Измерение | Проблема объективности наблюдений. Простейший измерительный прибор. Измерение силы ветра. Шкала Бофорта. Конструирование измерительных приборов (осадкомер). Свойства воздуха. Нагревание и охлаждение. Устройство термометра. Температурные шкалы. Способы измерения температуры Виды осадков. Измерение силы дождя. Облака и их виды. Разные способы предсказания погоды. Изменение времени. Сезонные изменения в природе. Способы измерения времени. Устройство часов. Циклические и нециклические процессы. Стандартные меры времени. Календарь. Виды календарей. История измерения времени. Виды часов. Моя личная история и история моей семьи. Планирование времени, распорядок дня ученика. | 24 часа | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная | • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.) • способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; • способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты. | • реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации; • опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач; • освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов). | • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях; • осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); • установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах). |
Простейшее экспериментирование как целостное исследование. | Рост и развитие растений. Способы размножения растений. Способы распространения семян. Наблюдение за процессом таяния снега в парке и в городе. Существенные условия прорастания семян. Причины позеленения проростков. Существенные условия прорастания семян. Причины позеленения проростков. Комнатные растения, их виды. Условия, необходимые для выращивания комнатных растений. Наблюдение за ростом и развитием растений в природе. Наблюдение за процессом движения льда на реке. Экскурсия на городскую метеостанцию. История моего края. | 15 часов (резерв 2 часа) | групповая, парная, фронтальная, индивидуальная |