Пояснительная записка
Программа «Функциональной грамотности» реализуется с 2021 года.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень освоения: базовый.
Программа написана на основе нормативно-правовых документов:
Нормативные документы. |
Основные характеристики программ | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273) (ст.2, ст.12, ст.75); |
Порядок проектирования | Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75); |
Условия реализации | Федеральный закон № 273-ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 ст.14; ст.15; ст.16; ст.33, ст.34, ст.75), СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28); |
Содержание программ | Федеральный закон № 273-ФЗ (п.9, 22, 25 ст.2; п.5 ст.12; п.1, п.4 ст.75), Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р; |
Организация образовательного процесса | Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.15, ст.16, ст.17; ст.75) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28). |
Актуальность программы.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность. Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования, в первую очередь общего, с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность, своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Отличительные особенности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения;
6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на освоение в течение 1 года учащимися в возрасте от 7 до 18 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.
Цель и задачи программы:
Цель программы: основной целью программы является развитие функциональной грамотности у обучающихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
1. Изучение отечественной практики развития функциональной грамотности школьников.
2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Условия реализации программы:
В группе по норме наполняемости должно быть следующее количество учащихся: не менее 25 человек.
Сроки реализации программы -1 год.
1 год обучения- 153 часа;
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и по 2,5 часа.
Формы проведения занятий по программе: акция, встреча, диспут, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер-класс, олимпиада, праздник, квест, презентация, репетиция, соревнование, творческий отчет, тренинг, экскурсия.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Основной формой обучения является учебное занятие. Ведущая форма организации занятий является - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей учащихся.
Формы теоретических занятий: беседы, лекции, доклады, викторины, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа;
Формы практических занятий: встречи с сотрудниками банков, решение тестов и логических задач.
Материально-техническое оснащение: материально-техническое обеспечение образовательного процесса должно обеспечивать реализацию деятельностного подхода к обучению. Слушателям должны быть созданы условия для продуктивных занятий познавательной, учебно-практической, а также индивидуальной и групповой проектной деятельностью. Для эффективной реализации программы обучающего семинара необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- оборудованная учебная аудитория, позволяющая организовать и провести групповую практическую работу;
- мультимедийное оборудование, электронная презентация;
− УМК, учебно-методические материалы;
- тесты для выполнения самостоятельных работ.
Кадровое обеспечение: в реализации программы могут принимать участие несколько педагогов, владеющие знаниями и умениями и навыками по определенным разделам. Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно и эффективно освоить образовательную программу. Данная программа завязана на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего функциональной грамотностью, педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.
Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны;
- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- применять математические знания для решения разного рода проблем на практике;
- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации;
- объяснять и описывать естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний;
- распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте;
- интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания;
- применять финансовые знания для решения разного рода проблем;
- анализировать информацию в финансовом контексте;
- оценивать финансовые проблемы в различном контексте;
- находит и извлекает информацию из различных текстов;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Знать: находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Использовать тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Овладение универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
Уметь: работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. А также, использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Функциональная грамотность основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
Учебный план обучения.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. | 1 | | | Текущий, промежуточный, итоговый |
2 | Математическая грамотность. | 38 | | | Текущий, промежуточный, итоговый |
3 | Естественнонаучная грамотность. | 38 | | | Текущий, промежуточный, итоговый |
4 | Финансовая грамотность. | 38 | | | Текущий, промежуточный, итоговый |
5 | Читательская грамотность. | 38 | | | Текущий, промежуточный |
| Итого: | 153 | | | |
Рабочая программа.
Пояснительная записка
Адресат программы. Данная программа рассчитана на освоение в течение 2-х лет учащимися возрасте от 7 до 17 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение»;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности;
-формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;
-формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;
-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.
- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности;
формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучения.
На год обучения могут быть приняты учащиеся 7-17 лет, имеющие заявление от
родителей о приеме в объединение. В одной группе могут заниматься учащиеся разного возраста. В реализации программы могут принимать участие несколько педагогов, владеющие знаниями и умениями и навыками по определенным разделам. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.
Количество занимающихся в группе не должно быть менее 25 человек.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленность и, умения преодолевать трудности;
– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей
формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества; развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные:
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
действовать в соответствии с заданными правилами;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты:
использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Содержание программы.
Модуль «Основы математической грамотности».
Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Практика: разрешение жизненных ситуаций на примере решения математических задач. Использование математических знаний в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности».
Звуковые явления. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Живая природа. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Живая природа. Царства живой природы. Структура и свойства вещества. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение. Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное электричество. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Структура и свойства вещества. На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Практика: разработка исследовательских работ, постановка опытов, участие в олимпиадах по биологии, походы в лес для анализа существующих глобальных проблем.
Модуль: «Основы финансовой грамотности».
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.
Практика: Решение практических задач, составление бизнес плана, знакомство с банковской системой через онлайн уроки «Финансовая грамотность» и беседой со специалистом Сбербанк.
Модуль «Основы читательской грамотности».
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж). Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст - инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом.
Практика: Учимся задавать вопросы: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений. Участие в конкурсе «Медвежонок» и в олимпиадах по русскому языку и литературе.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дано по программе | Дата по факту | Форма контроля |
Введение. |
1 | Введение в курс. | 1 | | | |
Модуль «математическая грамотность» - 38 часов |
2 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 3 | | | Текущий |
3 | Сюжетные задачи. | 2,5 | | | Текущий |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 3 | | | Текущий |
5 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 2 | | | Текущий |
6 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 2,5 | | | Текущий |
7 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 2,5 | | | Текущий |
8 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица. | 2 | | | Текущий |
9 | Решение задач реальной жизни. | 2,5 | | | Итоговый |
10 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 2 | | | Текущий |
11 | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 2,5 | | | Текущий |
12 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 2,5 | | | Текущий |
14 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 2,5 | | | Текущий |
15 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 3 | | | Текущий |
16 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 2,5 | | | Текущий |
17 | Решение задач реальной жизни на вероятность событий в реальной жизни. | 3 | | | Итоговый |
Модуль «Естественнонаучной грамотности» - 38 часов. |
18 | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 3 | | | Текущий |
19 | Шум и его воздействие на человека | 3 | | | Текущий |
20 | Вода. Уникальность воды. | 3 | | | Текущий |
21 | Углекислый газ в природе и его значение. | 3 | | | Текущий |
22 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 5 | | | Текущий |
23 | Тело и вещество. Форма, объём, плотность. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. | 5 | | | Текущий |
24 | Представления о Вселенной. Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны. | 3 | | | Текущий |
25 | Электромагнитные явления. Производство и использование электроэнергии. | 5 | | | Текущий |
26 | Глобальное потепление. Парниковый эффект: действительность или вымысел? | 5 | | | Текущий |
27 | Медицина спорта. | 3 | | | Итоговый |
Модуль «финансовая грамотность» - 38 часов. |
28 | Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Как разумно делать покупки? Личные деньги. | 4,5 | | | Текущий |
29 | Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. | 4 | | | Текущий |
30 | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 4 | | | Текущий |
31 | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. | 4 | | | Текущий |
32 | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 4 | | | Текущий |
33 | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. | 4,5 | | | Текущий |
34 | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 4 | | | Текущий |
35 | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 5 | | | Итоговый |
37 | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 4 | | | Итоговый |
Модуль «Читательская грамотность» - 38 часов. |
38 | Умеем ли мы читать? (Виды чтения). Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок | 3,5 | | | Текущий |
39 | С чего начинается текст? (Роль заглавия). Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) | 4 | | | Текущий |
40 | Наши друзья и помощники (Словари и справочники) | 3,5 | | | Текущий |
41 | Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста). Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) | 4 | | | Текущий |
42 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль). | 4 | | | Итоговый |
43 | Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи). Погружение в текст. | 4 | | | Текущий |
44 | Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы). Диалог с текстом (Выделение главной мысли). | 4 | | | Текущий |
45 | Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте). | 4 | | | Текущий |
46 | Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты). | 4 | | | Текущий |
47 | Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом). | 3 | | | Итоговый |
Условия реализации программы.
1. Место проведения (учебные комнаты, спортивный зал).
2. Материально-техническое обеспечение:
Формы аттестации.
Контроль и учет успеваемости детей осуществляется следующим образом:
- текущий контроль - в виде визуального наблюдения за успехами детей;
- периодический контроль - проводится в конце каждого полугодия в виде устного опроса; теста, викторины, игры, конкурса, открытого занятия. По результатам составляется мониторинг результативности обучения.
- итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.
- диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация.
В течение учебного года дети принимают участие в массовых мероприятиях разного уровня организации: внутри школьных, городских акциях, проектах, квестах, посещение музеев, библиотек.
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
1 | 01.09.2021 | 29.05.2022 | 34 | 68 | 153 | 1/2 |
Методические материалы.
Список литературы.
Базовые федеральные образовательные порталы
-Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru:
-Российский образовательный портал http://www.school. edu.ru
-Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.eqe. edu.ru
- Федеральный портал Информационно-коммуникационных технологий в образовании http://www.ict. edu.ru
-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федерального уровня http:// school-collektion. edu.ru
-Федеральный центр цифровые образовательные ресурсы http://fcior. edu.ru
-Исторические документы http://histordok edu.ru.
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2.Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: Пособие по методике преподавания рус.яз. (для студентов и учителей). М.: Прометей, 1991. 155 с.
3. Баранов М. Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в 4- 8 классах // Русский язык в школе. 2006. №6. С. 38-42.
4. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Социологические исследования. 2011. №5 [Электронный ресурс].
5 Веряев А. А., Нечунаева М. Н., Татарникова Г. В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). [Электронный ресурс] URL:
6.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
predstavleniya-kriticheskiy-analiz-izmerenie (дата обращения: 05.01.2017);
7. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram.
8. Иванов П. П. Словарная работа на уроках русского языка в V классе. М.: Учпедгиз, 1954. 272 с.
9. Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М.: Учпедгиз, 1956. 280 с.
10. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие материально- технические условия:
- кабинет;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- проектор;
- СД-диски по данному курсу;
- демонстрационно-тематические плакаты и стенды.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Функциональная грамотность» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, соответствующее социально-гуманитарной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.