Тема урока: «Союз как служебная часть речи. Функции союза в речи.»
7 класс.
Цель урока: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении.
Задачи урока:
Предметные:
- уметь определять роль союзов в речи.
Метапредметные:
- уметь анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.
Личностные:
- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;
- наблюдать , анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)
Ход урока
1. Организационно– мотивационный момент. Прозвенел уже звонок,
2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
1. В кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу.
[Ɵ и Ɵ, и
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и она сможет помочь решить любой вопрос.
[ = - ], и [ - = ].
Учитель: Какие служебные слова внесены в схемы?
Предполагаемый ответ: Союзы
Что соединяют союзы в данных предложениях?
Предполагаемый ответ: В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).
- Что такое союз ?
Предполагаемый ответ:
Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).
Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция. Внимательно прослушайте стихотворение и укажите её.
Служит связи слов союз.
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит.
Предполагаемый ответ: Союз соединяет( скрепляет) предложения в единый текст.
Учитель: Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:
связь
однородных членов предложения,
частей сложного предложения,
предложений в единый текст.
Учитель: Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным?
Предполагаемый ответ: союз И.
Учитель: Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
- слово И – один из самых древних союзов русского языка,
- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
- Как вы думаете, почему?
Предполагаемый ответ: обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов.
Учитель обобщает ответы учащихся: Действительно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)
Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.
Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский лик его прекрасен.
Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?
Предполагаемый ответ: Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
предлоги
так и | Не будет добра, | стены помогают |
и | Вся семья вместе | Родине служить |
чтобы | Надо сильным, смелым быть | в семье вражда. |
потому что | Рассеянный ничего не знает | душа на месте |
что | Человек без друзей | ворон считает |
а | В гостях хорошо | дерево без корней |
коли | В своем доме | дома лучше |
1.Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Не будет добра, коли в семье вражда.
3.В гостях хорошо, а дома лучше
4.Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.
5.В своем доме и стены помогают.
6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
7. Человек без друзей, что дерево без корней.
Учитель: А кроме союзов, какие служебные слова еще вам встретились? Назовите их.
Предполагаемый ответ: Предлоги- БЕЗ,В,НА; Частица- НЕ
Учитель: А какой устаревший союз вам встретился?
Предполагаемый ответ: союз КОЛИ (когда)
Учитель: На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные)
Учитель: Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
Учитель: Не знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И.
Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание 1
1. [ ], а [ ]
2. [ ], (потому что)
3. [ = , = ]
Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.
Учитель: Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча...
Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь.
Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам.
Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.
Дети читают свои предложения, объясняют пунктограммы
Учитель: Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на мониторе, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы.
Задание
1) Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. (М. Горький)
2) Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К. Паустовский)
3) Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И. Тургенев)
4) Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. (А.С. Пушкин)
5) Незнакомец был невысок ростом, зато плечист. (А. Мусатов)
6) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.(Пословица)
7) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под журчаньем своего веретена? (А. Пушкин)
8) Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А. Толстой)
9) Я знаю, что ты хочешь поговорить со мной. (А. Чехов)
Письмо под диктовку.
1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.
ТЕСТ
1. В русском языке есть ___________________ и служебные части речи.
2. Служебные части речи – это_____________________________________________.
3. Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется _______________________________.
4. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называется_______________________.
5. Союзы бывают__________________________________________________________.
Подведение итогов урока .
Домашнее задание.