Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными, и их различием.
- формировать представление детей об основном назначении имен собственных и нарицательных;
- воспитывать положительное отношение к предмету.
Личностные УУД: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
Регулятивные УУД: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование: раздаточный материал, учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, «Перспектива».
Этапы урока открытия нового знания | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация самоопределение к деятельности | В класс крадётся тишина, Подожди её пока, Ну, а, чтобы подождать Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни! - Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку. - Проверьте порядок на рабочем месте. Начнём наш урок. | Учащиеся организуют рабочее место | Личностные УУД |
Актуализация фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь! -Записать число, классная работа, Записать минутку чистописания. Нн Кк Аа Рр Ее Словарная работа. Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова. - Почему некоторые из этих слов пишутся с заглавной буквы? - А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах. | -Потому что это названия городов, рек, имена. | Познавательные УУД. |
Выявление места и причины затруднения в пробном действии | Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание. - Распределите данные слова по следующим группам. (работа в парах) 1.Имена 2.Названия городов 3.Названия рек - Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. -Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? - Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? - В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные. | 1.Анастасия, Олег, Николай, Елизавета, Софья, Петр. 2.Краснодар, Ейск, Новороссийск, Анапа, Сочи, Геленджик. 3.Ея, Кубань, Дунай, Дон, Амур, Днепр. 4.Дорога, машина, море, лодка, человек, дом (слова не вошедшие не в одну из 3-х групп). -Это названия городов, рек и имена людей, они пишутся с заглавной буквы. Варианты детей | Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД. |
Построение проекта выхода из затруднения | - Попробуйте назвать тему нашего урока - Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам собственным? - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?» - А хотите узнать? - Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько городов можно назвать словом город? - А сколько городов можно назвать словом Ейск? - Сколько рек можно назвать словом река - А сколько рек можно назвать словом Днепр? - Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны? - Найдите общее слово для слов Москва, Тверь. - Что обозначают имена нарицательные? - Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные. Работа с учебником. - Прочитайте правило на странице 15. Какие имена существительные называются собственными? - Подберем примеры. - В какой стране вы живете? - Как называется наш край? - В каком районе мы живем? - Как называется наш город? - Прочитайте правило, на этой же странице, про слова, которые относятся к собственным именам существительным. - Придумайте примеры. | -Тема урока «Имена собственные и нарицательные». -Имена, название городов и рек. – Научиться различать имена собственные и нарицательные. -Нет. - Да. -Все. -Один. -Все. -Одну. - Они называют предмет своим именем. -Город. -Они обозначают общее слово для группы похожих предметов. Ученик читает правило. -Россия. Краснодарский. -Ейском. -Ейск. Ученик читает правило. -Цветы, город, люди, животные, бабочки, реки и т.д. | Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Личностные УУД. |
Первичное закрепление | - Какие слова кроме имен относятся к именам собственным? -Назовите имя, отечество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова? - Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь. ( Взаимопроверка) - Как называется город в котором мы живем? - А вы любите наш город? Почему? Работа в парах. - Вставьте имена собственные в текст, где это необходимо. Текст. Мой город. …….. – это мой город. Он находится в ……. крае. …… красивый и уютный. Город омывается …… морем. В нашем городе живут замечательные люди которые с радостью встретят гостей. Ейск – это …….. курорт. Летом сюда приезжают люди чтобы отдохнуть. (Ейск, Краснодарском, Ейск, Азовским, город) | -Фамилии, клички, название городов и рек. -С заглавной буквы. -Ейск. -Мой город красивый. В нем живут замечательные люди. Город имеет свою историю, традиции, праздники. | Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Коммуникативные УУД. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Теперь давайте самостоятельно выполним в своих тетрадях упражнение 18, на странице 16, а потом все вместе проверим его. | | Познавательные УУД. |
Включение в систему знаний и повторений | -Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? - Как будем писать их названия? - Ребята, названия книг пишутся с заглавной буквы и в кавычках. Работа в парах. - У вас на столах лежат ваши книги. Выпишите имена собственные. - Чему мы учились, выполняя это упражнение? | - Название книг, городов, рек. -С заглавной буквы. -Самостоятельно находить имена собственные. | Познавательные УУД; Регулятивные УУД. |
Рефлексия учебной деятельности | - Наш урок подошёл к концу. - Что нового мы узнали на уроке? - Какие существительные называются собственными? - С какой буквы они пишутся? - Какие существительные называются нарицательными? | -Узнали об именах нарицательных и собственных. -Имена, название книг, городов, рек, клички. -С заглавной. - Они обозначают общее слово для группы похожих предметов. | Познавательные УУД; Регулятивные УУД. |