СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фтор, бром, йод

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фтор, бром, йод»

Тема: Фтор, бром, йод.

Цель: изучить получение, применение и свойства фтора, брома, йода.

Задачи.

Образовательная: ознакомить обучающихся с действие на организм фтора, брома, иода и их соединений. Сформировать умение распознавать иод, бромид- и иодид-ионы в растворах. Охарактеризовать области применения этих галогенов.

Развивающая: Развивать умение применять знания на практике. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Развивать приемов наблюдения.

Воспитательная: Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент, целеполагание.

2. Мотивация, актуализация знаний.

Ребята, как вы считаете, полезен ли фтор для наших зубов? Слышали ли вы выражение “врач прописал мне пить бром”? Что это означает? Ответ: фтор – необходимый микроэлемент, в небольших дозах полезен для зубов, ногтей, костей, волос, но в больших дозах – это яд, имеющей обратное действие. Лекарство от бессонницы, успокоительное содержит бромид натрия.

3. Проверка домашней работы.

1) Написать уравнения реакции согласно схеме:

Ответ:

2HCl + Zn — H2 + ZnCl2,

H2 + Cl2 — 2HCl,

2HCl + CuO — CuCl2+ H2O,

CuCl2 + Zn — Cu + ZnCl2,

HCl + NaOH— NaCl + H2O

4. Изучение нового материала и первичное закрепление.

История открытия галогенов:

  • 1886 г. Мауссан (Франция) фторос (греч.) – разрушающий – реагирует со всеми веществами активно со взрывом или воспламенением (выражение “гори оно все синим пламенем” относится к реакции 2F2 + 2H2O = 4HF + O2)

  • 1826 г. Балар (Франция) бромос (греч.) – зловонный – запах простого вещества Br2

  • 1811 г. Куртуа (Франция) иодес (греч.) – фиолетовый – цвет паров иода I2

Свойства галогенов: самый активный неметалл окислитель – F2

F2 Cl2 Br2 I2

Допишите реакции, зная, что предыдущий галоген вытесняет следующий

а) Сl2 + KBr =

б) Сl2 + LiI =

в) Br2 + KI =

г) Br2 + KCl =

Ответ: реакция г) невозможна.

Действие на организм: разрушает зубы, ногти, приводит к ломкости костей, хотя в небольших количествах фтор, бром и иод – важные микроэлементы для животных и растений. СаF2 входит в состав зубной эмали, поступает фтор с питьевой водой и пищей. НО избыток фторидов действует БОЛЕЕ разрушающе на эмаль, чем недостаток.

Применение: фреоны CCl2F2, смазочные материалы термостойкие, тефлон.

Бром образует подобно хлору бромную воду, но бром менее активен, бурая вонючая жидкость, токсична,

Применение: необходим для синтеза красителей и лекарств содержащих NaBr (бессонница, расстройства нервной системы), для получения черно-белой фотографии 2AgBr = (свет) 2Ag + Br2

Иод менее активен, чем бром, не растворим и не реагирует с водой, черно-фиолетовый кристаллы, легко возгоняется (эксперимент – возгонка иода при нагревании)

Применение: спиртовая настойка иода – антисептик, кровоостанавливающее средство, необходим для функционирования щитовидной железы, содержится в воде и воздухе морском, луке, рыбе и креветках. Йодированная соль – это NaCl + NaBr. Избыток вызывает отравление, раздражает кожу.

Качественные реакции – действие раствора нитрата серебра AgNO3

AgI – желтый осадок

AgBr – бледно-желтый

AgCl – белый творожистый осадок

Фторид серебра растворим.

В присутствии йода – простого вещества – крахмал синеет.

5. Подведение итогов.

- Что узнали нового для себя? Фтор, бром, иод – необходимые микроэлементы, в больших количествах являются разрушающими веществами, ядами. Для галогенов характеры свойства типичных неметаллов, используют для синтеза красителей, лекарств, термостойких смазочных материалов и тефлоновых покрытий.

Выставление оценок за урок по результатам работы.

Домашнее задание:

- параграф 16 учебника Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса,

- задания 1-4,

- подготовка к практической работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!