СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Функции воспитания в управлении процессом социализации личности. Роль классного руководителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована для работы классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
««Функции воспитания в управлении процессом социализации личности. Роль классного руководителя»»

«Функции воспитания в управлении процессом социализации личности.Роль классного руководителя» Выполнила: Молодых Галина Ивановна-классный руководитель 11 «А» класса

«Функции воспитания в управлении процессом социализации личности.Роль классного руководителя»

Выполнила: Молодых

Галина Ивановна-классный руководитель 11 «А» класса

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил   Н.А.Заболоцкий  2

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы до века

Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

2

Модернизация системы образования в России на пороге  XХI  века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации .   Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.  4

Модернизация системы образования в России на пороге

XХI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации .

Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.

4

Социализацией  называется процесс стихийный: мы не можем «отгородиться» от тех процессов, которые происходят в обществе Воспитанием называется  дискретный процесс, который прерывается, потому что происходит в семье,дошкольных учреждениях, школе.
  • Социализацией  называется процесс стихийный: мы не можем «отгородиться» от тех процессов, которые происходят в обществе
  • Воспитанием называется дискретный процесс, который прерывается, потому что происходит в семье,дошкольных учреждениях, школе.
удовлетворение потребностей социальных групп. удовлетворение потребностей общества В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования, которые смещаются  с обслуживания интересов государства на… удовлетворение потребностей личности Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.  5

удовлетворение потребностей социальных групп.

удовлетворение потребностей общества

В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования, которые смещаются

с обслуживания интересов государства

на…

удовлетворение потребностей личности

Целью образования

в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

5

Вот те вопросы, которые требуют раздумья, поиска  и определения путей реализации на практике. Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности? Что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной и позитивной? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации? Каково соотношение, взаимосвязь процессов воспитания и социализации индивида?  9

Вот те вопросы, которые требуют раздумья, поиска и определения путей реализации на практике.

  • Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности?
  • Что конкретно

может обеспечить воспитание, чтобы социализация была

успешной и позитивной?

  • Возможно

ли влияние воспитания на процесс социализации?

  • Каково соотношение, взаимосвязь процессов воспитания и социализации индивида?

9

            цель  образования – развитие личности, это прежде всего означает: воспитание должно способствовать тому, чтобы воспитанники были готовы к социализации в форме  интеграции. 21

цель образования –

развитие личности,

это прежде всего означает: воспитание должно способствовать тому, чтобы воспитанники были готовы к социализации в форме интеграции.

21

Итак,прежде всего, развить в ученике поисковую активность , которая проявляется…  в познавательной и творческой активности,  в самостоятельном поиске источников необходимой информации,  в готовности к принятию решений в ситуации выбора. 28

Итак,прежде всего, развить в ученике поисковую активность , которая проявляется…

  • в познавательной и творческой активности,
  • в самостоятельном поиске источников необходимой информации,
  • в готовности к принятию решений в ситуации выбора.

28

Целеустремленность и настойчивость в достижении цели Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели. Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса воспитания 29

Целеустремленность и настойчивость в достижении цели

Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели.

Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.

целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса воспитания

29

Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, 31

Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности,

31

— это качество ведь тоже не сразу развивается. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у школьников. 32

это качество ведь тоже не сразу развивается.

Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у школьников.

32

- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже.  Причем труднее всего развивать стремление доводить начатое до конца.   33

- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже.

Причем труднее всего развивать стремление доводить начатое до конца.

33

Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить? Причины могут быть разные: не сформированы необходимые умения, навыки; возникло затруднение. не хватает волевых усилий, не ясна цель деятельности не хватает усидчивости; При всех этих вариантах  необходима психолого-педагогическая поддержка:  помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д. повысить интерес, авансировать успех, Вот это и будут частные, ситуативные воспитательные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых. 34

Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить?

Причины могут быть разные:

  • не сформированы необходимые умения, навыки;
  • возникло затруднение.
  • не хватает волевых усилий,
  • не ясна цель деятельности
  • не хватает усидчивости;

При всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка:

  • помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д.
  • повысить интерес,
  • авансировать успех,

Вот это и будут частные, ситуативные воспитательные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых.

34

Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте:  коллективизм;  готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной поддержке;  самостоятельность и общественная активность,  коммуникативные качества личности. Развитие этих качеств совпадает с потребностью подросткового возраста в общении, взаимодействии, проявлении самостоятельности. 37

Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте:

  • коллективизм;
  • готовность к сотрудничеству,
  • взаимопомощи,
  • взаимной поддержке;
  • самостоятельность и общественная активность,
  • коммуникативные качества личности.

Развитие этих качеств совпадает с потребностью подросткового возраста

  • в общении,
  • взаимодействии,
  • проявлении самостоятельности.

37

Сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся. Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации. Как известно, первичная социализация осуществляется в семье.  Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле,  здесь ребенок осознает себя. 47

Сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся.

Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации.

Как известно, первичная социализация осуществляется в семье.

Именно здесь складываются первые представления

о мире,

о добре и зле,

здесь ребенок осознает себя.

47

Анализ состояния семей 11 «А»класса: Кол-во семей- 19 Неполные - 6  Живут с одним из родителей, второй брак- 10 Анализ состояния семейной сферы в России свидетельствует о неблагополучии, о сложностях первичной социализации детей. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень тревожности, агрессивности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей. 48

Анализ состояния семей

11 «А»класса:

Кол-во семей- 19

Неполные - 6

Живут с одним из родителей,

второй брак- 10

Анализ состояния семейной сферы в России свидетельствует о неблагополучии, о сложностях первичной социализации детей. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень тревожности, агрессивности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей.

48

Следующая функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок, подросток неуверен в себе  из-за неуспешности в учебной деятельности;  испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.)  все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. 55

Следующая функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов:

Ребенок, подросток неуверен в себе

  • из-за неуспешности в учебной деятельности;
  • испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников,
  • неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.)

все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности.

55

70  целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции; воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:  1 • определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;  гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка , проявить симпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;  2  3

70

  • целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции;

воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

1

определении общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;

  • гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка , проявить симпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе;

2

3

выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;  коррекции детских комплексов;  расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;  обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:  4  возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.  5 71
  • выполнении функций компенсации недостатков первичной социализации;
  • коррекции детских комплексов;
  • расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;
  • обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды;

воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях:

4

  • возвышении потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.

5

71

Задачи  классного руководителя. 1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся. 2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала. 3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни. 4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу. 5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Задачи классного руководителя.

1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:   организация коллективной деятельности; организация самоуправления; организация перспективы развития коллектива; организация традиций коллектива; воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности;
  • организация самоуправления;
  • организация перспективы развития коллектива;
  • организация традиций коллектива;
  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность   подчинение общественному мнению; организация соревнования;  товарищеская критика и самокритика; классное собрание

Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность

  • подчинение общественному мнению;
  • организация соревнования;
  • товарищеская критика и самокритика;
  • классное собрание
Классный час на правовую тематику

Классный час на правовую тематику

Веселые и озорные

Веселые и озорные

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива . Таким образом,  воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации, способствующей самореализации подрастающего поколения при определенных условиях: Гуманизация позиции педагога, способного принять ребенка, создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе. Создание целевой установки для всех участников образовательного процесса на обеспечение готовности к позитивной социализации в форма интеграции. Определение общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности. Повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания заботливого отношения к истории, культуре и традициям народа.

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива .

Таким образом,  воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации, способствующей самореализации подрастающего поколения при определенных условиях:

  • Гуманизация позиции педагога, способного принять ребенка, создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
  • Создание целевой установки для всех участников образовательного процесса на обеспечение готовности к позитивной социализации в форма интеграции.
  • Определение общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности.
  • Повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания заботливого отношения к истории, культуре и традициям народа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!