СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана с учетом потребности современного общества. Это программа содержит 4 модуля, включая финансовую грамотность.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Пояснительная записка

Программа «Функциональной грамотности» реализуется с 2021 года.

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень освоения: базовый.

Программа написана на основе нормативно-правовых документов:


Нормативные документы.

Основные

характеристики

программ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273) (ст.2, ст.12, ст.75);

Порядок

проектирования

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.12, ст.47, ст.75);

Условия

реализации

Федеральный закон № 273-ФЗ (п.1,2,3,9 ст.13; п. 1,5,6 ст.14; ст.15; ст.16; ст.33, ст.34, ст.75),

СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28);

Содержание

программ

Федеральный закон № 273-ФЗ (п.9, 22, 25 ст.2; п.5 ст.12; п.1, п.4 ст.75),

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей/распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

Организация

образовательного

процесса

Федеральный закон № 273-ФЗ (ст.15, ст.16, ст.17; ст.75)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №

28).




Актуальность программы.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность. Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования, в первую очередь общего, с многоплановой человеческой деятельностью. Функциональная грамотность, своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Отличительные особенности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения;

6) имеет смысл главным образом в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

Адресат программы.

Данная программа рассчитана на освоение в течение 1 года учащимися в возрасте от 7 до 18 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.

Цель и задачи программы:

Цель программы: основной целью программы является развитие функциональной грамотности у обучающихся как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

1. Изучение отечественной практики развития функциональной грамотности школьников.

2. Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.

3. Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.

4. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

Условия реализации программы:

В группе по норме наполняемости должно быть следующее количество учащихся: не менее 25 человек.

Сроки реализации программы -1 год.

1 год обучения- 153 часа;

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и по 2,5 часа.

Формы проведения занятий по программе: акция, встреча, диспут, защита проектов, игра, конкурс, круглый стол, лекция, мастер-класс, олимпиада, праздник, квест, презентация, репетиция, соревнование, творческий отчет, тренинг, экскурсия.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Основной формой обучения является учебное занятие. Ведущая форма организации занятий является - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Основной формой работы являются занятия, которые составлены с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей учащихся.

Формы теоретических занятий: беседы, лекции, доклады, викторины, деловые и ролевые игры, самостоятельная работа;

Формы практических занятий: встречи с сотрудниками банков, решение тестов и логических задач.

Материально-техническое оснащение: материально-техническое обеспечение образовательного процесса должно обеспечивать реализацию деятельностного подхода к обучению. Слушателям должны быть созданы условия для продуктивных занятий познавательной, учебно-практической, а также индивидуальной и групповой проектной деятельностью. Для эффективной реализации программы обучающего семинара необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- оборудованная учебная аудитория, позволяющая организовать и провести групповую практическую работу;

- мультимедийное оборудование, электронная презентация;

− УМК, учебно-методические материалы;

- тесты для выполнения самостоятельных работ.

Кадровое обеспечение: в реализации программы могут принимать участие несколько педагогов, владеющие знаниями и умениями и навыками по определенным разделам. Такая организация учебного процесса позволяет наиболее полно и эффективно освоить образовательную программу. Данная программа завязана на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего функциональной грамотностью, педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей.

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих

умений:

- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

- оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны;

- оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

- применять математические знания для решения разного рода проблем на практике;

- формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;

- интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации;

- объяснять и описывать естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний;

- распознавать и исследовать личные, местные, национальные, глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте;

- интерпретировать и оценивать личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания;

- применять финансовые знания для решения разного рода проблем;

- анализировать информацию в финансовом контексте;

- оценивать финансовые проблемы в различном контексте;

- находит и извлекает информацию из различных текстов;

 – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

 – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

 – знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

 – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление;

 – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Знать: находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Использовать тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Овладение универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

Уметь: работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. А также, использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Функциональная грамотность основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.





Учебный план обучения.

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля



Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1



Текущий, промежуточный, итоговый

2

Математическая грамотность.

38



Текущий, промежуточный, итоговый

3

Естественнонаучная грамотность.

38



Текущий, промежуточный, итоговый

4

Финансовая грамотность.

38



Текущий, промежуточный, итоговый

5

Читательская грамотность.

38



Текущий, промежуточный


Итого:

153




Рабочая программа.

Пояснительная записка

Адресат программы. Данная программа рассчитана на освоение в течение 2-х лет учащимися возрасте от 7 до 17 лет, не зависимо от пола, имеющими заявление от родителей о приеме в объединение. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.

Задачи:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение»;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности;

-формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;

-формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;

-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;

-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных информационных источников.

- мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности;

 формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;

 расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

 обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучения.

На год обучения могут быть приняты учащиеся 7-17 лет, имеющие заявление от

родителей о приеме в объединение. В одной группе могут заниматься учащиеся разного возраста. В реализации программы могут принимать участие несколько педагогов, владеющие знаниями и умениями и навыками по определенным разделам. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы и учащиеся, мотивированные на участие в школьных и районных соревнованиях и конкурсах.

Количество занимающихся в группе не должно быть менее 25 человек.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленность и, умения преодолевать трудности;

– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

 воспитание чувства справедливости, ответственности;

 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

 оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

 формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества;  развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;  развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные:

 сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

 действовать в соответствии с заданными правилами;

 участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты:

 использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

 овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;

 умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

 приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.


Содержание программы.

Модуль «Основы математической грамотности».

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Практика: разрешение жизненных ситуаций на примере решения математических задач. Использование математических знаний в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности».

Звуковые явления. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Живая природа. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Живая природа. Царства живой природы. Структура и свойства вещества. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение. Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие. Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное электричество. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии. Магнетизм и электромагнетизм. Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Структура и свойства вещества. На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества. Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Практика: разработка исследовательских работ, постановка опытов, участие в олимпиадах по биологии, походы в лес для анализа существующих глобальных проблем.

Модуль: «Основы финансовой грамотности».

Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником.

Практика: Решение практических задач, составление бизнес плана, знакомство с банковской системой через онлайн уроки «Финансовая грамотность» и беседой со специалистом Сбербанк.

Модуль «Основы читательской грамотности».

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж). Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст - инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом.

Практика: Учимся задавать вопросы: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений. Участие в конкурсе «Медвежонок» и в олимпиадах по русскому языку и литературе.



Календарно-тематический план.


п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дано по программе

Дата по факту

Форма контроля

Введение.

1

Введение в курс.

1




Модуль «математическая грамотность» - 38 часов

2

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

3



Текущий

3

Сюжетные задачи.

2,5



Текущий

4

Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду.




3



Текущий

5

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.


2



Текущий

6

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

2,5



Текущий

7

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

2,5



Текущий

8

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица.

2



Текущий

9

Решение задач реальной жизни.

2,5



Итоговый

10

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

2



Текущий

11

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

2,5



Текущий

12

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

2,5



Текущий

14

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

2,5



Текущий

15

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

3



Текущий

16

Решение геометрических задач исследовательского характера.

2,5



Текущий

17

Решение задач реальной жизни на вероятность событий в реальной жизни.

3



Итоговый

Модуль «Естественнонаучной грамотности» - 38 часов.

18

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

3



Текущий

19

Шум и его воздействие на человека

3



Текущий

20

Вода. Уникальность воды.

3



Текущий

21

Углекислый газ в природе и его значение.

3



Текущий

22

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

5



Текущий

23

Тело и вещество. Форма, объём, плотность. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

5



Текущий

24

Представления о Вселенной. Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны.

3



Текущий

25

Электромагнитные явления. Производство и использование электроэнергии.

5



Текущий

26

Глобальное потепление. Парниковый эффект: действительность или вымысел?

5



Текущий

27

Медицина спорта.

3



Итоговый

Модуль «финансовая грамотность» - 38 часов.

28

Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Как разумно делать покупки? Личные деньги.

4,5



Текущий

29

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог.

4



Текущий

30

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

4



Текущий

31

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

4



Текущий

32

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

4



Текущий

33

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

4,5



Текущий

34

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

4



Текущий

35

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

5



Итоговый

37

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

4



Итоговый

Модуль «Читательская грамотность» - 38 часов.

38

Умеем ли мы читать? (Виды чтения). Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

3,5



Текущий

39

С чего начинается текст? (Роль заглавия). Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

4



Текущий

40

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

3,5



Текущий

41

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста). Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

4



Текущий

42

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль).

4



Итоговый

43

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи). Погружение в текст.

4



Текущий

44

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы). Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

4



Текущий

45

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

4



Текущий

46

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты).

4



Текущий

47

Практикум-диагностика (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом).

3



Итоговый


Условия реализации программы.

1. Место проведения (учебные комнаты, спортивный зал).

2. Материально-техническое обеспечение:

Формы аттестации.

Контроль и учет успеваемости детей осуществляется следующим образом:

- текущий контроль - в виде визуального наблюдения за успехами детей;

- периодический контроль - проводится в конце каждого полугодия в виде устного опроса; теста, викторины, игры, конкурса, открытого занятия. По результатам составляется мониторинг результативности обучения.

- итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе.

- диагностика уровня личностного развития учащихся проводится по следующим параметрам: культура речи, умение слушать, умение выделить главное, умение планировать, умение ставить задачи, самоконтроль, воля, выдержка, самооценка, мотивация, социальная адаптация.

В течение учебного года дети принимают участие в массовых мероприятиях разного уровня организации: внутри школьных, городских акциях, проектах, квестах, посещение музеев, библиотек.


Календарный учебный график.


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во

дней

Кол-во часов

Режим занятий

1

01.09.2021

29.05.2022

34

68

153

1/2


Методические материалы.


Список литературы.

Базовые федеральные образовательные порталы

-Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru:

-Российский образовательный портал http://www.school. edu.ru

-Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.eqe. edu.ru

- Федеральный портал Информационно-коммуникационных технологий в образовании http://www.ict. edu.ru

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федерального уровня http:// school-collektion. edu.ru

-Федеральный центр цифровые образовательные ресурсы http://fcior. edu.ru

-Исторические документы http://histordok edu.ru.

Литература:

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2.Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: Пособие по методике преподавания рус.яз. (для студентов и учителей). М.: Прометей, 1991. 155 с.

3. Баранов М. Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в 4- 8 классах // Русский язык в школе. 2006. №6. С. 38-42.

4. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Социологические исследования. 2011. №5 [Электронный ресурс].

5 Веряев А. А., Нечунаева М. Н., Татарникова Г. В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2 (78). [Электронный ресурс] URL:

6.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

predstavleniya-kriticheskiy-analiz-izmerenie (дата обращения: 05.01.2017);

7. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram.

8. Иванов П. П. Словарная работа на уроках русского языка в V классе. М.: Учпедгиз, 1954. 272 с.

9. Клюева В. Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М.: Учпедгиз, 1956. 280 с.

10. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие материально- технические условия:

- кабинет;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- проектор;

- СД-диски по данному курсу;

- демонстрационно-тематические плакаты и стенды.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Функциональная грамотность» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование, соответствующее социально-гуманитарной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!