текст художественного произведения, –анализируют название произведения; –– прогнозируют характер текста по названию (заголовку); –определяют жанр произведения; – работают с элементом книги «сноска»; –различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различают сказки народные и литературные. – определяют главную мысль произведения; – используют силу голоса при чтении; –пересказывают текст, читать по ролям; –пересказывают и инсценируют текст; определяют эмоциональный характер читаемого произведения; -читают осознанно текст художественного произведения «про себя» – высказываются о чтении товарища. –пересказывают текст (объем не более 1,5 страниц); –прогнозируют содержание по заголовку; –анализируют стихотворный текст; – отличают «добрый смех» от иронии. – читают выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. |
Практическая работа в позиции «читателя-критика» | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Народные сказки и малые жанры фольклора. Выявление жанровых особенностей считалок, потешек, скороговорок, загадок, небылиц, побасенок. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА*. Знакомство с мифологией античности (Я. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»*). Знакомство с отрывками из произведений античных авторов (Гомер*, Овидий*). ЛИТЕРАТУРА XIX—XX вв. Эпос (басни И. Крылова, Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» и др.). Драма (фрагменты пьес М. Метерлинка «Синяя птица», С. Маршака «Двенадцать .месяцев»). Лирика (стихотворения А. Пушкина. Н. Некрасова. И. Бунина, А. Фета, С. Есенина и др.). | 46ч | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная | Личностные: - ориентируется в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. Регулятивные: -работает по плану, сверяя свои действия с целью, определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя или по знакомому алгоритму; принимает элементарный план действий при работе в группе; осуществляет контроль результата работы в соответствии с образцом; осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя; вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец; | -Понимает понятие «скороговорка», ее назначение. - понятие «орфоэпическое чтение». -Понимает правила заучивания и определения скороговорок. – читают стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создают небольшой устный текст на заданную тему. – дают характеристику необычным персонажам; – определяют тему и главную мысль произведения; – оценивают события, героев произведения; – пересказывают текст; – делят текст на смысловые части, составлять его простой план; – оценивают события, героев произведения, составлять словесный портрет (описание героя); – определяют мотивы поведения героев; – строят рассказ по опорным картинкам. – инсценируют прочитанное |
3.Практическая работа в позиции «автора-художника» | ОТ ЖИЗНЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ — К ЗАМЫСЛУ. Сочинения («Хвастун», «Ворчун», «Хчеб», «Разговор кастрюль», «Подарок»), ОТ ОСВОЕНИЯ ЖАНРА — К ЗАМЫСЛУ. Создание произведений малых жанров, инсценировка сказки («Теремок») | 25ч | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная | Личностные: -совершенствует эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость). Познавательные: -умеет различать художественный и познавательный тексты и адекватно читает литературное произведение в соответствии с его особенностями. -перерабатывает полученную информацию; -использует новые слова и термины в речи; - обсуждает и анализирует прочитанные произведения; Коммуникативные: -высказывает и обосновывает свою точку зрения; - слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, корректирует свою точку зрения; -договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; -задает вопросы. | - Выражение точки зрения, внутреннего мира героя в устном коллективном этюде и в последующем индивидуальном сочинении -Самостоятельное сочинение считалок, скороговорок, потешек, загадок, небылиц. побасенок. -Подготовка и презентация сборника (журнала) художественных сочинений |
4.Практическая работа в позиции «публициста» | ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ — К ЗАМЫСЛУ. Выражение учениками своей точки зрения на значимые для младших школьников жизненные явления в сочинении-размышлении и в процессе обсуждения этих сочинений («Что я люблю делать?») | 16ч | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная | | - Различает понятия «паузы», «логическое ударение», «темп» чтения, «драматизация»; - Понимают композицию волшебной сказки; -Понимают особенности бытовой, волшебной сказки и сказки о животных. – объясняют авторское отношение к героям; – дают характеристику героям рассказа, – соблюдают интонацию; – читают текст в соответствии с критериями выразительного чтения; – определяют тему и главную мысль произведения. – прогнозируют содержание текста по его названию; – выполняют творческий пересказ; – отличают рассказ от сказки; – составляют небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – отвечают за свои поступки – определяют характер текста; – оценивают события, героев произведения. – объясняют авторское отношение к героям текста; – выполняют творческую работу (сочинение миниатюры); – читают выразительно стихотворение; – создают небольшой устный текст на заданную тему; – отвечают на вопросы; – определяют главную мысль, сформулированную в тексте; – подбирают эпизоды из текста к иллюстрациям; – определяют мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – выполняют творческий пересказ от лица автора и лица героев произведения; – создают небольшой устный текст; - сопоставляют волшебную и бытовую сказки. |