СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Урок русского языка в 6 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Урок русского языка в 6 классе.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








Урок русского языка в 6 классе по теме

«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов»













Цель деятельности учителя

  • Обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения темы «Фразеология». Показать источники возникновения фразеологизмов; совершенствовать умение анализировать теоретический текст, выявлять в нём главное; формировать у обучающихся навык использования фразеологических оборотов в предложении и тексте.

Тип урока

обобщение и систематизация изученного.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать источники происхождения фразеологизмов в русском языке; уметьприменять знания в новой ситуации, находить конструкции с фразеологизмами, выявлять их роль в тексте, составлять собственные тексты с использованием фразеологических оборотов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): ставить цель, планировать работу, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач, действовать по плану, корректировать свои действия, получать результат, производить оценку, подводить итоги.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Методы и формы обучения

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, методы проблемного диалога, эвристического обучения; наблюдение над языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, , фронтальная.

Основные понятия

фразеологизмы, источники фразеологизмов













Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Вступительное слово учителя.

Кто из нас не хочет, чтобы в кругу друзей его слушали внимательно и с интересом, как говорится, затаив дыхание! Думаю, этого желает каждый. Но без кратких, метких и образных выражений (фразеологизмов) здесь не обойтись!



II. Формулирование темы и целей урока. (Название темы урока скрыто от учащихся)




Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Фразеологию. Вход в страну охраняет могучий стражник. Чтобы пройти мимо него, вам нужно ответить на вопросы. Итак, вопрос от стражника:
-Что изучает фразеология?
-Дайте определение фразеологическому обороту.
-Какие специфические признаки присущи фразеологизмам?

-Молодцы, ребята. С заданием стражника вы справились. И теперь путь в страну Фразеологию открыт.

Перед вами фразеологические обороты. Объясните их лексическое значение.

Бить баклуши.

Водить за нос.

Лезть в бутылку.

Дать осечку.

(Формулировка темы урока и определение задач)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.


III. Актуализация изученного.




Давайте обозначим тот путь, который уже прошли, я предлагаю вам определить, что вы уже знаете по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло.

Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.




- Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

- Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

- А что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

- Каким членом предложения является фразеологизм?

- Фразеологизм является одним членом предложения.

- Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах.

- Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:

Поспеть к шапочному разбору - опоздать,

Принять за чистую монету - поверить лжи,
Петь дифирамбы - восхвалять,
Вывести на чистую воду - разоблачить,
Пыль в глаза пускать - обманывать.


Угадать слова и составить из них фразеологические обороты:

1. А) принять положение сидя

Б) это предлог
В) часть тела, находящаяся между головой и плечами

Ответ: сесть на шею

2. А) числительное
Б) день недели
В) это предлог
Г) 7 дней

Ответ: семь пятниц на неделе

- Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.



- А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

- Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.



- Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?

- Определили цели нашего урока.

Коммуникативные УУД

1. Формулировать собственное мнение, принимать точку зрения другого.


Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, обобщать.

2.Осуществлять контроль за ходом познавательной деятельности.











IV Работа со словарями


-Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? ( Не знаем истории их возникновения).

- А что нам может прийти на помощь? (Словари).

- Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов.

Задание 1. Найдите во фразеологическом словаре статью "Вилами по воде писано" и зачитайте вслух толкование фразеологизма.

Задание 2. Найдите во фразеологическом словаре статью "Танталовы муки" и зачитайте вслух толкование фразеологизма.



Познавательные УУД

1.Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

2.Анализировать, обобщать, делать выводы; устанавливать аналогии.

3.Осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Владеть связной монологической речью.

2.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Комплексное применение знаний.


- Вы уже знаете, что очень многие фразеологизмы пришли к нам из разговорного языка, из речи людей разных профессий.

1. Лингвистическая разминка

Определите, какие фразеологические обороты пришли от данных профессий: портной, врач.

Между молотом и наковальней; затаить дыхание, семь раз отмерь; один раз отрежь; позолотить пилюлю; шито белыми нитками; разделать под орех; как рукой сняло; трещать по швам; снять стружку; на один покрой.

2. Составить предложение с данными фразеологизмами:

Засучив рукава
За словом в карман не полезет
Положа руку на сердце


Коммуникативные УУД:

1.Формулировать собственные мысли.

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Строить монологические высказывания с учетом речевой ситуации. Познавательные УУД

1. Анализировать опорные слова, делать выводы, устанавливать закономерности.

2.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VI. Творческая работа по созданию собственного текста.


-Каково значение фразеологизмов в речи?

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Я предлагаю вам составить

(Ученики выполняют работу по группам.Учитель консультирует учеников по мере необходимости.)

- Прочитайте свои части творческой работы.

- У нас получился текст? Почему? Докажите. К какому стилю речи относится созданный текст?

- Какие фразеологические обороты использовали?

- Какую роль они играют в тексте?

Коммуникативные УУД

1.Владеть различными видами монолога и диалога.

2.Создавать устные и письменные тексты заданного типа, стиля, жанра с учётом замысла и ситуации общения.

3.Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

VII. Итог урока. Рефлексия.


- Наши наблюдения подходят к концу. Обратимся к таблице «Знаю - хочу узнать - узнал».Вспомните, какую цель вы поставили на уроке.Удалось ли её достичь?

- Заполните теперь третью колонку таблицы «Узнал».(Учащиеся зачитывают свои ответы.)

- Что понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Время урока подходит к концу, но вас ждут другие удивительные открытия, сделанные в ходе наблюдений над жизненными явлениями. Удача ждет пытливых и любознательных!

Регулятивные УУД

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Вы должны изобразить фразеологизм на альбомном листе, так, чтобы ребята угадали, какой фразеологизм изображен.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!